«Коллегия жрецов священнодействий (sacris faciundis) явно более позднего происхождения по сравнению с другими жреческими коллегиями, что отразилось в традиции. Согласно легенде, к Тарквинию Гордому явилась старуха-чужестранка и предложила купить девять книг (по другой версии, три) оракулов пророчицы Сивиллы из греческого города Кумы. Впрочем, Сервий приводит мнение Варрона, что она была родом из Эритр (Sew. Ad Aen. VI. 36; 72; 321), которые находились в Малой Азии (Dionys. IV. 62. 6). Когда же царь отказался, она сожгла треть книг и предложила оставшиеся по той же цене. Царь опять отказался, тем более не желая покупать меньшее количество книг по прежней цене, и она сожгла вторую треть книг. Удивившись ее настойчивости, Тарквиний посовещавшись с авгурами, приобрел последние три (или одну) книги за первоначальную цену [1]. В них оказались изречения, сочиненные таким образом, что первый стих каждого изречения воспроизводился акростихом [2].
Охрану и чтение Сивиллиных оракулов Тарквиний поручил двум знатным гражданам (duoviri sacrorum sive sacris faciundis)[3].
О внутренней структуре коллегии мы информированы плохо. Сообщается о каких-то магистрах, но это явно не руководители подобно ежегодно избираемому магистру, скажем, у арвальских братьев, поскольку одновременно их было несколько: например, в августовском секулярном празднике участвовало пять магистров [8].
Сивиллины книги находились в святилище (sacrarium: Gell. I. 19. 10) под капитолийским храмом и сгорели при пожаре храма в 83 г. до н.э.[13]
Тогда их решили восстановить, собрав сохранившиеся остатки: одни из италийских городов, другие из Эритр в Малой Азии, куда сенат отправил трех послов для копирования, а также от частных лиц [14].
Сами оракулы хранились в тайне и подлежали исключительно ведению жрецов священнодействий (Cic. Leg. II. 30), так что даже переписывать пришедшие в ветхость записи они должны были собственной рукой (Dio Cass. LIV. 17). Предание гласило, что одного жреца, Марка Ацилия, Тарквиний Гордый казнил как отцеубийцу (parricida) за то, что тот позволил переписать некоторые оракулы [15]. Таким образом, тайные знания уже качественно отличали эту коллегию от более светской деятельности понтификов и авгуров, чьи дисциплины в той или иной степени являлись доступными и нежрецам, поскольку были связаны с повседневной общественной и частной жизнью граждан.
Но, пожалуй, самой значительной инновацией в римской культовой практике, совершенной по сивиллиным оракулам, было введение в 204 г. до н. э. малоазиатского культа Великой Матери богов (Кибелы) [29].
Относительно участия жрецов священнодействий в культе Кибелы в республиканскую эпоху что-либо определенное сказать сложно. Ряд соображений позволяет согласиться с предположением об отсутствии их связи с этим культом на первых этапах [30]. Прежде всего при учреждении культа Великой Матери в Риме сенат запретил римским гражданам принимать участие в его ритуалах и становиться ее жрецами из-за несоответствия римским нравам (Dionys. П. 19. 4-5). Кроме того, по каким-то причинам малоазиатская Кибела была отожествлена с местным божеством (Macr. Sat. I. 12. 20-21; Arnob. III. 32) и получила сразу
Из других божеств, представленных в упомянутых лектистерниях, лишь о Церере (217 г. до н.э.) сообщается, что храм ей(в составе авентинской триады) был построен ранее по сивиллиному оракулу (Dionys. VI. 17. 3)
Итак, с той или иной степенью достоверности можно утверждать, что по сивиллиным оракулам были учреждены в Риме Аполлоновы и столетние игры, а также в честь Флоры, введены культы Кибелы, Эскулапа, построен храм авентинской триады, Венеры Вертикордии и Эруцинской, Геркулеса Защитника, Аполлона, появились новые обряды-лектистернии и пост.
Кроме того известно, что по сивиллиным оракулам был совершен ряд человеческих жертвоприношений, что в общем чуждо римскому культу: самопожертвование Курция [61], погребение заживо по одному мужчине и по одной женщине из греков и галлов [62].
Правда, подчиняясь требованиям оракулов, римляне делали все возможное для уменьшения влияния необычных новшеств (Dionys. II. 19. 3), как при учреждении названного культа, когда сенат запретил римским гражданам принимать участие в этих ритуалах и становиться жрецами Матери богов (Dionys. II. 19. 4-5). Но все же нововведения были значительными, и объясняется такое почтение к оракулам как чрезвычайными обстоятельствами, в которых к ним прибегали руководители общины, так и присущим римскому религиозному чувству отношением к требованиям богов: их можно обойти, но нельзя не подчиниться [70].
Магистр квиндецимвиров подсказывал также слова молитвы тому, кто совершал редкое в Риме человеческое жертвоприношение (Plin. NH. XXVIII. 3. 12).
Конечно, не исключена возможность возникновения параллельного почитания, как в случае с Эскулапом (Plin. NH. XXIX. 16). Но нет никаких свидетельств организации такого почитания, например, строительства храмов, как это имело место при введении по сивиллиным оракулам культа Эскулапа. Кроме того, при лектистерниях использовались статуи божеств, и им, соответственно, требовалось помещение, если бы речь шла об учреждении новых культов.
Примечания
[1] ↑ Перейти [1] Dionys. IV. 62. 1-3; Gell. I. 19; Plin. NH. XIII. 88; Serv. Ad Aen. VI. 72; Zonar. VII. 1 \\Tzetzes ad Lycophr. 1279. У поздних авторов, видимо, по ошибке называется Тарквиний Древний: Lycl Mens. IV. 34; hid. Or. VIII. 8..
[2] ↑ Перейти [2] Сic. Div. II. 112; Dionys. IV. 62. 6 (со ссылкой на Варрона)..
[3] ↑ Dionys. IV. 62. 4; Val. Max. I. 1. 13; Zonar. VII. 11; Иоанн Лид ошибочно называет коллегию из 60 патрициев (Lyd. Mens. IV. 34)..
[13] ↑ Dionys. IV. 62. 5; Plin. NH. XIII. 88; Тас. Ann. VI. 12; Tzetzes adLycophr. 1279 (упоминается центр форума). Сервий ошибочно говорит о храме Аполлона (Serv. Ad Aen. 36; 72; 321). О пожаре см. также: Plut. Sulla. 26..
[14] ↑ Dionys. IV. 62. 6 (со ссылкой на Варрона); Тас. Ann. VI. 12.
[15] ↑ Dionys. IV. 62. 4; Val Max. I. 13; Zonar. VII. 11; Tzetzes adLycophr. 1279; Lact. Inst. I. 6. 13.
[27] ↑ Ног. Carm. saec. 5; Zosim. II. 4; Varro ар. Censorin. XVII. 8; об их восстановлении по тем оракулам см.: Aug. Civ. Dei. III. 18.
[28] ↑ Tac. Ann. XI. 11; Censorin. XVII. 9; Zosim. II. 4: Hor. Carm. saec. 70; CIL. VI. 877; I. P. 442 (Fasti Capitol, ad a. 518; 737). Август дал эти игры в качестве квиндецимвира: RGDA. IV. 36; 37.
[29] ↑ Liv. XXIX. 10. 4-6; Varro. LL. VI. 15; Dionys. II. 19. 3 ^ ; Ovid. Fast. IV. 257-260; Cic. Наг. Resp. XIII. 26-27; Aur. Vict. Vir. 111. XLVI. 1; Cal. Praen. ad Apr. 4.
[30] ↑ MarquardtJ. Op. cit. Bd. 3. S. 394.
[61] ↑ Dionys. XIV. 11. 1-5; Zonar. VII. 25, но Варрон говорит о гаруспиках (Varro. LL.V. 148).
[62] ↑ Liv. XXII. 57. 5-6: Plut. Rom. Quaest. 83; Marc. Ill; Dio Cass. Fr. XLVIII; Zonar. VIII. 19; Plin. NH. XXVIII. 12.
[71] ↑ Varro. LL. VII. 88: et nos dicimus XVviros Graeco ritu sacra non Romano facere.
[72] ↑ О первом см.: Liv. I. 7. 3; 11-15; Dionys. I. 40. 2-6; о втором см.: Dionys. VI. 1. 4; для обоих: Serv. Ad Aen. III. 407; cp. Macr. Sat. III. 6. 17.