Визит в Третьяковскую Галерею

Jan 26, 2012 16:18


Как умеет Любовь Михайловна вдохновить нас, своих слушателей и студентов,  на маленькие подвиги!
Решилась после очередной лекции по русскому национальному стилю посетить зал древнерусского искусства, попытаться войти в пространство иконы. На успех не рассчитывала совершенно, помятуя о том, что восприятие образа процесс длительный и требует навыка, которого у меня пока немного. Но то, что я испытала у иконы Богоматерь Великая Панагия, стоит описать.





Немного истории :
"Великая Панагия" - одна из древнейших почитаемых икон, ее называют еще Ярославской Орантой. Известна с начала XII века и, по преданию, написана преподобным Алипием, монахом Печерского монастыря в Киеве, первым выдающимся иконописцем. По другим источникам автор неизвестен.
"В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши... опытные руки иконника Г.О.Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью ХVIII - XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой.

А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта - Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского".

Описанное В. И. Aнтоновой обнаружение иконы относится к 1919 году. После реставрации в 1925-1929 годах произведение вошло в историю древнерусского искусства как уникальный памятник домонгольской живописи. Нет общепринятого мнения о времени и месте написания «Оранты». Одни исследователи относят ее к киевской школе живописи, другие - к ярославской. Однако все отмечают стилистическую близость иконы киевским мозаикам.

Богоматерь представлена в позе Оранты, то есть с молитвенно воздетыми руками. На груди ее - медальон с изображением Христа. В верхних углах иконы - полуфигуры архангелов в священнических облачениях. Такой тип изображения Богоматери называется по-гречески «Панагия», что значит «Всесвятая».

Стройная, классических пропорций фигура Марии очень устойчива, но не лишена движения. Это прекрасно передано ритмом складок-веерообразных на покрывающем голову , почти отвесных в левой части хитона и круто круглящихся в правой.

Монументальное, величественное изображение отражает средневековые представления о Богоматери как покровительнице и защитнице людей.
 «Полновидный», светлый, румяный лик Марии соответствует русскому идеалу совершенной красоты.




Теперь можно перейти и к личному восприятию.
В первую очередь, икона поражает размером, она довольно крупная, больше метра по высоте.    
  Затем откликаешься на композицию : "Вся фигура Богородицы уподобляется двум вошедшим друг в друга острым треугольникам с овальными контурами. Пересечение рук создаёт колоссальную концентрацию энергии" (по конспекту лекции Л.М. Поповой).  Действительно, фигура Богоматери, кажется, источает мощь и спокойствие, она величественна и всесильна. На телесном уровне, ощущаешь как -будто энергия входит в тебя через макушку головы, причём резко, на первом вздохе. Затем медленный выдох, на следующем вздохе выступают слёзы и тёплая волна спускается к конечностям, разливаясь по всему телу. Кожа покрывается мурашками. 
Взгляд возвращается от фигуры в целом к лицу. Этот лик совершенно волшебный.  Присмотритесь к нему подольше. Этот цвет щёк, нежный как начинающее краснеть яблочко. Контуры лица, линия носа переходящая  в линию бровей и век, она такая плавная, спокойная, но при этом не вялая, а сильная. Ощущение сосредоточенности, спокойствия в сочетании с мягкостью, невинностью и нежностью идёт от этого лика. 
 Фигура Богоматери вся светится и переливается на золотом фоне.
А теперь представьте, что икона висит не в галерее, а в тёмном храме, где свет идёт только от свечей. Тогда фигура и лик богородицы как будто проступают сквозь темноту, при этом мерцая в тусклом свете. Она как-будто выступает сверху и немного вперёд. Напоминаю, икона 12 века. Переходное время для России, ещё одной ногой в язычестве, вокруг междоусобные войны, высокая смертность, жизнеобеспечение зависит только от урожая. А вы простая русская женщина с детьми, страхами за них, себя, за семью и свою землю, которая кормит и поит.  Что вы почувствуете перед этим ликом? Благоговение, покой, надежду. Она защитит, она успокоит, простит и утешит.  Она МАТЬ. Конечно к ней шли, ей преклонялись. Икона намоленная, это ощущается сразу.
Возвращаясь к телесному отклику, с каждым вздохом усиливаются ощущения, как будто тебя накрывают покрывалом  пушистым, мягким и тёплым. Дыхание становится лёгким, успокоенным. Кажется, что становишься физически меньше, ниже, будто ложишься и сворачиваешься, а внутри разливается тепло, выходящее тёплыми слезами.  Ничего не напоминает? Это состояние младенца на руках матери, у груди, а может быть в утробе. Состояние абсолютной защищённости под покровом вечности.
Предупреждаю, что эмоциональный отклик может быть очень сильным и ярким, т.к. эго растворяется мгновенно, что удивит вас и окружающих людей.
Удачи!

русский национальный стиль, впечатления, восприятие и отклик, учимся вместе, popova-art

Previous post Next post
Up