Посвящается
irinafreckles «Замять неуместный порыв восторгания».
В. В. Виноградов*
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев**
Беда (и радость), коль у царя Мидаса есть ещё один друг, постоянно задающий этимологические
вопросы, провоцирующие писать не просто лоскутки - судьбоносные
полотна.
И тогда Мидас не только не ест и не спит, а ещё и полночи вскакивает, чтобы записать очередную мысль, - поскольку вопрос Ирины касался именно мысли: не той ли она этимологии, что и
мозг?
Нет,
не той (если в обозримых пределах погружения в даль и глубь вавилонских корней), - но гораздо, гораздо лучшей и интересней...
Я бы даже сказала - эпохальней, поскольку этим архаическим корнем вполне покрывается вся наша (по крайней мере славянская) культура (да и цивилизация «тож»).
Если хотите - это наш геном, в его самой основополагающей и «
ядерной» (Кмоп написал «ядреной» - согласна и с этим уточнением моего любимчика) «формуле», одно из самых первых годовых колец нашего древа жизни и языка...
Причём если бы не Владимир Николаевич То́поров (которого я и без того обожала за его книгу «
Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического», - а теперь и подавно), ни за что бы мне об этом не догадаться.
А так мне осталось лишь додумать мысль о мысли, довести размышления до логического конца... точнее, кольца.
А именно: Топоров единственный из исследователей углубился в подземелье языка настолько, чтобы увидеть (
абсолютно убедительное***) родство этого корня с индоевропейским *men- (а как же!
ментальный разве не опознаётся мгновенно здесь?):
Что же осталось тут до-мыслить мне? Для чего я полночи вскакивала, чтобы записать на очередном листочке очередное слово или связь слов?
Да всего ничего: что поскольку это корень, заключающий в себе дифтонг е носовое (оно же юс малый), за многие века развития языка успевший принять множество личин (имя которым легион****), - то и, следовательно, можно запросто выстроить и легион родни:
мнить, именовать, помнить, поминать, память (и мнемоника, ага...), но и мудрить (и мудреть), и мудрый-мудрость и все производные, и ум (потому что уметь - иметь - заметить - приметить - подметить - наметить), и понимать (и заминать-замять, и перенимать, и унимать, и внимать), и подминать, и сминать, и уминать... ну, в общем, практически вся триада слово-мысль-дело...
Ну?
Не видно разве са́мого первого «исходника», зазипованно-зараренного самораспаковывающегося архива чудовищной силы сжатости, - «откуда есть пошла [вавилонская] земля»?
Ну конечно же: мять!..
Мять (menti), сминать, месить:
Доказательство существования бога средствами языка: и таки ж вымесил он нас из глины...
Глиняные скрижали, мягкая восковая пластинка с вытисненными узорами-вмятинками гармонии и смысла (кстати, знаете что такое смысл? это согласная мысль):
А конечное -сль означает всего лишь то, что перед нами девербатив - результат действия:
По типу поросль, отрасль, гусли, ясли...
...Не знаю как вам, а мне замять «неуместный порыв восторгания» никак не удаётся.
Потому что смысл всех этих этимологических измышлений по поводу мысли предельно прост: мудрость заключается в том, чтобы, имея ум, внимание и память, называть, давая жизни имя...
Мыслить - это значит помнить, понимать, уметь, именовать.
Где уж тут унять восторгание...
* Виноградов в соответствующей
статье утверждает, что автор этого выражения - Н. В. Гоголь, сказавший это якобы в «Мёртвых душах», - однако ни в тексте «Душ», ни вообще в инетных поисковиках я ничего подобного не нашла даже в вариациях. Все пути ссылки ведут к Виноградову.
** Прочитайте весь
текст стихотворения - не пожалеете...
*** У кого нет плагина или программы для чтения файлов в формате djvu - я сделала pdf, ибо это должно быть прочитано
полностью.
**** Их тьмы, и тьмы, и тьмы: -я-, -у- (когда он чередовался с юсом большим, он же дифтонг о носовое, на письме часто -он-), -ен-, -ин-, -ни- (как в слове мнить), и даже -ы- (как в слове мысль), а в группе всех корневых составляющих: мы-мя-му-ме, мни, мин (поминки-поминать), ним (понимать и прочие с другими приставками) etc.
Музыкальный киоск
Click to view
Click to view
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.