Jan 09, 2014 16:25
«Петрушка» - хореография Фокина. Возобновление Долгушина. Декорации по эскизам Бенуа. Исполнители: Евдокимов, Алканова, Мясищев, Ужинский, Кошолкин, Церус и др.
«Весна священная» - хореография Касаткиной и Василева. Исполнители: Островский, Фесенко, Васильков, Соловьев, Джафаров и др. Дирижер - В. Кожин.
Хоть это и премьера, но не совсем премьера. «Петрушку» уже возобновляли, и он шел достаточно долго. «Весна священная» была поставлена лет двенадцать назад, наверное. Но недолго, кажется, шла. И вчера было второе рождение балета.
В «Петрушке», чтобы балет состоялся, нужен великолепный танцовщик, нужна личность. Такой личностью был первый исполнитель роли Петрушки при первом возобновлении балета - Валерий Панов. Тогда «Петрушка» произвел на меня почти ошеломляющее впечатление. Вчера же были прекрасные массовые сцены, очень ярко сыгранный Мясищевым Арап и не было в балете Петрушки. У Евдокимова совсем ничего не получилось. Старательно воспроизводит он внешний рисунок роли. Но из Петрушки оказалось вынутой его бессмертная душа.Балет даже оказался лишенным какого-либо трагического оттенка. Так жаль, что танцевал не Судаков. Только он из всех возможных исполнителей роли Петрушки может вдохнуть в него душу и заставить публику быть потрясенной переживаемой им трагедией.
К счастью, в «Весне священной» было все в порядке.Исполнители были те, что нужно. Балет я помнила неплохо, казался он мне только длиннее. Он завораживает стихийным, кажется, необузданным действием, игрой буйных диких сил и инстинктов. Человечность только пробуждается. Очень хорош Островский - этот дикарь-охотник с великолепным телом и бессознательной тягой к справедливости.Конечно, прелестна и Фесенко, - действительно, жертва и избранница. Ее чистота и красота в равной мере притягивают и только пробуждающееся к любви сердце Пастуха, и Бесноватую, приметившую девушку, сразу выбравшую ее в жертву именно благодаря ее чистоте и невинности. Так приносится в жертву самое лучшее, что есть. Извечный комплекс неполноценности у тех, кто прикрывается идолами, богами, словами. Все прекрасное, юное, чистое должно погибнуть. И к этому же прекрасному и чистому уже тянутся сердца свободные, гордые, умеющие любить и ненавидеть.
В отличном танце всех исполнителей можно было заметить лишь одно - заметное внимание к самым трудным местам в хореографии. Эти места «исполнялись», чуть прерывая ткань балета. Думаю, это издержки первого спектакля.
Этой премьерой мы закончили сезон в Малом театре. Он, как всегда, был интересным. Что-то ждет нас в будущем? Из театра, кажется, ушел Марусин. По крайней мере, вчера мы не обнаружили его фотографии. Высоко ли он шагнул?
Фесенко,
Мясищев,
Островский,
"Петрушка",
1982,
"Весна священная",
Малый театр оперы и балета