Дневник чтения. Джейн Остин, Сомерсет Моэм

Aug 22, 2013 12:34


Джейн Остин, «Эмма»
Филиграный язык Джейн - как тонкая вязь на шёлке, восхитительная и безукоризненная. Эмма, Найтли и мисс Фэйрфакс - образцы добродетели, Элтоны находятся на противоположной нравственной стороне, Гарриет, Фрэнк и отец Эммы - просто слабые люди, достойные снисхождения. У Джейн раскаяние и добрый умысел - лакмусовая бумажка, позволяющая зачесть героя в группу «высшей морали». Очень благотворно воздействует, особенно если находишься в духовном раздрае. Укрепляет в хороших побуждениях, даёт ориентиры. Я бы советовала Джейн Остин всем, особенно подросткам.

Джейн Остин, «Доводы рассудка»
Энн вышла чересчур положительной, на ней нет ни единого пятнышка не то что порока, даже недостатка. Эмма в этом плане более живая со всей своей горячностью и свободой в ощущении неприязни. Как верно написал Фаулз, Джейн не подгоняет ход повествования, так что уже к середине изнываешь - ну когда же главные герои сойдутся? Сойдутся ли? Как будто сама переживаешь любовный роман.

6 августа 2013 г.
Сомерсет Моэм, «Луиза»
Увидела упоминание о Луизе как эталонном истерике у Е. Беляковой. Удивила концовка рассказа - Луиза всё-таки умирает. Легкомысленный тон рассказчика говорит о том, что он оказался прав и Луиза - всего лишь симулянт. Но тогда выходит, что в своей манипуляции она зашла так далеко, что сама в неё поверила - настолько, чтобы ценой жизни «наказать» тех, кто не посчитался с нею.

«Божий суд»
Превосходный рассказ. Всё-таки Моэм в жанре рассказа - гений. Проработанность характеров, смысл, такт - всё в гармонии. Невольно задаёшься вопросом, в чём добродетель - в верных поступках или в том, чтобы после тяжести, с которой они дались, сердце не ожесточилось? Джон и Рут, пожертвовавшие любовью по имя долга, Мэри, принявшая жертву, но не простившая предательства.
«Катитесь к дьяволу» - по-моему, именно так Бог и встречает большинство земной братии.
Очень изящная линия с философом. «Никто не может отрицать существования зла. В таком случае, если бог не в силах предотвратить зло, он не всемогущ, а если он в силах это сделать, но не делает, он не всеблаг»

«Видимость и реальность»
Забавная история. У Моэма отличное чувство юмора.

7 августа. «Дождь»
Вариация на тему Фролло и Эсмеральды. Что мне нравится в рассказах Моэма: побуждение думать. В каком-то роде это заигрывание с читателем, незамысловатый детектив. «Побудьте же и вы, достопочтимый, немного драматургом». Единственное, характер мистера Дэвидсона и общий мотив его поступков плохо согласуются с тем, что он всё-таки попадает под соблазн. Само возникновение этого соблазна кажется неправдоподобным. При этом он явно отрицательный герой, особенно ясно это становится, когда он говорит, как штрафовал туземцев, чтобы объяснить им понятие греха. Поведение проститутки - было ли оно изначально лживым, нацеленным на это? Или её перевоплощение в конце - следствие презрения к падшему священнику?

15 августа. Закончила «Чувства и чувствительность» Джейн Остин. Стиль Джейн похож на полноводную, но неширокую реку, с тихими заводями, полными кувшинок, и невысокими перепадами реки с валами и радостно бурлящей водой. В романах Джейн сочетается три элемента, ею открытая формула совершенства: безупречно гладкий язык, глубокое эмоциональное вовлечение и нравственное ядро. Первый помогает легко читать, второй проникает в сердце, и третий наполняет его. Литература, сочетающая огромные пользу и удовольствие. Особенность Джейн, не характерная для нравственной прозы: в её сюжетах добро всегда вознаграждено, но зло в то же время не наказано: Джейн не снисходит до наказания. Плохие персонажи просто отдаляются, «отстают» от хороших, соединяются вместе сживут своей жизнью. Сама такая жизнь - их наказание, если можно так выразиться; но скорее им даже дано такое же право на существование, как и положительным героям. Они участвуют в истории не в качестве противопоставления: место, им уделённое, не имеет заведомой окраски. В каком-то роде отрицательные персонажи тоже находят в конце своё собственное счастье, которое для положительных героев им совсем не является.
Всё-таки, зная биографию Джейн, не могу представить, чтобы своих героев и истории она выдумывала. Принимая во внимание её широкую переписку, мне кажется, она умело компоновала сплетни и истории из писем - настолько её проза правдива.
Тем не менее, её герои почти канонические. Эмма = Элинор + Марианна (образец нравственности), Уиллоби = Фрэнк Черчилл (слабый молодой человек с большим состоянием и доминирующими родственниками), полковник Брэндон = мистер Найтли (в высшей степени достойный господин в летах, близкий друг семьи), миссис Дженнингс = миссис Бейтс (назойливая и бестактная, но простодушная старушка), Люси Стил - миссис Элтон (хитрая, льстивая, если это имеет успех, и злобно-непримиримая, если это успеха не имеет), Джон Дэшвуд + мистер Миддлтон = отец Эммы (скучный и эгоистичный человек с быстро гаснущими добрыми побуждениями, но тем не менее добродушный и наивный, как ребёнок). Но если в «Эмме» из неприятных персонажей были только Элтоны (к Фрэнку всё равно чувствовалась симпатия), то в «ЧиЧ» это и Дэшвуды, и миссис Миддлтон, и Стилы (особенно карикатурно-отталкивающей выглядит старшая мисс Стил со своими «душками-кавалерами»). Комедия дель арте.
Previous post Next post
Up