Сабина Шпильрейн: по ту сторону "Опасного метода"

Aug 20, 2019 15:53



История Сабины Шпильрейн и ее взаимоотношений с двумя основоположниками психоанализа - Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом - давно вышла за пределы профессиональной среды, стала основой для статей в интернете и сюжетов кинофильмов ("Опасный метод" с Кирой Найтли - самый известный, но не единственный). Мне бы хотелось рассказать о том, что было после этого известного сюжета: жизнь и трагическая судьба этой незаурядной, даже уникальной в каком-то смысле женщины, заслуживают того, чтобы о ней знали.

Молодость
Сабина Шпильрейн (1885-1942) была родом из зажиточной Ростовской еврейской семьи и училась в Швейцарии на врача. О заболевании, которое привело ее в 1904 году в Цюрихскую клинику, где она провела почти год, достоверно известно немногое. Однако мы знаем, что после выписки из клиники она продолжила психоанализ с Юнгом - своим лечащим врачом в клинике. Многолетний психоанализ завершился, как известно, романом.

В ходе многочисленных объяснений, выяснений обстоятельств, упреков и обвинений, связанных с этой неординарной ситуацией, установилась переписка Сабины с Фрейдом, а потом и их личный контакт. Сабине удалось сохранить дружеские отношения с Фрейдом и с Юнгом и после того, как они полностью порвали все взаимоотношения друг с другом.

Все эти события не помешали Сабине получить в Швейцарии диплом врача и начать всерьез профессионально заниматься психоанализом: путь из пациентов в психоаналитики достаточно типичен для многих видных представителей этой профессии. Единственная известная ее работа была написана в 1911 году и называлась “Разрушение как причина становления”. В статье она развивала мысль о том, что влечение к смерти является неотъемлемой стороной влечения к жизни и к ее продолжению, что определяет изначально противоречивую сущность любви:

"Демоническая сила, сущностью которой является разрушение (зло) - в то же время и есть творческая сила, потому что из разрушения двух индивидов появляется новый индивид. Это и есть сексуальное влечение, которое по своей природе есть влечение к разрушению, влечение индивида к уничтожению себя. По этой самой причине оно и должно преодолевать столь большое сопротивление в каждом человеке…”

Свою работу Сабина докладывала на заседании Венского психоаналитического общества. Доклад вызвал бурную и довольно противоречивую реакцию, в частности, Фрейд отозвался о Сабине так:

Она очень талантлива; во всем, что она говорит, есть смысл; ее деструктивное влечение мне не очень нравится”.

Однако не допуская противоречий со своими догматами у мужчин, Фрейд более благосклонно относился к своим последователям - женщинам. И Сабина вскоре была принята в члены Венского психоаналитического общества
Несколько лет ушло у Фрейда на то, чтобы признать идеи, содержавшиеся в работе Сабины Шпильрейн, и в одной из своих ключевых работ “По ту сторону принципа удовольствия” он фактически повторил эти идеи в собственной интерпретации, сославшись на них следующим образом:

В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений.

Так или иначе, но идея двух фундаментальных человеческих инстинктов - жизни и смерти - Эроса и Танатоса - вошла в психологию и общественную мысль.

Сделаем небольшое отступление. Психология - эта одна из тех дисциплин, где личность психолога очень трудно отделить от его работы и профессиональных достижений. Главный инструмент психолога - он сам. Поэтому нередко случается так, что история жизни психолога становится отличной иллюстрацией тех самых теорий, которые он развивает.
Касается ли это Сабины Шпильрейн, чья единственная известная работа была посвящена влечению к смерти и саморазрушению? Зная трагический конец ее жизни, я не хочу и одновременно не могу не думать об этом...
Но мы забежали вперед.

Зрелость
В Вене Сабина знкомится с своим земляком из Ростова, тоже врачом, и 1912 году выходит за него замуж; вскоре рождается дочь Любопытно отношение Фрейда к этому событию (высказанное еще до замужества Сабины)

Вы конечно могли бы иметь ребенка, если бы захотели, но какая это будет бессмысленная трата вашего таланта.

О дальнейшей ее жизни известно довольно мало. Можно только гадать, какие драмы скрывались за скупыми фактами ее биографии. Практиковала как психоаналитик в Вене, Берлине и Женеве. Разошлась с мужем. В 1923 году вернулась в СССР, в Москву, где также активно работала как психоаналитик (в те годы психоанализ в Советском союзе был на подъеме). Отвечая на формальные вопросы анкеты, для отдела кадров, неформально написала:

Работаю с наслаждением, считаю себя рожденной, “призванной” как бы для моей деятельности, без которой не вижу в жизни никакого смысла.

Однако по-видимому что-то не сложилось с той деятельностью, без которой Сабина не видела в жизни смысла. Не прожив и двух лет в Москве, она уезжает в родной Ростов, где вновь соединяется с мужем. Рождается вторая дочь. Работает в школе - педологом, потом врачом. Переживает гонения на психоанализ, потом на педологию. Постепенно сворачивает научную деятельность и контакты - это становится опасным. В годы репрессий были арестованы все три ее брата - все они были блестящими, по-европейски образованными специалистами: психолог, биолог и инженер. Все трое погибли. Умирает муж Сабины. Умирает ее отец. Она остается с двумя дочерьми. Вот как вспоминает о ней родственница:

Была она, как все вокруг считали, безумно непрактичной. Одевалась она только в то, что кто-то ей давал. Она была похожа на маленькую старушку, хотя она была не такой старой. Она была согбенная, в какой-то юбке до земли, старой, черной…



Смерть
И однако жизнь продолжалась, дочери росли, учились, занимались музыкой. Так и застала их война.
Сабине советская власть принесла гибель близких, бедность и убогость, невозможность заниматься любимым делом. С Германией и немецкоязычной средой были свзязаны годы интереснейшей работы, общение с блестящими умами, жизнь в высококультурной среде. Это и определило ее выбор: она осталась в Ростове, фактически ожидая немцев, в уверенности, что разговоры об их зверствах - не более, чем советская пропаганда.
Для гитлеровцев она была всего лишь одной из тысяч евреев, подлежащих уничтожению. Сабина и ее дочери были убиты летом 1942 года.

Послесмертие
Посмертная судьба Сабины Шпильрейн тоже непроста. Ее имя осталось в истории лишь в виде упоминания в Фрейдовской статье. Все изменилось в 70-е годы, когда была опубликована переписка Фрейда с Юнгом, а через несколько лет найдены письма Фрейда и Юнга к Сабине и ее дневник 1909-1912 годов.



Вот тут и началась посмертная слава, где были и серьезные научные монографии, посвященные Сабине, и беллетризованные биографии, и художественные фильмы.
В конце XX века жизнью и работами Шпильрейн заинтересовались и в России, отечественные исследователи не только писали о ней научные работы, но и искали и находили тех немногих, кто лично знал ее и мог что-то о ней рассказать. В Ростове, на ее родине, проводятся посвященные ей международные конференции, на ее родном доме появилась мемориальная доска и открылся небольшой музей.



Интерес к жизни и судьбе Сабины Шпильрейн не стихает и по сей день. Таковы причуды посмертной славы.
(Использованы материалы книги Александра Эткинда "Эрос невозможного. История психоанализа в России")

судьбы, я просветитель, психология

Previous post Next post
Up