На создание этого поста меня натолкнул комментарий Любовь Михайловны здесь
http://popova-art.livejournal.com/58367.html Итак,
"Парсуна - (искажение слова "персона", от лат. persona - личность, лицо), условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в."-
Художественная энциклопедия
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2431/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B0
Парсуна Князя Ивана Борисовича Репнина 17век.
"...В древнерусской живописи портрет занимал очень скромное место. Достойной задачей искусства признавалось изображение одних праведников. Долгое время портрет оставался привилегией знатных людей. Духовенство относилось к нему особенно неодобрительно. Между тем интерес к облику выдающихся людей даёт о себе знать ещё в начале 16 века…
Сохранившиеся портреты Ивана |V (Копенгаген, музей), царя Фёдора и Скопина-Шуйского (Третьяковская галерея) носят иконописный характер и по характеру образов и по технике исполнения. Разве только в доверчиво раскрытых глазах Фёдора и в скорбном выражении его лица можно видеть черты его индивидуальности..."
Царь Федор Иоаннович. Парсуна 17 в. Гос. Русский музей.
Иван |V Грозный. Парсуна нач.17века Национальный музей Дании
Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна, начало 17 в.
"...Задачей портрета на Руси было придать образу человека ту величавость и торжественность, которые были свойственны иконописным образам..."
Парсуна Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря. Вторая половина 17века.
"...В портрете Никона столпившиеся вокруг него приближённые падают перед ним на колени, поклоняются ему как божеству. Близостью к иконописной традиции объясняются и плоскостной характер композиции и большая роль сочно написанного узора ковра и одежды. В этой парсуне верно передан внешний облик русских людей 17века, которых много позднее так проникновенно представил в своих исторических холстах Суриков..."
Парсуна царя Ивана IV Грозного.
Парсуна Царь Алексей Михайлович
"...В своих первых опытах в области портрета русские мастера обычно изображали людей скованными и распластанными. Но не эти особенности живописного выполнения составляют самую суть русской парсуны 17века. Главное в ней - это поиски характерных, типичных черт, иногда прямо в ущерб индивидуальному."
Все цитаты: М.В.Алпатов, Всеобщая история искусств т.3 -Искусство, М.,1955г., стр.306,307
Искусство парсуны просуществовало недолго, но оставило значительный след в русской художественной культуре и оказало большое влияние на будущее развитие портрета.