Мертвый ищет живого

Aug 22, 2013 14:00

Кульминационным моментом сюжета, развертывающегося вокруг символической фигуры Костромы/Коструба, следует признать смерть с последующим воскресением. Самое широкое развитие эта драматическая часть обряда получила в своей игровой разновидности... При этом покойница Кострома (Коструб) представляется опасным существом, наводящим ужас на игроков, а поведенчески она сравнима с упырем, ходячим мертвецом быличек...
Преследование "живых", т. е. остальных участников игры, может в отдельных случаях идти до тех пор, пока Кострома-смерть не "заразит" всех: "Умершая Кострома вскакивает и ловит бегущих. Кого поймает, то они уже вдвоем ловят остальных; изловит третью, - втроем и т. д. до последней..." В этом варианте несомненно отразилось представление о смерти, распространяющейся подобно цепной реакции, например, смерти, возникающей вследствие эпидемического заболевания - А. Штейнгольд. Отражение древнеславянских верований в русском лексиконе. 2006.

Предельно отчетливо тема смерти звучит в... игре с условным названием "Похороны". Еще относительно недавно она была известна в селах и деревнях со смешанным коми-русским населением по реке Лузе на юге Республики Коми...
Несколько девочек и мальчиков 7-11 лет собирались поздней весной или ранним летом на лугу за пределами села. По жребию или считалке определяли водящего, которому предстояло исполнить роль "умершего". Примечательно, что, по словам информаторов, ребят, "желавших исполнить эту роль, было немало".
Мнимый покойник ложился на землю, а все остальные рвали траву и укрывали его "тело". При этом плакали и причитали: "Почему ты нас оставил?", "Вернись обратно!".
Когда трава закрывала "покойного", произносилось поминальное слово, а затем играющие переходили к разговорам на интересующие их темы. Тем временем "покойник" быстро и неожиданно поднимался и бросался в погоню за разбегавшимися игроками. Тот, до кого он дотрагивался рукой, становился водящим, и игра начиналась вновь - Д. Несанелис. Традиционные формы символического поведения народов Европейского Севера России. 2006.

"Покойник" из детской игры сам по себе не страшен и не смешон, а смешно его поведение "против обыденных правил": "пришли хоронить - он руками шевелит". Главная цель игры: поймать одного из играющих.

Умер "покойник" в среду во вторник
Пришли хоронить - он руками шевелит!
Умер "покойник" в среду во вторник.
Пришли хоронить - он ногами шевелит!
Умер "покойник" в среду во вторник
Пришли хоронить - он глазами глядит!
Умер "покойник" в среду во вторник
Пришли хоронить - покойник сидит!
Умер "покойник" в среду во вторник
Пришли хоронить - на ногах стоит!
Умер "покойник" в среду во вторник
Пришли хоронить - он навстречу бежит!

(Все разбегаются. Кого водящий схватит - тому водить) - Е. Мельник. Детский фольклор Каргопольского обозерья: Опыт освоения местной традиции. 1991.

Образный смысл игры в жмурки тематизируется как акциональная амплификация сюжета: слепой ищет зрячего - мертвый ищет живого - К. Богданов. Игра в жмурки: Сюжет, контекст, метафора. 2001.

фольклор, игры

Previous post Next post
Up