Творчество и ремесло.

Sep 14, 2012 22:00

«У художника два смертельных врага - вдохновение без мастерства и мастерство без вдохновения».
Почему бы, не поразмышлять на эту тему на страницах своего журнала?
Ремесло и творчество, мастерство и вдохновение...
Можно ли сопоставить эти пограничные состояния?
Мне сразу вспоминается серия о гравюре Дюрера «Меланхолия» из цикла авторской программы Паолы Волковой.



http://www.youtube.com/watch?v=zZ8yYiC4has



Альбрехт Дюрер, Меланхолия, 1514 год
Медь, резцовая гравюра. 23,9×18,8 см
Государственный Эрмитаж

Гравюра, на которой Дюрер, фактически, изобразил области пребывания духа художника, т.е. его состояния на трёх уровнях познания, где:
-нижний - это ремесло, результат, которого можно продать.
-средний - интеллектуальное познание, область над ремеслом, результат усилий в котором не оценивается деньгами, т.е. это область творчества и вдохновения.
-высший - область бесконечного и безграничного познания, дарящая свободу.
Отсюда напрашивается вопрос, а возможно ли пребывание на среднем уровне без посещения нижнего?
По всей видимости, нет. Ведь ремесло-это подножие искусства творения.
Смог бы Художник творить, не имея профессиональных навыков ремесла?
Вероятно, нет! Потому как, каким образом, результат вдохновения Художника обретает материальную форму, обладающую художественной структурой? Благодаря инструментам ремесла. У живописца-кисть, у скульптора-зубило, у фотографа-фотоаппарат, у визажиста-кисть и косметика и т.д.
Получается, что ремесло - это необходимый "инструмент" в руках Художника, который даёт ему возможность точно выбирать среди множества путей свой единственный, и то насколько он им владеет определяет его как Мастера.
Тогда, почему же не из всех ремесленников вырастают Художники?
Тема очень сложная и объёмная. Ей посвящены научные труды о процессе художественного творчества, где выведены даже законы и категории оного.
По всей видимости, Художник, Творец, Мастер должен обладать не только талантом, способностью ярко чувствовать и глубоко переживать, страстным желанием выразить духовную переполненность посредством владения профессиональными навыками ремесла, но и жёсткой дисциплиной и наличием контролирующего самосознания-только эти качества могут дать слабую надежду на рождение произведения искусства.
Таким образом, творчество - это результат максимального напряжения духовных и физических сил помноженный на самоконтроль и самодисциплину.
При этом заметьте, что итог этого, в материальном отношении, может равняться нулю.
Много ли у нас героев, готовых к такой работе, такому самоотречению и в какой-то степени самоистязанию?
А не придётся ли нам искренне ответить на этот вопрос, адресованный самим себе?

Закончу цитатой из книги Выготского Л. С. Психология искусства. Издание третье M. Искусство. 1986:
"Художник способен выразить «состояние мира» и мир человека; он немыслим без эмоционального отношения к ним, но он немыслим и без высокой интеллектуальной культуры, без способности подчинить свои иррациональные озарения рациональному углублению в предмет своего творчества.
Только в этом сплаве рождается истинное художественно произведение, только такое единство рождает подлинное вдохновение в его творчестве. Но прежде чем художника «посетит» вдохновение, он должен пройти путь терний, сомнений и исканий, накопить тот черновой материал в повседневном изнурительном труде, без которого не возникает творческое вдохновенное горение.
Многое можно объяснить и понять в художнике. И все же его личность несет в себе некую тайну, которая манит и зовет его, побуждает к поискам в самих себе тех скрытых сил, которые делают человека творцом новых ценностей, культуры и бытия."

впечатления, восприятие и отклик, учимся вместе, размышления, изобразительное искусство, мастера образов

Previous post Next post
Up