Ил-28 - советский фронтовой бомбардировщик, являющийся первым в мире реактивным двухдвигательным самолётом с форсажными камерами. В середине 1950-х годов Ил-28 был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора. Отличался выдающейся надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации. Участвовал во множестве локальных конфликтов. За создание Ил-28 Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.
В ОКБ Ильюшина работа над фронтовым бомбардировщиком Ил-28 началась без задания, по своей инициативе. В это время ещё проходил испытания первый реактивный самолёт, построенный ОКБ - бомбардировщик Ил-22. Опыт разработки Ил-22, учитывающий все его плюсы и минусы, позволил создать лучший фронтовой бомбардировщик того времени. Конструкторы ОКБ пришли к выводу, что на боевую эффективность и лётно-технические данные значительное влияние может оказать принятая схема оборонительного вооружения. Сравнительный анализ показал, что с помощью одной только кормовой пушечной установки можно отражать атаки современных истребителей. Это и определило основную компоновку самолёта Ил-28. Таким образом, его проектирование началось «с хвоста». Эскизный проект самолёта Ил-28 был утвержден 12 января 1948 года. Принятая схема оборонительного вооружения позволила сформировать экипаж из трёх человек, это, в свою очередь, привело к уменьшению геометрических размеров. Уменьшение массы планера позволило применить два двигателя «Нин-I», вместо четырёх, как у Ил-22. Для получения необходимой центровки двигатели компоновались в передних частях мотогондол. В них же поместили и основные стойки шасси с большими колёсами. Прямоугольное крыло имело технологический разъём по плоскости хорд вдоль всего размаха. Продольный технологический разъём имелся и на фюзеляже. В итоге трудоёмкость изготовления трёхместного бомбардировщика приблизилась к таковой для одноместного истребителя. Экипаж размещался в передней и задней герметизированных кабинах. Кресла пилота и штурмана в случае аварии катапультировались вверх. Стрелок-радист в аварийной ситуации имел возможность воспользоваться нижним откидным люком. Сиденья штурмана, пилота и стрелка бронированы, общий вес брони достигает 454 кг. Оборонительное вооружение экипажа состояло из четырёх пушек HP-23. Две устанавливались по бортам внизу носовой части фюзеляжа. Защита задней полусферы обеспечивалась кормовой установкой с двумя пушками.
Первый полёт лётчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил 8 июля 1948 года. По свидетельству ветеранов ОКБ, на стоянке к Ил-28 подошёл A.Н. Туполев и спросил работавших на самолёте специалистов: «А это чей незаконнорожденный ребёнок?» Заводские и государственные испытания закончились с положительной оценкой. Одновременно с Ил-28 проводились испытания бомбардировщика Ту-14, и мнения военных разделились, какую машину запускать в серию. Дискуссия продолжалась у министра обороны СССР Н.А. Булганина, причём на этом совещании начальник ГК НИИ ВВС дал отрицательную оценку Ил-28 и настаивал на принятии в серию Ту-14. Решения тогда принято не было. Затем на специальном совещании у И.В. Сталина вопрос решился в пользу самолёта С.В. Ильюшина.
8 августа 1949 года впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1 и также был рекомендован в серию. Благодаря простоте и высокой технологичности конструкции завод №30 в отдельные периоды выпускал более ста Ил-28 в месяц. Всего за шесть лет серийного производства в СССР было построено 6316 самолётов Ил-28 различных модификаций. Бомбардировщик Ил-28 состоял на вооружении не только в СССР, но и в ряде BBC других стран (в 20 государствах). Самолёты строились серийно в Китае и Чехословакии. Бомбардировщики Ил-28 принимали участие и в боевых действиях. Боевое применение Ил-28 было в 1956 году в Египте, в 1962 году в Йемене, в 1967 году против Израиля, в 1974 году в Ираке.