Миасс в годы войны. XV Жилищные условия трудящихся Миасса в годы Великой Отечественной войны.

May 22, 2015 14:00



Дома барачного типа.

Война затронула все стороны жизни советских людей, вызвала большие материальные лишения, серьезные трудности в снабжении продовольствием и предметами широкого потребления.

Условия жизни уральцев в годы войны резко ухудшились, и скромный жизненный уровень предвоенных лет стал недосягаемой мечтой. Плохо одетые и обутые, голодавшие и недосыпавшие люди до изнеможения напрягали свои силы с упрямой решимостью победить врага любой ценой: работали без отпусков и выходных дней по 10-12 часов и более в холодных, плохо освещенных помещениях, в загазованных шахтах, под дождем и снегом, в невыносимой жаре у металлургических печей, проявляли чудеса изобретательности, твердую волю.

В Миасс прибывало много эвакуированных людей. К январю 1942 года сюда прибыло всего 812 москвичей - автозаводцев, а к весне 1942 года их было уже более двух тысяч.

Непросто было наладить быт эвакуированных людей. Прибывавших автозаводцев и членов их семей приходилось расселять в дома местных жителей в старой части города, в городских поселках: Станционном, Мелентьевке, Тургояке и даже в Сыростане. В 1942 году 6 800 человек жили в частных домах, находившихся в радиусе 10-12 километров, а кое-кто добирался до завода и за 30 километров. Не хватало машин для перевозки людей, не хватало шоферов, не хватало топлива для машин. Автомобили переводили на газогенераторное топливо, что снижало их мощность, проходимость; зимой они часто увязали в глубоком снегу, в распутицу - в непролазной грязи. Многие рабочие, инженеры, служащие часто ночевали в цехах, в канцеляриях, в клубах, в школах - кто где мог.

Руководство завода, городское руководство прилагали все усилия, чтобы облегчить положение трудящихся. По железнодорожной ветке от завода до станции Миасс пустили мотовоз для перевозки пассажиров. По инициативе комсомольцев завода началось строительство узкоколейки для города. Постепенно развивалось жилищно-бытовое строительство. В единственной в то время заводской столовой было организовано одноразовое питание. Обед состоял из тарелки жидкого супа и нескольких ложек овсяной каши, стоил он 40 копеек.

В течение 1942 года рядом с заводом построили три дома, четыре барака, две землянки, в которых разместили более 1100 человек. В 1945 году эта улица, целиком состоявшая из бараков, получила название Победы. Продолжалось строительство капитальных домов: в 1943 году на улице Сталина (ныне проспект Автозаводцев) было возведено 4 двухэтажных дома из бруса для приезжих специалистов; кварталы № 26,27 на улице Молотова (ныне Калинина) застраивались шлакоблочными домами; проезжую часть мостили булыжниками.



Проспект Автозаводцев в послевоенные годы.

В городах и поселках Урала, как и по всей стране, к концу ноября 1941 года была введена карточная система на продовольствие, несколько позднее - на промтовары. Это позволяло наиболее целесообразно распределять имевшиеся запасы, выделять необходимое количество для Красной Армии, обеспечивать все городское население твердым продовольственным минимумом, в первую очередь хлебом.

По сравнению с потреблением 1940 года потребление продуктов питания сократилось вдвое: суточная норма хлеба составляла 400 граммов для детей, 500 граммов - для служащих, 600 граммов - для рабочих, 700 граммов - для занятых в военном производстве. Однако из-за нехватки продовольствия карточки не всегда отоваривались полностью.

Рабочие сами заботились о своем быте. В короткий срок организовали баню, пекарню, магазин, клуб, почту, санпропускник. И все же этого было мало, чтобы обеспечить трудящимся нормальный быт. Нехватка топлива и теплой одежды, питания сказывались: истощение организма, простудные заболевания стали обычным явлением. В ослабленном состоянии рабочие стояли за станками, к концу смены иногда кого-то приходилось укладывать в постель.

Нелегкой задачей стало размещение тысяч эвакуированных детей. Депутаты и учителя встречали эшелоны с детьми, сопровождали до места назначения оставшихся без крова малышей. Сельские Советы обеспечивали детские учреждения питанием, одеждой, обувью, топливом, выделяли землю для их подсобных хозяйств.

Война, конечно, внесла свои коррективы в культурную жизнь города: закрылся клуб Силкина, так как в нем разместилось авиаучилище, в краеведческом музее расположился архив Государственного проектного института боеприпасов №4 из Харькова.


С 1921 года в этом здании размещался Рабочий клуб имени Силкина.

Зато кинотеатр «Энергия» на 600 мест работал в полную силу. Здесь показывали кино, ставили спектакли местные и приезжие артисты. Была сцена, кулисы, оркестровая яма. Кино в нашем городе было самым популярным видом искусства. Даже студенты могли себе позволить себе эту роскошь при стипендии чуть более двухсот рублей, выплачиваемой регулярно. Для сравнения: хлеб на базаре стоил 100 рублей за 2 килограмма, в магазине по карточке такая же булка стоила 1 рубль 80 копеек. Кино можно было посмотреть каждый день в 15, 17, 19, 21 и 23 часа (последний сеанс по выходным). Люди приходили в кино заранее, так как за 30 минут до начала сеанса в фойе играл джаз-оркестр военно-артиллерийского училища, звучали саксофон, труба, скрипка, фортепьяно, пианино, можно было потанцевать, пела солистка.



Кинотеатр "Энергия".

Сидевшие за партой школьники в годы войны не только учились, но и посильно работали. После уроков все шли в лес за дровами и на санках привозили их в школу, работали на пришкольных участках - выращивали картофель и овощи для столовой, собирали лекарственные травы, золу (ее использовали в госпиталях для стирки белья), макулатуру, металлолом, теплые вещи, махорку и кисеты для солдат.

Миассцы почувствовали все тягости войны, вот некоторые воспоминания людей, которые пережили трудности вне фронта.

Из воспоминания Антонины Кирилловны Нечеухиной (со слов ее внучки Оксаны Амеличевой):

- Мне было 15 лет, когда пришла на эвакуированный из Москвы завод «Динамо». Работали в две смены. Станки высоки, приходилось ставить ящики под ноги, чтобы достать до ручки станка. Тяжело было ночью - холодно, голодно, хотелось спать. Но мы работали и выполняли норму - это нужно было для фронта. Мастером у нас был москвич, кадровый рабочий. Жалел нас, как отец. В перерыв в ночную смену мы все спали, кто где мог, а мастер потом будил. Тогда с дисциплиной было очень строго, за минуту опоздания объявляли выговор, лишали премии. Но старались работать хорошо, и нам объявляли благодарность, а иногда выдавали на цех премию. И чтобы не делить деньги на каждого рабочего, все вместе шли на берег пруда и устраивали «массовое гуляние» с угощением, купленным на премию. Это был настоящий праздник для всех, так как хлеб и крупы выдавали по карточкам.

Вот еще воспоминания о страшных годах войны Елизаветы Николаевны Кощеевой:

- Попала в ремесленное училище. Было мне в ту пору четырнадцать лет. Обучение было такое - показали, что нужно, и сразу работали.

Тогда начали строить автозавод, привозили оборудование, устанавливали станки. Дети и женщины шлифовали доски на станках, делали в них отверстия, а мужчины сколачивали. Взрослым платили очень мало, а подростки работали за еду. Кормили плохо: баланда да двести граммов хлеба.

Воспоминания Виктора Григорьевича Жолобова:

- Война набирала обороты, в тылу наступал голод. Мы были городскими жителями, все приходилось покупать. Пока мама и старшая сестра были на работе, я с младшим братом искал на помойках картофельные очистки, огрызки от яблок, мы рисовали игральные карты и меняли их на какую-нибудь еду. Когда голод достиг апогея, моя мама Анна собрала оставшиеся ценные вещи и пошла в деревню в надежде добыть немного картошки. Она была очень истощена и по дороге умерла. Отец остался один с детьми. Он работал по 16-18 часов в сутки, чтобы прокормить, сохранить ребят. Все заработанные крохи отдавал нам. Вместо мамы стала старшая сестра.

Разум все равно не может понять, как в тех нечеловеческих условиях смогли выжить, выстоять, уцелеть тысячи людей. И проникаешься состраданием и глубоким уважением к этим людям. Пережить весь этот кошмар - это уже подвиг. И потому мы называем ГЕРОЯМИ не только ветеранов войны, но и тружеников тыла, а также всех женщин и детей войны, на чьи хрупкие плечи легли неизмеримо тяжелые испытания тех горестных лет…

А.А. Краснова

Источник: Великая Победа глазами молодых: материалы конференции о работе предприятий города Миасса в годы Великой Отечественной войны / науч. ред. Г. В. Форстман; Миасс. Филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ». - Миасс: Геотур, 2010. - 100 с

Статьи из цикла:

Миасс в годы войны. I Единство фронта и тыла - главное условие победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Миасс в годы войны. II Работа в тылу - работа для фронта.

Миасс в годы войны. III Передовики Уральского автомобильного завода в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. IV Миасский инструментальный завод в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. V Миассэлектроаппарат в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. VI Миасстальк в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. VII Работа учреждений образования Миасса во время Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. VIII Система здравоохранения в городе Миассе в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. IX Ильменский заповедник в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. X Изменение численного состава рабочих на предприятиях Миасса в начальный период Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. XI Материально-бытовое положение рабочих Урала в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. XII Трудовой подвиг женщин Челябинской области в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. XIII Молодежь на оборонных предприятиях Миасса в годы Великой Отечественной войны.

Миасс в годы войны. XIV Добровольные взносы трудящихся на нужды фронта.

Миасс в годы войны

Previous post Next post
Up