АДЫГСКАЯ АМАЗОНИЯ ч.1

May 01, 2017 14:10

Оригинал взят у viktorkotl в АДЫГСКАЯ АМАЗОНИЯ ч.1
   …Хотим мы этого или нет, но тысячелетия придали слову « амазонка»  весьма романтический оттенок: теперь удостоившаяся этого определения не столько воительница - грубая, бессердечная и жестокая, а в большей степени любовница - утонченная, изысканная, отчаянно-раскованная. И эта понятийная трансформация вполне объяснима - эмансипация превратила женщину в ту, кем она и задумана была Создателем изначально - не товарищем, соратником, работницей, а подругой, утешительницей, дарительницей удовольствия и продолжательницей жизни.

Впрочем, а как же римские мраморные копии с греческих оригиналов Фидия, Поликлета, Красилая, сцены битв на гробнице Мавзола (того самого, от имени которого образовалось слово мавзолей) и на Парфеноне, спросит кто-нибудь из знатоков мифологии. Да, они весьма привлекательны даже сегодня, но отображают не внешний вид амазонок, как таковых, а опоэтизированные представления скульпторов о том, как они могли выглядеть.     Действительность же была куда прозаичнее - при появлении амазонок не песню любви запевали, а уносили ноги куда подальше. Да и как было поступить иначе при виде несущегося на тебя всадника-воина, пусть и в женском обличии, но косматого - развевающиеся волосы доходили до крупа лошади; с разверстым в визгливом крике ртом, придающим лицу обезображивающее - до животного обличия - выражение; с обнаженными  мускулистыми и черными от горючего южного солнца руками, в одной из которых сверкало не знающее пощады смертельное оружие - ослепляющее и обагряющее…

Такой она была, подлинная амазонка - женщина, забывшая о своем природном предназначении, несущая не жизнь, а смерть.
    …Если разобраться, по большому счету доподлинно нам так ничего и неизвестно об амазонках - были ли они на самом деле, где располагались их владения, что случилось с ними впоследствии? Общепринято считать, что племя женщин-воительниц получило свое имя, вероятнее всего, от названия обычая выжигать у девочек правую грудь для более удобного владения оружием. В определенное время года амазонки вступали в физиологическое общение с мужчинами, а, родив, оставляли в племени только девочек; мальчиков же убивали, или, по другим источникам, отдавали воспитывать на сторону. Вооружены были луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовляли шлемы и одежду.

Во множестве трудов античных авторов, в том числе Гомера, Эсхила, Плутарха, Вергилия, Еврипида, встречаются упоминания о битвах и деяниях амазонок. У Геродота, Гиппократа, Лисия, Диодора Сицилийского уточняется и место их обитания: с одной стороны, на реке Фермодонт у города Фемискира (ныне территория Турции), с другой - в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). Вот этот ориентир - предгорья Кавказа - мы и положим в основу нашего рассказа.
     Обратимся к знаменитой « Географии»  древнегреческого ученого Страбона: « Метродор Скепсийский и Гипсикрат утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими. Все остальное время амазонки употребляют только для себя, выполняя отдельные работы, как пахота, садоводство, уход за скотом и в особенности за лошадьми; наиболее сильные из амазонок занимаются, главным образом, охотой верхом на лошадях и военными упражнениями. С детства у всех них выжигают правую грудь, чтобы свободно пользоваться правой рукой при всяком занятии, и прежде всего при метании копья. У них в ходу также лук, боевой топор и легкий щит; из шкур зверей они изготовляют шлемы, плащи и пояса. Весной у них есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения; сходятся они тайком и в темноте, кто с кем попало; сделав женщин беременными, гаргарейцы отпускают их домой. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского пола приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его, по неведению, своим сыном.

Река Мермода, с шумом низвергающаяся с гор, протекает через страну амазонок, Сиракену и через всю лежащую между ними пустыню и впадает в Майотиду. Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры; затем, однако, начали восстание и начали воевать против амазонок вместе с какими-то фракийцами и евбейцами (которые в своих кочевьях доходили до этих мест); впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на вышеупомянутых условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно.

Со сказанием об амазонках произошло нечто странное. Дело в том, что во всех остальных сказаниях мифические и исторические элементы разграничены. Ведь старина, вымысел и чудесное называются мифами, история же - будь то древняя или новая,- требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда - и раньше, и теперь - были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные. Кто, например, поверит, что когда-нибудь войско, город или племя могло состоять из одних женщин без мужчин? И мало того, что состояло из них, но даже могло делать набеги на чужую землю и побеждать не только соседние племена, так что это войско дошло до теперешней Ионии и могло предпринять даже заморский поход вплоть до Аттики? В самом деле, это допущение равносильно тому, если сказать, что тогдашние мужчины были женщинами, а женщины - мужчинами. Более того, такие же сказания об амазонках распространены и теперь, и наша склонность верить больше древним сказаниям, чем современным, еще более усиливает упомянутую странность.

Во всяком случае, передают об основании амазонками некоторых городов и о названиях их, происходящих от амазонок, например, Эфес, Смирна, Кима и Мирина, а также о их могилах и других памятниках. Все называют Фемискиру, равнины около Фермодонта и горы, возвышающиеся над ними, страной амазонок, утверждая, что они были изгнаны отсюда. Что касается теперешнего местопребывания амазонок, то только немногие сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные сведения. Таков, например, рассказ о царице амазонок Фалестрии (Тхалестрии), с которой, как говорят, Александр вступил в сношения в Гиркании и даже сошелся, чтобы иметь от нее детей. Ведь этот рассказ не все принимают за достоверный: из множества источников те, кто более всего любит истину, ничего не говорят об этом, а те, кто заслуживает наибольшего доверия, вовсе не упоминают об этом, даже те, которые сообщают этот факт, рассказывают о нем по-разному. По словам Клитарха, Фалестрия даже прибыла к Александру от Каспийских Ворот и Фермодонта, между тем как растояние от Каспийской области до Фермодонта больше 6000 стадий».

Итак, Страбон, сообщив, что река, впадающая в Меотиду (Азовское море), разделяет амазонок и жителей Кавказа, определяет их место обитания. Все это наши места - Северный Кавказ, а время « начала начал « Амазонии»  - XIII век до новой эры» - так считает исследователь Эдуард Якубовский.
Впрочем, наиболее полный свод сведений об амазонках составил выдающийся советский этнограф М. Косвен, к трудам которого, а также к весьма любопытной публикации А. Цагарели « Амазонки на Кавказе»  (Кавказ. 1870. № 146) мы и отсылаем всех интересующихся этой темой. Сами же обратимся к более поздним источникам - трудам европейских авторов, воспроизведенных нами в приложении к книге « Кабардино-Балкария: жемчужина Кавказа».

продолжение следует

Амазония, Кавказ, история

Previous post Next post
Up