Прежде чем перейти к описанию каждого из титулов, необходимо дать некоторую вводную информацию и мысленно переместиться во времена, задолго до возникновения христианства. А точнее - ко временам становления римской гражданской общины - civitas, период становления которой относят к VIII - VI вв. до н.э.
Начиная с VIII в. в Лации на холмах Палатина и Эсквилина, Квиринала и Целии начинают появляться первые поселения. Каждое из этих поселений управляется своей общиной. Cледует отметить, что римская община со времени возникновения отличалась неоднородностью и между объединившимися племенами существовали значительные различия (так, на сегодняшний день установлено, что в одном племени, мертвых сжигали, а в другом - хоронили в земле). В течение VII в. произойдет объединение разрозненных селений в одно - так называемую римскую общину - civitas. В дальнейшем, полис будет разрастаться добавлением присоединенных племен, которые вносили свой колорит в общий плавильный котел.
По форме правления историю РИ можно разделить на 3 периода:
1. Царский - когда Римом управляли 7 царей (середина
VIII века до н. э. -
510 год до н. э.)
2. Республиканский (
509 до н. э. -
27 годы н. э.)
3. Императорский (27 год н. э. - 476 год н. э.)
[2] В глубочайшей древности Италия была заселена разными народами: латиняне, сабиняне, этруски и др. Во главе племени стоял царь. Имелось большое множество храмов, жрецов, священные рощи, посвященные божествам греков /возможно, атлантидов см. Том iv гл. Iv стр. 254 - 258/. [241]
В легенде об основании Рима говорится, что царь Альба-Лонги Прокас завещал старшему сыну - благородному Нумитору свой престол, а младшему - Амулию, завещал сокровища. Через некоторое время завистливый Амулий свергает Нумитора, а его дочь - Рею Сильвию насильственно посвящают в весталки. Согласно легенде, к ней явится бог войны Марс и затем она родит близнецов Ромула и Рема. Согласно легенде, Амулий узнав об этом, послал одного из своих подданных убить новорожденных. Однако тот, нарушив приказ, укладывает близнецов в корзину и относит на берег Тибра, оставив здесь на произвол судьбы. Братьев нашла недавно ощетинившаяся волчица и накормила малышей. Когда она убегала, за малышами присматривал дятел. Затем их найдет пастух Фавстул и заберет к себе в дом и отдаст на попечение своей жене - Акки Лавренции. Близнецы Ромул и Рем вырастут в семье пастухов и в среде простолюдинов, а затем волею судеб вернут трон законному владельцу - Нумитору. В награду, они попросят у деда небольшой участок земли на берегу Тибра, расположенный на значительных холмах, поросший лесами и местами покрытый болотистыми почвами. Холмов было семь и располагались они на левом берегу Тибра. От этих холмов Рим впоследствии получил один из символов - семихолмие (от
лат. Septimontium):
- Палатин, (Palatinus, Palatino). В честь Палес - почитаемой пастушеской богини. Первый из обжитых холмов Рима;
- Капитолий (Capitolinus, Capitolino/Campidoglio, от caput - голова, «глава»). Место цитадели;
- Квиринал (Quirinalis, Quirinale). В честь сабинянского бога Квирина;
- Виминал (Viminalis, Viminale) - «ивовый холм»;
- Целий (Caelius, Celio) - в честь этруска Целеса Вибенны
- Эсквилин (Esquilinus, Esquilino). От ех + colere - «загородная часть, пригород». Второй из обжитых холмов Рима.
- Авентин.
Два холма на правом берегу именовались Яникул и Ватикан.
Ромул и Рем, дабы не спорить о первенстве и о том, кому будет принадлежать трон, прибегли к помощи авгуров. Не так важно, происходили ли эти события на самом деле. Для нас важным является тот факт, что в легенде об основании Рима жреческая каста, причем ей отводиться довольно значительная роль, хотя бы в предоставлении совета. Согласно ответу авгуров, царем должен был стать тот, кто первым увидит слева от себя молнию и летящего орла. Первым знамение увидел Ромул и приступил к заложению города. В 11 день майских календ 753 года до р.х., в самый праздник богини Цалесы он впряг в соху молодого бычка и телку и бороздой обозначил место для помериума - священной ограды будущего города. Затем, авгуры произнесли над оградой заклинания и вознесены моления богам, чтобы ограда была нерушимой и стояла во веки вечные. [243] Городу были даны три имени: 1) священное, в честь богини весны Флора или Аноуза; 2) Эрос или Амор (Амур (любовь)); 3) его анаграмма - Рома (Рим). Согласно преданию, когда приступили к рытью городского рва, Ромул стал высмеивать малую ширину рва, в доказательство перепрыгивая через него. Рем, оскорбленный выходкой брата убил его лопатой, так да погибнет каждый, кто дерзнет посягнуть на мой город и проникнуть в его ограду. Как говорили, преследуемый тенью убитого брата Рем устанавливает пятиндневное поминовение усопших: Ремурии или Лемурии (с 9 по 13 мая). Также, в честь союза с сабинянами, Ромул и вождь Таций принесли присягу в храме Вулкана. Цари клялись огнем, водой и жертвоприношением рыб «вместо душ человеческих (pro anima humana)». Рем учреждает ряд праздников в честь заключенного союза: праздник Матроналий в честь примирения с сабинянами, 27 мая учредил Губилустриум (освящение воинских труб), но также ввел в Риме служение сабинским богам: Санксусу -
Ромул назначит каждому из 12 сыновей Акки Лавренции пожизненную должность жреца и провозгласит коллегию 12 жрецов - Авральских братьев или «братьев пахарей». Согласно преданию, когда один из братьев умер, Ромул занял его место. Среди прочих обрядов в упоминается особая пляска под гимн сатурнического строя. Должность братьев была пожизненная; ни
ссылка, ни
плен не лишали их этого звания. Во главе их стоял ежегодно сменявшийся
магистр; он в случае смерти одного из членов коллегии назначал ему преемника. Внешними отличиями их звания были
венки из
колосьев и белые головные повязки (
infulae). Чтобы призвать на поля
плодородие, братья ежегодно в течение трёх дней
мая совершали Sacrificium Deae Diae (вероятно, разновидность богини Ops) частью в городе, частью в особом lucus Deae Diae, находившемся в 5 милях от города: до этого места простирались в древнейшие времена римские поля.
«Ромулъ установилъ празднество Матроналіи и заключилъ самый дружественный союзъ съ Таціемъ. Свиданіе царей и ихъ обоюдная присяга въ вѣрности происходили въ храмѣ Вулкана. Цари клялись огнемъ, водою и жертвоприношеніемъ рыбъ «вмѣсто душъ человѣческихъ (рго апіпіа (шпіапа)». Для ознаменованія этого союза Ромулъ учредилъ, 27 мая, праздпікъ Губилустріумъ (освященіе воинскихъ трубъ) и ввелъ въ Римѣ служеніе сабинскимъ богамъ: Санкусу (5 іюня), Сумманусу; Лунѣ, Солнцу, Сатурну, Янусу; богинямъ Бакунѣ и Серіи (23 марта). Кромѣ того Ромулъ пригласилъ Тація къ себѣ въ соправители, выговоривъ присоединеніе къ Риму областей сабинскихъ, вь случаѣ смерти ихъ царя. Она не замедлила: Тацій былъ предательски умервщленъ и его могила была звеномъ, присоединившимъ его царство къ владѣніямъ Ромула. Съ этого времен основатель Рима сталъ царемъ самодержавнымъ, соединивъ съ этімъ саномъ, въ. своей особѣ, званіе: полководца и верховнаго жреца.Народъ свой онъ раздѣлилъ на знать (патриціи) и чернь (плебеи). Изъ знати оиъ избралъ членовъ сената пли отцевъ (рлігез); чернь раздѣлилъ на трибы (въ числѣ трехъ), каацую трибу на куріп. Каждая курія имѣла въ сешігВ своіто патрона (милостивца, покрошііеля), который навивалъ подвѣдомственныхъ ему членовъ курій-кліентами. Къ намять этой классификаціи Ромулъ приказалъ, нрп входѣ въ храмъ Квприия(бога войны), посадить два мпртовыя дерева; одно было символомъ шітрщіевъ, другое-плебеевъ. Свиту паря составляли триста всадниковъ (рейтарей. или рыцарей) и двѣнадцать дикторовъ. Послѣдніе исправляли должность палачей, оси при»
[1] [1] Во главе римской civitas стоял военный вождь - рекс (Rex). Несмотря на то, что римляне унаследовали институт царской власти от латинян, власть не передавалась по наследству от отца к сыну ни разу, как это происходило в династии латинских королей Альба Лонги
[1]. Более того, в римские цари избирались «по приказу народа и по распоряжению сената»
[2].
[1] Бывшая митрополия Рима, которую он впоследствии подчинил и полностью затмил.
[2] Liv. I. 49. 3: …populi iussu, auctoribus patribus…институт власти римских рексов
|
сочетал в себе три взаимопроникающие функции:
| I I
верховного военачальника, верховного судьи, верховного жреца.
Он разделил народ на два класса: знать (патриции) и чернь (плебеи). Из знати он избрал членов Сената или отцев (patres). Чернь разделил на трибы. В период VII - VI вв. до н.э. народ Рима (populus) состоял из 300 родов. 10 родов составляли курию, а 10 курий объединялись в трибу. Также известно, что в Риме существовало три основные трибы, которые позднее именовались: тиции, рамны, луцеры
[1]. На основе триб формировались всаднические отряды. Основным политическим институтом являлись комиции - собрания войнов.
[2] [1] Их принято соотносить по этническому признаку с латинами, сабинянами и этруссками соответственно.
[2] Такая система государственного устройства была на Руси, этот институт именовался вечевой сход.