ВАЗ-2103 «Жигули» - советский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе модели Fiat 124 и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1972 по 1984 год. Автомобиль широко экспортировался и пользовался популярностью даже в странах Запада. На экспорт он шёл под названием Lada 1500. В народе же ВАЗ-2103 именовали «тройкой», «трёшкой» и «четырёхглазкой».
Договор между советским правительством и компанией Fiat предусматривал создание люксовой модели ВАЗ-2103 вслед за базовыми ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102. Как и в случае с «единичкой», понимания удалось достичь не сразу. Итальянцы предложили в качестве прототипа люкса Fiat 125, а советская сторона одобрила это предложение. Однако, разобравшись детальнее в его конструкции, советские специалисты отказались от него. Автомобиль был крупнее, чем Fiat 124 (прообраз ВАЗ-2101), и имел мощный 90-сильный двигатель. Общие детали с Fiat 124 практически отсутствовали, что не позволяло сэкономить за счёт унификации. Кроме того, некоторые технические решения, вроде задней рессорной подвески, советские инженеры забраковали как устаревшие. Итальянцев попросили подобрать другой прототип, поставив условие унификации с ВАЗ-2101 не менее 80%, и те предложили версию Fiat 124 Special с изменённым дизайном, разрабатывавшуюся в тот момент. Fiat и ВАЗ договорились, что объединят усилия и создадут две модели одновременно - Fiat 124 Special и ВАЗ-2103. Поэтому популярная версия, по которой ВАЗ-2103 стал наследником Special, ошибочна - это, скорее, модели-братья. В СССР знали, как выглядит итальянский аналог, и считали, что советский автомобиль красивее и современнее.
Правда, преимущество современности в жизни не было реализовано. Fiat 124 Special появился в 1968 году. Волжский автозавод был построен только в 1970 году, и ещё два года ушло на налаживание производства ВАЗ-2101 и 2102, так что «трёшка» ВАЗ-2103 появилась только в конце 1972 года, на четыре года позже итальянки. Более того, 1500 экземпляров, выпущенных в том году, имели салон от «единички», так как поставщики интерьеров запаздывали. Эту серию без лишнего шума распределили по сотрудникам ВАЗа и смежных заводов. Поэтому реально советские граждане смогли оценить люкс-ВАЗ только в 1973 году. И они его оценили по достоинству - по мнению большинства, ВАЗ-2103 стал самой красивой моделью из Тольятти всех времён. При тех же габаритах кузова салон стал просторнее и выше. Комплектация включала тканевые ковры, пластиковую отделку салона и багажника (крашеный металл в салоне практически отсутствовал). В целом салон был ощутимо комфортабельнее, чем у ВАЗ-2101.
Автомобиль получил более мощный двигатель объемом 1,5 литра и мощностью 72 л.с., став самым динамичным массовым автомобилем в СССР. Спортивность машины подчёркивало наличие тахометра на панели приборов. С этим двигателем связан очередной небольшой прорыв в технологиях моторостроения. В своё время автопроизводители повернулись от чугуна к алюминиевым корпусам моторов и деталям цилиндропоршневой группы как к более лёгким. В СССР тон задавал «Москвич». Затем прогресс в материалах привёл к тому, что мировой автопром снова перешёл на тонкостенные чугунные картеры. Здесь ВАЗ «утёр нос» АЗЛК: чугунный тонкостенный двигатель ВАЗ-2103 имел примерно те же рабочие параметры, что и алюминиевый «Москвича-412» и «Москвича-2140», однако был легче на 0,5 кг. Правда, новых моторов не хватало, поэтому появились версии ВАЗ-2103, оснащённые двигателями от ВАЗ-2101.
Несмотря на то что цена на «тройку» была в 1,5 раза выше, чем на ВАЗ-2101, она была в дефиците. Популярность её отражает и советский кинематограф: очень часто преуспевающие советские граждане в фильмах ездят не на «Москвичах» или «Волгах», а именно на ВАЗ-2103.
Учитывая высокий спрос, Волжский автозавод рассматривал возможность выпуска люкс-универсала ВАЗ-2104 на базе седана, однако отказался от этой затеи и индекс 2104 вновь появился на более позднем универсале на базе ВАЗ-2105.
Себестоимость «тройки» всё-таки показалась избыточной правительственным чиновникам, поэтому эта модель раньше других была заменена на ВАЗ-2106, и главной задачей стало именно снижение производственных затрат. Как ни странно, с появлением «шестёрки» «тройку» не сняли с конвейера; машина выпускалась до 1984 года. Благодаря высокому качеству ВАЗ-2103 и по сей день нередко встречается на дорогах России.