Есть ли альтернатива подчинению: эксперимент Милгрэма

Apr 08, 2022 15:04



Шокирующие эксперименты Стэнли Милгрэма хорошо известны, поэтому я сосредоточусь на том, какие факторы способствуют или препятствуют подчинению. Но и про сам эксперимент, конечно расскажу.

Итак, 60-е годы XX века. Хотя с окончания 2-й мировой войны прошло уже почти 20 лет, ученые продолжают искать ответы на вопрос: как такое могло произойти? Как мотни тысяч людей оказались убийцами мирных жителей, превратились в жестоких садистов? Молодой американский социальный психолог Стэнли Милгрэм предположил, что одна из причин - склонность к подчинению, которая является особенностью немецкого характера. Он придумал эксперимент для исследования подчинения и прежде, чем отправиться в Германию, решил "обкатать" его на американцах. Первые же результаты показали: ехать в Германию не нужно.

Участникам эксперимента Милгрэма он был представлен как исследование влияния наказания на обучение. Один из участников («учитель») должен проверять память другого («ученика») и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.
«Учитель» при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. Обратите внимание на маркировку шкалы на графике: такую же (с надписью "опасно для здоровья") видел и участник эксперимента.
При всех сомнениях «учителя» человек в белом халате - "руководитель эксперимента" - произносил одну из двух стандартных фраз "Чрезвычайно важно, чтобы Вы продолжали" или "У Вас нет выбора, Вы должны продолжать".
Перед началом эксперимента были опрошены психологи и психиатры, их попросили предположить, какая часть испытуемых дойдет до конца шкалы. Оценка психологов - 1-2%. Оценка психиатров - 1 из 1000.

Что же происходило на самом деле? Конечно, никого током не били. "Учитель" видел "ученика"(это был актер) только перед началом эксперимента. В "классическом варианте на 300 вольт раздавались стуки в стену. На варианте, представленном на графике, произносились стандартные реплики.  На уровне 120 В "ученик" начинал требовать "выпустите меня", ближе к концу шкалы эти требования характеризуются ремарками "агония" и "истерика" плюс ссылки на больное сердце, после 400 вольт идет зловещая тишина...
Результаты примерно одинаковы. Когда дело ограничивалось стуком в стену, первые отказы шли, когда эти стуки раздавались. Когда в дело шли реплики, первые 20% "учителей" отказываются от участия до первых требований "ученика" отпустить его или сразу после них. А дальше... дальше в эксперимент остаются почти все. Примерно две трети вдаряют мифическому "ученику", который то ли в сознании, то ли нет (молчит! и задания не выполняет!) удар в итоговые 450 вольт...
Вот описание того, что творилось с одним из испытуемых-"учителей":
"Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался"
Другие испытуемые "потели, заикались, кусали губы, стонали, сжимали кулаки, впивались ногтями в ладони". У трех испытуемых отмечались неконтролируемые припадки нервного смеха, в одном - что-то вроде судорожного припадка.

В качестве объяснения результатов приводилась присущая человеку склонность к подчинению авторитетам, а также разделение ответственности (я всего лишь выполняю указания авторитета, который знает, что делает и несет ответственность)

Получив шокирующие результаты, Милгрэм стал проводить модификации эксперимента (более 20-ти), чтобы понять, от чего зависит уровень подчинения. Потом аналогичные эксперименты проводили другие исследователи во всем мире. Обобщены данные за 40 лет исследований.
Вот что получилось в итоге.

Не влияет на уровень подчинения (2/3 подчиняющихся - в эксперименте, то есть, те, которые доводят его до конца):
- Пол испытуемого (нет выраженных различий мужчин и женщин)
- Страна проведения эксперимента
- Время проведения эксперимента (нет существенных различий от 60-х годов XX века до начала XXI-го)
- Заявление ученика, что у него больное сердце и что  эксперимент опасен для него (!)

Увеличивает подчинение
- Увеличение дистанции между "учителем" и жертвой-"учеником". В "классическом" варианте испытуемый мог слышать жертву, если он ее не видел и не слышал, подчинение увеличивалось до 93%
- Увеличение числа "авторитетов". Когда "исследователей" было двое, уровень подчинения возрастал до 90%

Незначительно уменьшает подчинение
- Авторитетность учреждения, которое проводит эксперимент: Йельский университет - 65%, непонятная частная ассоциация с убогим помещением - 48%

Уменьшает подчинение
- Требование исходит от неавторитетного человека. Если "исследователь" давал указание прекратить эксперимент, а "ученик", которого "били током", требовал продолжения, 100%  слушались авторитета.
- Физическое отсутствие "авторитета" ("исследователя" в халате) - когда он выходил из помещения, оставляя "ассистента" лишь 20% продолжали эксперимент. Указания по телефону - та же цифра - 21%. При этом многие врали, что эксперимент продолжают.
- Конфликт между авторитетами. Если "исследователей" было двое, один требовал продолжать, другой - остановить эксперимент, большинство  эксперимент прекращали.
- Снижение дистанции между "учителем" и жертвой-"учеником": когда они находились в одной комнате и "учитель" должен был своими руками прижимать руки "ученика" к электродам, осталось 30% подчиняющихся.

Что еще влияет на поведение испытуемых
- Возможность самому определять силу удара. Когда она была предоставлена, 95% не пошли дальше 150 вольт.

Как ни странно, я не нашла внятных свидетельств того, как влияют  на результат индивидуальные особенности человека (чем отказывающиеся отличаются от подчиняющихся), а также была ли ситуация, где "учитель" был свидетелем отказа другого "учителя". Полагаю, в последнем случае процент отказов увеличился бы, но насколько?

Итак, если вы хотите уменьшить влияние подчинения, стоит взять на вооружение следующие возможности:
- Снижение воспринимаемой авторитетности того, кто отдает указание
- Добавление второго авторитета, который будет противоречить первому - их воспринимаемая авторитетность должна быть примерно одинакова
- Максимально возможное сближение подчиняющегося с жертвой подчинения
- Переформатирование ситуации из подчинения приказу в самостоятельнрое принятие решения

P.S.Неожиданно обнаружила, что сейчас на ютубе есть канал, где поднимаются примерно те же темы, что и  я задумала раскрывать в своем психологическом цикле. Ведет его известным популяризатор, биолог Ирина Якутенко. Она делает немалое количество ошибок в описании экспериментов и вообще психологу тяжело слушать, как биолог рассуждает о психологии ("мозг не любит" - звучит ужасно), но в целом доходчиво, полезно  и можно приветствовать.

Источник графика - статья С.Степанова на сайте 1 сентября (ссылку не даю, т.к. сайт старый и соединение считается "опасным")
Основные источники информации - Википедия, а также эта статья

я просветитель, психология

Previous post Next post
Up