Как мы ходили в баню.

Feb 23, 2019 20:32

Так  получилось, что в наше крошечной квартирке на берегу моря не было горячей воды. И поэтому каждый день мы как-то обходились тазиком или мытьем холодной водой, а раз в неделю ходили в баню.
Когда я попадаю в банные заведения Германии, то меня некоторый смех разбирает. Совершенно очевидно, что местные жители считают мытье в бане некоторым особенным занятием с легким эротическим оттенком, со сложными ритуалами и правилами. В немецких банях мужчины и женщины моются вместе. И все, эдак, старательно делают вид, что никто ни на кого не смотрит и это в порядке вещей - подумаешь, чужие друг другу люди голой толпой. Приходишь, такой снимаешь подштаники, толкаясь попами с посторонними дяденьками (раздевалки тоже общие), делаешь морду кирпичом, ибо рассматривать посторонних голых неприлично и мы не для того здесь все собрались! и устремляешься в совместную парилку. В каковой парилке почему-то надо соблюдать абсолютную тишину. Раз в определенное время, приходит специально обученный человек и устраивает ауфгусс, то есть ээээ... политие воды на каменку. Перед ауфгуссом раздают маленькие топсики, пардон, плошечки с медом, чтобы им намазаться. Потом приносят воду, в которую добавлены всякие эфирные масла, и вот этот человек осторожно льет, потом машет полотеничком, разгоняя горячий воздух, а потом опять льет. И все сопят в полутьме и тишине. Иногда раздается тихая медитативная музыка. После ауфгусса всем участникам раздают нарезанные яблочки. Напарившись в бане ни в коем случае нельзя с разбегу плюхаться в бассейн на улице. Надо вначале помыться в душе и только потом интеллигентно окунуться.

Не то в банях моего детства! Я пыталась сегодня вспомнить, в каких банях Таллинна я мылась. Ближе всего наша на Ситси (или Ситцевой, как говаривали пожилые люди). Она считалась не очень, потому что в ней была электтропечь (фу!) и мокрый пар. Но она была ближе всего, потому мы в нее чаще и ходили. Потом была баня у гостиницы Таллинн (в ней была такая древняя дровяная печь, что иногда было видно огонь сквозь трещины в ней), баня у автовокзала на трамвайной остановке, баня Каламая, баня на Тульби, баня на Леннуки и баня на Ломоносова, то бишь на Рауа. Почему мы ходили не в одну определенную, а в разные? Не знаю. Иногда какие-то из них были закрыты, кажется. Бани были разные, но помывочный ритуал всегда один. Складываешь чистое белье, шлепанцы (босиком ни в коем случае! грибок! бородавки! сифилис и чума!) полотенце и платок, чтобы потом повязать мокрые волосы. Если сейчас кто-нибудь спросит, почему нельзя было высушить феном, я буду хохотать как бэзумная. У входа в баню - окошко, где продают билеты, веники, лимонад и пиво(?), мыло-шампуни и мочалки. Меня лимонад интересовал, в основном. Мы были поклонники "Байкала", но "Келлуке" тоже годился. "Лумивалгеке" был какой-то не такой, а "Буратино" слишком сладкий. Вот покупается билет в баню, лимонад и веник. Далее мужчины идут в мужское отделения, а женщины - в женское. В раздевалке шкафчики, потом помывочное отделение с душами, каменными скамьями и цинковыми тазиками, а из помывочного - вход в парилку. Дальше прядок был такой, что находилась свободная скамья, свободные тазики. Каждый тазик тщательно ошпаривался кипятком, и им же обливалась скамья. Но все равно, голой попой мне на нее садиться строжайше запрещалось, для этих целей был специальный пластиковый пакетик. В тазики наливалась вода - холодная, чтобы облиться после парилки. А вокруг царит и празднует всякая женская непринужденная  телесность, кто болтает с подругой, кто красит голову и из-под пластикового чепчика на шею льется струйками черно-рыжая краска "Рубин", старушки просят потереть спинку, голоса сливаются в гул и отражаются от мокрых стен. В парилку заходишь, там потише, но тоже все беседуют вполне непринужденно. В углу стоит тазик с горячей водой, в него надо сунуть веник, чтобы размок, как следует. Если ты одна пришла, то можно вполне надеяться, что тебя им похлещут, если попросишь. Ну и тебя могут попросить похлестать.

Особо прекрасно было встретить случайно кого-нибудь из знакомых. Из самых ярких встреч в бане помню, как на меня в клубах пара выплыла дорогая моя научная руководительница и одна из любимых преподавателей ЕИК. Это мы уже из Германии приехали в отпуск и попали в Тарту в баню. Я, увидев ЕИ, от ужаса замемекала и сделала робкую попытку утопиться в шайке. Кто знает размеры шайки и мои размеры, тот может оценить величину моего ужаса и шансы на успех. Прекрасная ЕИ и бровью не повела. Светским голосом она спросила как мои дела и чем я занимаюсь в Германии, а потом задумчиво сказала, что было бы очень интересно с лингвистической точки зрения изучить язык русских эммигрантов в Германии. И чтобы я подумала! И записывала бы!

Дорогая ЕИ! записывать - записываю, а с думаньем, как всегда, сложности.

семья, мемауры

Previous post Next post
Up