АДЫГСКАЯ АМАЗОНИЯ ч.2

May 01, 2017 14:08

Оригинал взят у viktorkotl в АДЫГСКАЯ АМАЗОНИЯ ч.2


Так католический миссионер Арканджело Ламберти, находившийся в 1630-1650-х годах в Мингрелии с целью распространения католичества, в труде « Описание Колхиды»  сообщает: « …в Кавказских горах в сторону Каспийского моря географы помещают амазонок, про которых утверждают, что хотя это были и женщины, но они были очень храбры на войне. Уже Плутарх в « Жизни Помпея»  отметил, что когда Помпей преследовал бежавшего Митридата, то ему в Кавказских горах сопротивлялись, в числе других варваров, и амазонки. Всех этих варваров Помпей победил, покорил и множество убил; в числе убитых долго искали амазонок, но ни одной мертвой амазонки не нашли, хотя признаков их присутствия было много. За верность этого факта я не ручаюсь, но не подлежит сомнению, что до сих пор некоторые следы древних амазонок сохранились в этой стране, хотя не в первоначальном виде. И действительно, когда я жил в Колхиде, пришло к владетелю известие, что какие-то народы в большом числе выступили из своей родной страны и образовали три войска; самое большое войско пошло на Московское царство, а другие направились на Кавказ, чтобы напасть на сванов и карачаевцев. Но со всех этих мест они были отброшены назад с большим уроном, и когда тамошние жители раздели убитых, то в их числе они нашли много женщин.
В подтверждение этого Дадиану как раз принесли оттуда несколько штук оружия, которое носили эти женщины. Оно доставило владетелю весьма большое удовольствие, и у него возникло сильное желание, чтобы хоть одна из этих женщин попалась в его руки. Поэтому владетель обещал большие подарки сванам и карачаевцам, если в случае вторичного нападения одну из них они поймают и живой приведут к нему: уж  очень сильно он желал увидеть, как это женщина сражается с его подданными.

Оружие, которое  принесли владетелю, было очень красивое и сделано с изысканным изяществом женских рук. Каска была почти такая, какую носят наши кавалеристы; латы на груди, на спине и на руках состоят из тонких и плоских железных кусков наподобие чешуйчатого панциря, который легко можно надеть. К панцирю внизу приделано что-то вроде юбки, которая достигает до колен; она шерстяная, наподобие нашей саржи, но такая ярко-красная,  что  похожа  на  самую  тонкую  порфиру. Обувь была удивительна по виду и по крою; верхняя часть  всецело была покрыта крохотными кусками белой меди, величиною не больше булавочной головки. Пуговки эти с внутренней стороны имеют отверстия и нанизаны на тонкие, но крепкие тесемки из козьей шерсти, которые внутри удивительно красиво и с большим мастерством переплетены между собою. Стрелы у них очень длинны, почти в четыре пяди в длину, и позолочены с начала до конца;  они из лучшей стали, но не заострены, как обыкновенная стрела, а плоски и отточены, как скальпель; ширина кончика иной раз равняется ширине одного пальца; другой раз еще больше, в три или четыре пальца. Вот все, что в этой стране я видел и слышал про этих воинственных женщин, которые, как мне передавали, обыкновенно воюют с татарами, называемыми калмуками».



Своеобразным дополнением к этому рассказу служат заметки саксонца Якоба Рейнеггса. Этот путешественник, настоящее имя которого Кристиан Рудольф Элих, в 1781-1783 годах по заданию российского правительства совершил пять экспедиций по Кавказу. В изданном на немецком языке его двухтомном сочинении « Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа» , в частности, рассказывается о миграции древних черкесов, которые населяли берега Черного моря и « часто воевали с эммечами (имеретинцами). То были женщины, которые владели тогда нынешними черкесскими и сванскими горами и всей равниной до Ахло-Кабака. Они не допускали к себе мужчин, но, полные воинственной доблести, принимали к себе каждую женщину, которая изъявляла желание принять участие в их вторжениях в чужие земли и имела доступ в их героическое общество.

Наконец, после долгих войн, проходивших с переменным успехом, обе армии встретились для решительного сражения. Неожиданно предводительница эммечей, известная как выдающаяся прорицательница, предложила тайную встречу Тульму, командиру черкесов, который также обладал даром предвидения. Немедленно была разбита палатка в поле между двумя армиями, и пророк уединился в ней с пророчицей. Спустя несколько часов предводительница эммечей вышла и объявила своему войску, что она, убежденная пророчествами Тульма, принимает их и признает как собственные пророчества; она берет себе пророка в качестве мужа, и отныне вражда должна быть прекращена, и что обе армии должны последовать примеру своих вождей. Так и сделали. Женщины немедленно положили конец войне и приняли черкесов в качестве своих мужей, которые, довольные своими новыми женами, были увлечены ими в места нынешнего их проживания».

И еще одна цитата, которая нам видится наиболее уместной, так как не только дополняет две предыдущие, но и привносит  в тему конкретный географический колорит. Так вот, неизвестный автор (впоследствии выяснилось, что это Джордж Эллис, сотрудник английского посольства в Москве) « Записки к карте стран, расположенных между Черным и Каспийским морями, с перечислением кавказских народов и словарей их языков» , вышедшей в Лондоне в 1788 году, сообщал следующее: « Предшествующее описание свободолюбивого нрава черкесов, их образа жизни и обычаев в равной мере относится ко всем горцам Кавказа так же, как, наверное, и ко всем остальным нецивилизованным народам на земле. Нам представляются необычными лишь два обычая. Во-первых, запрет мужчинам под страхом публичного позора видеться и разговаривать на людях с женой, вследствие чего супруги как бы делятся на разные классы. Во-вторых, обычай забирать мальчиков у отцов и поручать их воспитание чужим людям. Девочек воспитывают только матери. Трудно сказать, у кого были переняты эти странные обычаи. Если предположить, что они существовали на Кавказе уже в древности, тогда можно даже попытаться объяснить и существование сказочных амазонок и гаргаренов, которые, по мнению древних географов, жили на землях, сейчас заселенных черкесами.



…В отношении амазонок Страбон замечает, что многие древние легенды становятся предметами насмешек и постепенно забываются, однако истории о воинственных амазонках регулярно подтверждаются рассказами путешественников. Нет ничего странного в том, чтобы женщины  могли разводить лошадей, ездить на них верхом и помогать мужьям в битвах. Прокопий пишет, что римляне после сражений с гуннами часто находили на поле брани тела женщин. Зонар сообщает, что после сражения между Помпеем и албанами было найдено несколько доспехов, принадлежащих амазонкам. Во время пребывания в Мингрелии отца Ламберти Дадиан (князь Мингрелии) получил сообщение о набеге на сванов и каракиоли (карачаев) нескольких кавказских племен. Бандиты получили достойный отпор, и после сражения было найдено много тел женщин. Дадиану прислали их доспехи. Они состояли из шлема, брасардов и кирасы, сделанных из небольших стальных пластин. К кирасам была прикреплена очень красивая красная юбка из саржи, которая достигала коленей.

Самыми удивительными обычаями, приписываемыми амазонкам, можно считать многомужество, избавление от сыновей и ампутацию одной груди. Последний обычай скорее всего придуман греческими этимологами для объяснения названия народа. На наш взгляд, с таким же успехом можно попытаться найти происхождение названия в черкесском слове « маза» , которое означает луну, бывшую главным божеством у горцев Кавказа. Не исключено, что черкесская « луна»  и явилась источником происхождения слова « амазонка», а вовсе не греческое « грудь» . Однако решение  этого вопроса следует предоставить этимологам».
    …Так как работы означенных выше авторов были переведены на русский язык только в последние годы, они, по понятным причинам, не были доступны Муаеду Ахметову - человеку, твердо уверенному, что он нашел одно из мест, где жили легендарные амазонки. А значит, черкесская версия обитания воинственного племени вполне имеет право на жизнь.



Так вот, по мнению Ахметова, родиной амазонок действительно были предгорья Кавказа, а если более конкретно - территория нынешней Кабардино-Балкарии и прилегающих к ней земель. Именно здесь располагались поселения воительниц. Доказательства? О них ниже. А пока расскажем о том, как Муаед заинтересовался историей амазонок. Было это более полувека назад, когда дед пятилетнего мальчика  Асхад Теунович Ахметов, человек, знавший огромное множество легенд, преданий, притч, поговорок, если говорить по большому счету, один из последних хранителей древних знаний, повез внука в Пятигорск. И подъезжая к знаменитой горе Машук, сказал мальчику сакральные слова, запавшие в детскую душу и родившие желание не просто заглянуть в ушедшее, а сделать это прошлое - великое потерянное прошлое, скрытое под напластованиями времени, - достоянием современников.
     Слова эти были такими: « А под этой горой ежегодно в день весеннего равноденствия собирались амазонки и устраивали состязания по бегу. И здесь они делили земли и воды».

Откуда старый, практически не знавший грамоты (умел только читать и писать), не знакомый с трудами историков человек знал об амазонках? Не из книг - из родовой памяти: о них ему рассказывала мать, а той - ее родители, итак от колена к колену, уходя в глубь столетий. Не было у кабардинцев письменности вплоть до двадцатого века, и лишь устные предания, передаваемые из поколения в поколение, сохранили нам события многовековой давности. Дед как о само собой разумеющемся рассказывал о силе, умении, мощи женщин-во­ительниц. Об их невиданном страшном оружии - стальной гибкой сабле, которую амазонки носили на поясе, но для врагов отождествляемой с поясом, мгновенно преображающимся - выхватываемым и тут же безжалостно разящим.      От сабли этой, называемой адыгами « и залэр маеу» , что переводится как  « сосредоточенная в малом огромная мощь» , изготовленной методом порошковой металлургии (по технологиям, которые ныне утеряны), невозможно было защититься: огибая щиты и подлокотники, она несла смерть противнику. Вероятнее всего, именно это оружие великий историк Геродот назвал « поясом царицы амазонок Ипполиты - даром бога войны Ареса» . Теперь понятно, почему древние эллины, вооруженные  бронзовыми мечами, отступали под натиском амазонок, разящих сверкающими клинками.

продолжение следует

Имеретия, амазонки, Кавказ, история

Previous post Next post
Up