БТ-5 - советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Серийный танк семейства БТ («быстроходные танки»). Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно ХПЗ в 1933-1935 годах.
В период развёртывания производства БТ-2 советским конструкторам пришлось в кратчайшие сроки решать самые разнообразные задачи, начиная от перевода чертежей из дюймовой системы в метрическую, и заканчивая интенсивными работами по созданию износостойких материалов (траки гусениц и резиновые бандажи). Кроме того, сохранялись проблемы с вооружением. Снаряд 37-мм пушки Б-3 обладал недостаточным фугасным действием. Производство орудия сильно отставало от потребностей танковой промышленности. Следует отметить, что проектирование танка, вооружённого 45-мм пушкой, началось ещё в 1932 году. Выбранная для серийного производства машина, получившая индекс БТ-5, отличалась от БТ-2 лишь башней с увеличенным диаметром погона и вооружением. Серийное производство развернулось с марта 1933 года.
Первые серийные БТ-5 направлялись в военно-учебные заведения и учебные батальоны механизированных бригад для ознакомления личного состава с новой техникой. Основная же масса поступала на вооружение интенсивно создаваемых в 1930-е годы механизированных соединений. Например, к июню 1934 года в составе 5-го механизированного корпуса было 79 БТ-5 и 31 БТ-2.
Боевое крещение танков БТ-5 состоялось во время гражданской войны 1936-1939 годах в Испании. В период боевых действий у озера Хасан БТ-5 были в составе 2-й механизированной бригады. Через год в боевых действиях против японцев у реки Халхин-Гол приняли участие БТ-5 6-й и 11-й отдельных легкотанковых бригад. Последняя особенно отличилась в ходе разгрома противника у горы Баин-Цаган. Действовать пришлось в сложных условиях, исключающих свободу маневра по фронту. В ходе подтвердились высокая надёжность и ремонтопригодность машин, но выявились проблемы с защищённостью. Японские противотанковые орудия пробивали 13-мм броню советских танков насквозь.
Во время советско-финской войны одной из первых боевые действия начала 1-я легкотанковая бригада, имевшая в своём составе 83 БТ-5. Во взаимодействии с 34-м стрелковым корпусом она принимала участие в овладении Выборгом.
К началу Великой Отечественной войны в РККА насчитывалось 1270 линейных и 402 «радийных» БТ-5. Большинство танков были потеряны к исходу третьего месяца боевых действий. Далее отследить точное количество оставшихся в строю БТ-5 представляется затруднительным, так как в учётных документах БТ-2, БТ-5 и БТ-7 были сведены в единую графу «танки БТ». Достаточно долго БТ-5 «продержались» в войсках Ленинградского фронта (28 боеспособных машин по состоянию на 1 июня 1943 года). Один БТ-5 находился на Волховском фронте. В конце января 1944 года 20 «пятёрок» прибыли в качестве пополнения в 49-й гвардейский танковый полк прорыва, а 27 мая того же года в составе Карельского фронта был сформирован 91-й отдельный танковый полк, который получил на вооружение пять танков этого типа.
До конца войны на Дальнем Востоке находились 156 БТ-5. Из них 49 машин Забайкальского фронта приняли участие в боевых действиях в 1945 году против Японии. Боевых потерь не было, но из-за длительного срока эксплуатации до 30% танков вышли из строя по техническим причинам. Все находящиеся в составе Приморской группы 99 «пятёрок» перед началом боевых действий были заменены «тридцатьчетвёрками» и сданы на окружной склад №126.
Если в 30-е годы новые танки БТ-5 пользовались в войсках заслуженной популярностью за свои высокие динамические качества и техническую надёжность (особенно в сравнении с БТ-2), то уже в ходе советско-финской войны машина считалась устаревшей. В боях Великой Отечественной войны броня танка пробивалась даже пулями немецких противотанковых ружей, не говоря уже 37-мм противотанковых орудиях. Однако 45-мм пушка в начальный период войны оставалась достаточно мощным оружием и позволяла, при определённых условиях одерживать победы над немецкими танками, особенно при использовании тактики танковых засад.