Aug 16, 2013 23:52
В Белоруссии умерших без крещения детей погребают иногда на перекрестках... На Подоле, как мы видели выше из слов Шейковского, потерчат хоронят "у перекрестка двух дорог", а в Олонецкой губ. - в болоте, т. е. в тех же самых местах, где хоронят и взрослых заложных покойников. Закапыванье потерчат под деревом (Переяславский у. Полтавской губ.) загадочно; быть может, дерево рассматривается как жилище того филина, в которого должна превратиться душа младенца?
Наконец, для потерчат есть особое место погребения, не применяемое никогда к прочим заложным покойникам, но применявшееся в старину к родителям, т. е. к покойникам чистым: потерчат хоронят в самом жилище, в подполье, недалеко от домашнего очага. Возможного вреда от потерчатки, как от заложного, не боятся: вред этот может быть только разве самым ничтожным; между тем, по-видимому, сердолюбивыми матерями предполагается, что предки рода, находясь рядом с потерчаткой, примут его рано или поздно под свою защиту или даже в свою среду - словом, не допустят его под власть нечистой силе.
В Полтавской губ. "дети мертворожденные и умершие некрещеными не пользуются правом иметь место для могилки на общем кладбище: их хоронят в самой жилой части хаты (в осе́ле), у порога вхожих дверей". В Гадячском. у. Полтавской же губ. "мертворожденных детей (недони́с, скы́нута дыты́на) закапывают в избе под порогом, веря, что когда священник будет через порог идти с крестом, то сообщит праху младенца силу святыни; иные ж закапывают в сенях под верхом, где люди меньше ходят". И в Донской обл. некрещеных детей зарывают у порога: священник с крестом перейдет и окрестит.
Некрещеных детей в Малороссии вообще хоронят у порога хаты: ходим - ногами крест делаем. И в Ставропольской губ. их хоронят в хате под порогом или же под передним углом. В Казанской губ. "выкидыши всего чаще зарываются в землю в подполье". И в Олонецкой губ. бывали случаи, что выкидышей, некрещеных младенцев зарывали в подъизбице, т. е. под полом избы.
В Орловской губ. "детей, умерших без крещения, и мертворожденных хоронит отец в саду или на огороде, или на гумне, но так, чтобы никто не знал, когда и как похоронен младенец".
В Малороссии выкидышей и недоносков хоронят еще и под "перелазом" (т. е. там, где перелазят через плетень), чтобы шагающие через них крестились.
В связи, конечно, с погребением потерчат в жилом помещении находится это поверье, отмеченное в Харьковской губ.: "будто бы душа ребенка, родившегося неживым, остается на пороге хаты или же в трубе". Поэтому при входе в хату на пороге останавливаются и крестятся; точно так же крестятся при закрывании и открывании трубы: в том и другом случае как бы крестят некрещеного младенца.
Этим же местом погребения потерчат объясняется и следующее вологодское поверье: в Кадниковском у. проклятый матерью мальчик живет в голбце (т. е. в подполье, под полом избы, живет невидимо, показываясь только с началом темноты и до полночи.
Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки.
Подобные захоронения есть в некоторой степени противоположность обряду строительной жертвы.
книги,
фольклор