"Красота! Сколь много она значила в мироощущении русских людей на самой заре их истории. А затем с развитием искусства и содействуя ему всячески, преклонение перед красотой принимало всё более восторженный характер. Вряд ли у какого другого народа в эпоху средневековья можно обнаружить такой живой, жизнерадостный и, главное, вполне осознанный, настойчиво исповедуемый культ красоты.
"Красота её несказанна", "исписана дивно", "величества и красоты её не можно исповедати", "высотою же и величеством и прочим дивно устроена"- вот какие высказывания о церквях или иконах встречаем мы в наших письменных памятниках.
Икона «Святой Георгий». Конец XI - начало XII в. Успенский собор Московского Кремля
Мир иконописи! Мы уже старались ввести в него читателя - юношу наших дней, жадно открывающего глаза на огромное художественное наследие, оставленное нам нашим предкам.
Пусть он остановится у входа в музейный зал, где выставлены иконы, чтобы до того, как разглядеть каждую, отдаться общему зрительному впечатлению.
Вспомним замечательные слова Делакруа о живописи, "подобно могущественной волшебнице", увлекающей нас на своих крыльях, даже когда за дальностью расстояния вы не сможете видеть, что изображает картина, и это-благодаря самой музыке живописи, рождаемой расположением цветов и гармонией линий.
Так вот, пусть постоит наш читатель, чуть даже прищурив глаза, пока он не ощутит воздействия волшебницы, пока гармония линий и красок не вовлечёт его в стройный поток сияющих и плавных узоров, рождающих неповторимую музыкальность иконы.
Феофан Грек .Преображение Господне
Пусть, быть может, это произойдёт не сразу, пусть подождёт, посмотрит ещё. Чары тёплых красочных сочетаний, то очень мягких и тонких, то мажорных в своих противопоставлениях, чары полной силой звучащих чистых цветов, будь то излюбленная новгородскими живописцами пылающая киноварь, сверкающее золото, тон синий, как море, или зелёный, как сочная трава, белый пронизанный светом, нежно-розовый, вишнёвый, охристый, серебристый; чары эти властны и ласковы.
И когда нашему юноше покажется, что весь зал загорелся этой живописью, преобразился в певучести прямых и ломаных линий, не оттягчённых объёмностью, пусть он подойдёт ближе к иконам; образы-символы чёткими силуэтами возникнут в волнах гармонии на древних досках, "хитро" расписанных вдохновенными и трудолюбивыми созидателями прекрасного, чьи имена в большинстве не дошли до нас.
Успение Богоматери. Нач.15в.
Недаром было отмечено, что краски-это душа русской иконописи, что в них ярко проявились народные вкусы, совершенно видоизменившие суровый византийский колорит своей ликующей жэизнерадостностью, так что русскую икону эпохи расцвета никогда не примешь за византийскую. С другой стороны, пренебрежение объёмностью во имя раскрепощения одухотворённости вместе с любовью к узору сосредоточили внимание древнерусских художников на "описи" фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи,-и эту силуэтность можем рассматривать как национальное достояние древнерусского искусства."
Лев Любимов. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1981. Стр.199-202
Андрей Рублёв. Святая Троица ок.1411-1420-е годы