Письма Г. В. Степановой. 19, 20 и 21 марта 1983 года

Jan 23, 2012 01:10

Начало здесь, остальное по тегу, начинать лучше снизу, поскольку в ЖЖ записи идут «вверх ногами».

19 марта 1983 [1]

Записки на салфетках [2] (у Булгакова были, кажется, на манжетах).

8.00 утра. Аэропорт родного города.
Самолёта, конечно, нет. К чему я была готова, взяла вязание.

12.00. На трассе - не летают. Прибалтика вся в тумане.
Вяжу первую полочку детской вещи [3].

14.00. Туман ещё гуще.
Начала вторую полочку. Для разнообразия посетила ресторан.

16.35. Перед кофточки вывязала.
Запоходом в цветном телевизоре посмотрела фильм, послушала встречу Вас. Белова в МГУ, с чтением Ефремова его рассказов, посмотрела «В мире животных».
Самолёта нет.

18.10. Объявляют посадку.
Летим. Через 1 ч. 20 мин. - в Ленинграде.

19.30. Высота 9 км. Вижу - натуральное замёрзшее, в застругах, озеро. Кое-где в торосах.
Как в природе едины формы материи бывают!
Рисунки прибоя и линии на камне, облака и льдины, дерево и нервная клетка...

20.30. Ленинград. Должна отнести передачу и там же переночевать.
Телефон не отвечает, поехала в темноте. Подъезды внутри имеют блокадный вид, квартиры фантастически пронумерованы. Рядом 6 и 31.
Есть все номера, кроме моего.

11 ч. ночи. Иду с сумками по Невскому. Где бы на вокзале посидеть? Вдруг в переулке гостиница... Ура! Получила коечку. Сняла все доспехи, умылась, налила даже стакан чая с вафлями. И в великой радости - можно поднять ноги «в горизонт»...
А на завтра в метро уже купила билет на вечер Товстоногова.

Летайте самолётами Аэрофлота!

Роспись

20 марта 1983

Эрмитаж.
Как говорят студенты, «на халяву» прошла в сей град искусства. Старый способ - пристроиться в хвост проходящей без очереди экскурсии.
Очередь же, по-моему, - от входа до Дворцовой площади.

Французы возлюбленные - под самой крышей (авось народ свалится на полпути и не доползёт до этого разврата академическо-передвижнически воспитанного вкуса).

Т.к. смотрела с конца, то очень любопытно: будто обратно крутят фильм. Только не человек выпрыгивает из воды, а очень быстро сменяются формы выражения воспринимаемого. (О сюжетах не говорю, это - более внешний показатель для живописи, а не для литературы.)

Впечатления: французы исследуют мир в его внешнем, пластическом проявлении - форма, цвет, фактура. И чем ближе к современности, тем острее и исступлённей (Пикассо) это делают. Опять же - секс, который начисто исключён из нашего искусства, а тем более изобразительного.
А я вдруг увидела: Роден - объятья обнажённых (называют по-разному - «Весна», «Ромео и Джульетта» и т.д.) - суть - всё та же; Гоген - букет подсолнухов, но с такими сексуальными намёками в самих цветах - чёрти шо! У Ван Гога этот же сюжет - заворачивание человека в спираль от мук духа; Пикассо - тот мстит бабе за её многие грехи и в том числе за личную зависимость от неё же.

Опять же - сижу среди абстракций В. Кандинского.
Мне нравится. Думаю, как бы изобразить нечто такое для личного интерьера [4].

Роспись

21 марта 1983

«Летайте самолётами Аэрофлота»
Серия III

Итак, подлетаем к Архангельску. Небо - как у японцев: у земли - розовое, потом переходит в голубое, а чем выше, тем чернее. Горит одна звезда, но яркая и большая.

Внизу - на чёрном бархате россыпи драгоценностей голубого, зелёного, жёлтого оттенков.
Очень всё чистое, яркое. Самолёт уже делает разворот... Лично я предвкушаю номер в гостинице с душем и чаем...

Но почему-то наш самолёт уже не снижается, уходит от этих рассыпанных самоцветов в сторону и нам объявляют - летим садиться в Мурманск, Архангельск нас не принимает.

Результат: сидим в Мурманске, в аэропорту, архитектура - внешность которого - стиль «Рококо Арктики», то есть голые-голисенькие коробки, окружённые грязным снегом. Внутренность - клондайковский контингент. Проблема - как переночевать, не та организация Аэрофлот, чтобы обеспечить койкой. Сейчас 12 ночи, обещают отправить завтра утром, но это ещё ничего не значит.

Полярная ночь, т.к. пребываем за Полярным кругом.
Вот так.

Будьте здоровы и летайте самолётами Аэрофлота!

Роспись

[В конверт вложена открытка с видом на Петропавловскую крепость, по времени написания предшествующая письму - Т. Б.] [5]

Серия «Летайте самолётами Аэрофлота» продолжается. Теперь сижу в Ленинграде, не могу вылететь в Архангельск. Успела сбегать в Русский музей, в котором работает 1/4 часть по причине ремонта, который обещают делать 3 года, ибо за 200 (?) лет существования (или 100) ни разу не ремонтировался.
Посмотрела иконы, а Государственный совет Репина не стала смотреть.

Примечания

1. Письма от 19 и 20 марта вложены в один конверт и отправлены из Ленинграда, письмо с открыткой от 21 марта - в другой, отправлено из Мурманска.

2. Письмо написано на полупрозрачных («полу-папиросных») листочках, действительно используемых в столовых и буфетах в качестве салфеток (а одно из моих писем Г. В. было отправлено из Москвы, когда я неудачно поступала в аспирантуру в Институт русского языка, и написано на обороте телеграфных бланков):




3. Про миф о «вязаных плодах» работы Г. В. см. в моих мемуарах.

4. Галина Васильевна хорошо рисовала: где-то в следующих письмах есть её акварелька, вписанная прямо в текст, - обязательно покажу.

5. Факсимиле:







На всю эту фантасмагорию я откликнулась и текстово, и артефактно:

от 29 марта - «Так получилось, что серию III “Летайте самолётами...” я получила раньше, чем I и II. Комментарий смотрите на отдельном листе (специальный выпуск).
С нетерпением жду следующего письма (откуда оно будет? И на чём?»;

от 31 марта (при получении следующего письма от Г. В., от 25 марта, отправленного из Архангельска) - «Получила Ваше письмо (из Архангельска, наконец). На обратном пути в какие города думаете завернуть? Может, в Сумы? Мы были бы очень рады».

«Специальный выпуск»:






© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

Галина Васильевна, письма Г. В. Степановой

Previous post Next post
Up