Dec 30, 2013 12:18
С. Слонимский «Мария Стюарт»
Либретто Я.Гордина. Музыкальный руководитель и дирижер - В.Кожин. Постановщик - С.Гаудасинский. Художник - С.Пастух. Дирижер - Кукушкин. Исполнители: И.Просаловская, А.Морозов, Н.Думцев, Б.Рубин, С.Буреев, Н.Васильев, В.Ретюнский, В.Панкратов, М.Кузнецова, В.Кущ, В.Романов, В.Корженский.
Каждая премьера Малого театра - событие в нашей жизни, будто бы это наша работа, и если удача и неудача, то тоже наши.
Оперу Слонимского ждали очень давно. Особый интерес у театральной публики вызвало то, что это первая постановка на сцене театра нового главного режиссера Станислава Гаудасинского.
Первое действие мне решительно не понравилось. И музыка, и либретто. Второе лучше всего. В третьем затянута сцена в тюрьме.
Основной недостаток спектакля заложен в либретто. Гордин взял за основу не какое-нибудь драматическое или прозаическое художественное произведение о Марии Стюарт, а исторические сведения о ее биографии, переписку ее с Елизаветой, шотландский эпос и баллады, написанные самой Марией. Пытаясь вместить в либретто почти всю жизнь Марии, борьбу за власть ее мужей, ее любовную история, борьбу католической и протестантской церкви, мятежи, убийства и прочее. Автор либретто не смог выстроить весь этот материал, поэтому текст отличается излишней фрагментарностью, и целый ряд эпизодов лишь сообщает о каком-то событии. Там же, где начинается более подробное развитие характеров, там больше всего музыкальных и исполнительских удач. Это относится прежде всего во второму акту и, пожалуй, настоящая музыка, пение и действие оперной драмы начинается с четырнадцатого эпизода (во дворце Марии). В центре внимания композитора оказываются два действующих лица - Мария и Босуэл. Очень жаль, что вся роль Елизаветы сводится к комментарию того, что происходит в королевстве Марии. Роль неблагодарная, ненужная и очень жаль, что такой интересный характер пропадает. Мария в спектакле тоже предстает больше как игрушка в руках других людей и как женщина, а не как политический деятель. Чем вызвана столь яростная ненависть протестантов, понятно из истории, но непонятно из оперы.
Кажется мне, что нужно было взять значительно меньший период времени и ограничить круг действующих лиц, но там уж подробнее и глубже исследовать их характеры, чувства, страсти, столкновения. Это было бы интереснее и для исполнителей. Сочиняя партию Марии Стюарт, я думаю, Слонимский имел в виду Просаловскую. Роль чрезвычайно насыщенная, особенно вокально. Но зачастую мало удобна для исполнительницы, так как впервые я услышала, как певица срывалась на крик. А Просаловская - певица настоящая и хорошая актриса. Она прекрасно владеет собой на сцене, хорошо двигается, естественна и женственна. И здесь она сделала почти все возможное. По крайней мере, я уверена, что ни одна из остальных исполнительниц (разве что Целовальник) не сможет быть на том же уровне.
Панкратов в роли Босуэла оказался слабее ожидаемого. В нем была непонятная скованность, и не всегда безупречное пение. Многие огрехи, конечно, нужно отнести на счет премьеры (это касается всех исполнителей). Пожалуй, нельзя придраться лишь к Думцеву. В театре появился новый молодой тенор - Н.Васильев, который вполне был сносен в роли влюбленного Шателяра, хоть и напоминал во многом Марусина, т.е. ощущается, что готовили они эту роль параллельно. Слабо пела Рубин (Елизавета), очень плохо Ретюновский (Риччо) и Кущ (Нокс). А последняя партия - чисто вокальная и требует хорошего и даже мощного пения. Нужны были бы Сафенин, Калиновский или Кочкин. Чрезвычайно плохо и пел, и играл Бурев.
Что очень хорошо - так это костюмы и сценография. Очень выразительны скалы-соборы, решетки, плаха и т.д.
В музыке есть отличные находки, несколько ярких маршей, стилизация под шотландские народные баллады и прочее. Есть достаточно сцен невнятных, невыразительных. Режиссерски спектакль решен достаточно ярко, профессионально, но без каких-либо заметных находок и открытий. Спектакль получился сложный, противоречивый. Мне думается, широкий зритель его не примет. Но премьерный принял очень горячо. Огромное количество цветов, аплодисментов и криков «браво», даже после каждого акта, не говоря уж о конце спектакля.
1981,
"Мария Стюарт",
Просаловская,
Слонимский,
Гордин,
Целовальник,
Малый театр оперы и балета