Первый шедевр живописи

Jan 30, 2012 21:54

Посмотрела документальный фильм "Пещера забытых снов" Вернера Херцога.
Официальное описание фильма: Пещера Шове на юге Франции закрыта для доступа общественности, поскольку более 300 рисунков с изображениями животных в ней являются древнейшими образцами пещерного искусства в мире и любое заметное изменение влажности воздуха в пещере может привести к их повреждению. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, есть у немногих археологов. И только четыре члена съёмочной группы получили специальное разрешение от министра культуры Франции для съёмок этого фильма.




Мне, прежде всего, было важно получить эмоциональный отклик на этот древнейший шедевр живописи. А это именно шедевр, в этом вы убедитесь, если посмотрите фильм и прочувствуете наскальную живопись.




Должна  сказать, что фильм очень достойный.  Красивое музыкальное сопровождение, съёмки пещеры, интервью учёных и специалистов не отвлекают от главной задачи, получить телесный и эмоциональный отклик на художественный образ, а помогают.  А художественный образ (идея и чувство, заложенное художником) наскальных рисунков настолько сильный, яркий и эмоционально насыщенный, что это ощущается даже по эту сторону экрана, что уж говорить об учёных, которым посчастливилось работать в этой пещере. По признанию некоторых из них, им было тяжело спускаться в пещеру через несколько дней работы, потому что требовался отдых от полученного эмоционального впечатления.




Рисунков очень много, это целая галерея работ разных "авторов", но их объединяет одно-изображение животных. Глядя на этих лошадей, буйволов, носорогов, оленей, львов понимаешь, эти изображение наносил мастер.
Давайте присмотримся к структуре образа: рисунки очень контрастные (основу-камень грунтовали перед нанесением краски палкой или рукой), линии уверенные, энергичные, экспрессивные. Изображения очень достоверные, некоторые достигают в длину около двух метров, т.е. художник изобразил животное в масштабе 1:1, может быть, для полного впечатления  физической близости (присутствия) животного. Многие рисунки изображают животных в динамике (в движениии), видимо, по этой же причине, т.е. не для демонстрации мастерства художника, а для достоверности.




Итак, какое чувство рождает эта живопись? Это  восхищение, именно восхищение природой животного мира. В этих изображениях нет страха, нет снисходительного отношения как к "братьям нашим меньшим", здесь чувствуются равные отношения. Эти рисунки не изображают животных, а показывают, что значит БЫТЬ животным. Это свидетельствует о высокой степени слияния человека и окружающего его тогда животного мира.




Это фильм рождает массу различных вопросов.  Если история живописи началась с этого шедевра, стало ли искусство с течением времени (без малого 30-35 тыс.лет) лучше, т.е. более выразительным? Если искусство отражает истину и суть человека, его желания, надежды, тогда какую истину о нас отражает современное искусство? А были ли неандертальцы (люди эпохи неолита) настолько примитивные, как нам это представляют учебники по истории?  Чувствует ли нынешний художник  себя частью  всеединого духа? Чувствуем ли мы себя частью этого духа, частью единого, цельного мира? Какова будет цена за то, что мы забыли об этом и умеем теперь только использовать природу и животных, вообразив, что они наши слуги?




Действительно, эта пещера забытых нами снов, наших представлений об окружающем нас мире, о природе и о той неразрывной связи всего живого на нашей планете Земля.

впечатления, восприятие и отклик, учимся вместе, фильмы, изобразительное искусство

Previous post Next post
Up