Малый театр оперы и балет - "Эсмеральда" 5 января 1982

Jan 13, 2014 10:54

Сценарий Перро.Постановка по мотивам редакции Перро и Петипа.Художественный руководитель постановки Н.Боярчиков.Консультанты: Вячеслова и Гусев.Художник - Т.Бруни.Исполнители: Т.Фесенко, В.Муханова, Н.Долгушин, Колобков, Печерский, Кошолкин, Соловьев, Ларичева, Линник.

Малый театр усердно продолжает работу по восстановлению классического балетного театра, спасая тем самым классическое наследие от забвения. К сожалению, эта огромная работа может быть напрасной, если не позаботиться о записи таких спектаклей, что не от театра уже зависит.
«Эсмеральда» относится к очень известным романтическим балетам прошлого, который долго шел на сценах русских и советских театров, в котором прославились многие наши балерины, в том числе и Вечеслова, которая была консультантом этого спектакля и, конечно, присутствовала на вчерашнем представлении.
Балет, действительно, старинный по языку. Хоть Боярчикову и пришлось что-то дописывать и додумывать, впечатление очень цельное. Но «старинность» эта воспринимается совершенно естественно, нет ничего страшного, мешающего, ничего архаичного!Естественно, что в балете много мимических сцен и нетанцующих героев. Практически нет танца у Грегуара, Квазимодо, Клода Фролло, но у всех достаточно сложные актерские задачи. И свои роли артисты должны решать только через жест, пластику, мимику. Это хорошо удается Кошолкину (Квазимодо) и Печерскому (Грегуару). А вот Колосков скорее смешен, чем страшен в роли Клода.
Как всегда, прелестные декорации Т.Бруни. Занавес - заставка, изображающий главных героев, потом Двор чудес в первой картине: воздушные арки, легкие очертания известных парижских зданий. По декорации Бруни сразу видно, что это балет. Они сами воздушные, изящные, не самодовлеющие. Особенно хороша последняя сцена с мрачно освещенным Собором Парижской Богоматери и плахой в правом дальнем углу сцены.Великолепны и костюмы. Казалось бы, вполне традиционные, но такие театральные и радующие глаз своей цветовой гаммой. Обитатели Двора чудес вовсе не безобразные отбросы человеческого общества (как в балете Кировского театра), а веселые, беззаботные нищие, собирающиеся повесить Грегуара не из злобы, а по обычаю. И Эсмеральда - душа и любимица этого общества. Балет начинается с веселых танцев обитателей Двора чудес и бродяг под предводительством Клопена. Трульфу, который тоже похож больше на театрального разбойника, чем на настоящего. Опасность, угрожающая Грегуару, не кажется страшной. Конечно, кто-то должен его спасти. И вот в решающий момент появляется тоненькая, легкая Эсмеральда. Фесенко в этой роли очень естественна, обаятельна, свободна. И если и не поражает никакими особыми открытиями, то предельно органична во всех сценах, очень мила, добра, хорошо танцует. Неожиданен Печерский в роли Грегуара. Мы привыкли видеть этого танцовщика в ярких характерных ролях, а здесь лирическая роль простодушного милого парня, невольно попавшего в драматические обстоятельства и прожившего в них, ничем не погрешив против человечности. Печерский естественно неуклюж, добродушен и предан Эсмеральде. Все это у артиста хорошо получилось.
После спасения Грегуара и веселых танцев появляется немного смешная фигура Клода, и очень выразительный Квазимодо с огромным горбом, длинным носом, завешенным волосами безобразным лицом, на котором сверкают огромные глаза. Угрозы Клода не кажутся настоящими, настоящим представляется Квазимодо и в своей звериной жестокости, а потом преданности. Спасая Эсмеральду, появляется блестящий Феб-Долгушин. В белом костюме, белых сапогах, с белым султаном на шлеме, в плаще и с белым шарфом. Весь костюм его отделан золотом. Рыжеватые усы придают артисту непривычное щегольство. В каждом его движении сквозит самовлюбленность, сознание своей неотразимости и силы.
Второй акт - чисто классический танец по всем его законам. Кордебалет, корифеи (четверки, двойки), вариации солистов, адажио. В вариациях была очень хороша Линник. Блеснула отличной техникой Муханова. Однако, она немного тяжела и выглядит старовато рядом со всеми остальными. Свои вариации Долгушин станцевал хорошо, но он уж слишком фиксирует, слишком подчеркивает каждое свое движение, каждый свой жест и в результате иногда выглядел манерным. Необычна трагическая вариация Эсмеральды, порожденная отчаянием.
Третий акт коротенький, включающий лишь небольшое адажио Эсмеральды и Феба в первой сцене и во второй танцы бродяг и нищих, выбравших Квазимодо королем шутов, и потом шествие Эсмеральды на казнь. В адажио Долгушин допустил сильный сбой, споткнувшись о партнершу. К сожалению, с ним это нередко случается в последнее время. Наполнена живописной выразительности сцена казни Эсмеральды. Непонятен только последний выход Феба с шарфом в черном колете, напоминающим одежду ангела смерти. Кто это и что, не совсем понятно.
Спектакль приняли хорошо, но не так горячо, как принимали многие спектакли до него. На аплодисменты вышли, кроме артистов, Вечеслова, Боярчиков и, кажется, Бруни. Больше просто некому. И ей все отдавали свои цветы.
Новая работа театра очень интересна, но впечатление более спокойное, чем я ожидала.

Бруни, "Эсмеральда", 1982, Линник, Малый театр оперы и балета, Долгушин, Фесенко, Боярчиков

Previous post Next post
Up