Спокойной ночи, малыши! - вечерняя телепередача для детей дошкольного и младшего школьного возраста, выходящая с 1964 года. За всё время существования передачи в ней сменилось более десятка ведущих. Первыми были Валентина Леонтьева и Владимир Ухин. В 70-80-е годы ее вели: Светлана Жильцова, Юрий Григорьев, Ангелина Вовк. В постсоветские годы у передачи долгое время не было постоянных ведущих, пока наконец, не появились Оксана Федорова, Анна Михалкова и Виктор Бычков. Одна из старейших на сегодняшний день передач нашего ТВ впервые вышла в эфир в сентябре 1964 года и поначалу имела мало общего с тем, что мы видим сейчас. Первые выпуски длились всего 7 минут, не было ни кукол, ни ведущих, ни заставки. Были лишь сменяющие друг друга картинки, под которые либо дикторы (Валентина Леонтьева - «тётя Валя», Владимир Ухин - «дядя Володя», Светлана Жильцова - «тетя Света»), либо актёры (Валентина Сперантова, Алексей Грибов, Элина Быстрицкая и др.) рассказывали сказки. Но так продолжалось недолго - вскоре декорации оживились куклами, причём это были не звери, а сказочные человечки в лице Буратино и двух мальчиков Шустрика и Мямлика. Затем появились Филя и Ерошка, который был сначала мальчиком, затем переродился в слонёнка, щенка, пока наконец не стал зайчиком Степашкой. Кстати, такая же метаморфоза произошла и с Хрюшей, который поначалу был… рыжеволосой девочкой. B 1982 году родился последний персонаж передачи - сумасбродная Каркуша.
Знаменитая песня «Спят усталые игрушки» композитора Аркадия Островского (автор хитов: «Пусть всегда будет солнце», «А у нас во дворе», «Как провожают пароходы» и др.) и поэта Зои Петровой была написана специально для передачи и стала звучать в ней с первого же выпуска. Песня исполнялась на фоне заставки, на которой маленькая девочка была нарисована в обществе мишки и белочки. В центре рисунка был изображён циферблат, и каждый вечер под «Игрушки» участники передачи вручную переводили стрелки часов.
Стоит отметить, что это был практически единственный случай, когда в передаче звучала оригинальная музыка - на неё просто не было денег. Поэтому для остального музыкального оформления использовались записи из фондов студии, а если и их не хватало, тогда приходилось идти на поклон к коллегам на радио. Вспоминает бывший режиссер передачи Н. Сокол:
«Каждая передача должна была стоить не более 150 рублей, включая оплату труда не только сценаристов и актёров, но и художников. Ведь даже самая простая форма - рисунки в кадре и текст за кадром - требовала пятнадцати-двадцати иллюстраций. Тут дружескую помощь оказывали нам художники-мультипликаторы Вадим Курчевский, Лев Мильгин, Николай Серебряков, Вячеслав Котёночкин. За небольшой гонорар они делали чудесные иллюстрации.
Очень трудно поначалу приходилось c декорациями, реквизитом, костюмами. Художников-постановщиков у нас ещё не было, цехов и мастерских, где могли бы выполняться наши заказы, - тоже. Кое-что подбирали из случайных запасов, а многое просто приносили из дома.
Да, денег было мало, почти ни на что не хватало. Зато была вера, что передача нужна. Шла она тогда по второй программе на Москву и Московскую область, в 2015 ежедневно. И, если признаться без ложной скромности, скоро передача стала одной из самых популярных, полюбилась не только детям, - а у неё было много возможностей убедиться в этом.
Как-то раз я пришла в один из детских магазинов купить крайне необходимый для передачи реквизит. Рассказала продавщицам о цели своего визита. Они пошептались, вызвали заведующую, и через несколько минут мне вручили подарок маленьким телезрителям коробку с бракованными и списанными игрушками! Чего тут только не было: и крошечный паровоз, и грузовик с прицепом, и эффектная поливальная машина, и одноглазый мишка, и кукла без парика - всего не пересказать! Наверное, это было нарушением правил работы магазина. Но порой бывает очень трудно отказаться от доброго дела. Общего дела. На студии мы своими силами отремонтировали все игрушки, и вскоре они стали появляться в эфире, много лет служили верой и правдой.
Долгое время, более двух лет, подготовкой передачи занимались лишь два постоянных сотрудника - редактор и я в качестве режиссёра… Готовились передачи очень быстро. Одна-две часовые репетиции дома (послать за актёрами машину, чтобы работать в студии, не всегда удавалось, я предпочитала ездить сама). Затем одна репетиция в павильоне - с камерами, в декорации. После неё два часа перерыва для подготовки и проверки техники. В это же время - грим и одевание актёра. Напряжённость этих двух часов перед выходом в эфир обязывала к абсолютной дисциплине, слаженности в работе осветителей, операторов, инженеров и техников. Время рассчитывалось по минутам и секундам. Нельзя было расслабиться, отдохнуть и актеру. А в 2015 - "живой" эфир…»
Старожилами передачи по праву считаются Наталья Владимировна Державина (Хрюша) и Наталья Александровна Голубенцова (Степашка). Первая пришла в передачу в середине 60-х из театра кукол Сергея Образцова и работала в «Спокойных ночах» до 2002 года), вторая - на несколько лет позже. На их фон трагично выглядит судьба Фили, у которого за эти годы сменилось три хозяина. Первый - Григорий Толчинский - скончался в конце 80х на 50-м году жизни, второй - Игорь Голуненко - погиб через два года в автомобильной катастрофе в Америке. До 2014 года Филю играл Сергей Григорьев - один из самых молодых членов съемочного коллектива.
Каркушу долгие годы озвучивала Гертруда Александровна Суфимова. Однако она скончалась в 1998 году на 72-м году жизни, и теперь Каркуша перешла под «патронаж» актрисы Галины Марченко. Одно время в передаче был ещё один постоянный персонаж - кот Цап Царапыч, однако он пропал с экрана после того, как человек, озвучивавший его, уехал в Израиль.
За свою долгую жизнь на ТВ передача обросла таким количеством мифов и баек, пересказать которые не хватит нескольких страниц. Поэтому ограничимся лишь некоторыми из них. К примеру, в самом начале 80-х, когда в редакции детских программ сменился руководитель, новый начальник возмутился тем, что все куклы в передаче моргают, а Хрюша нет. Этот вопрос был вынесен на ближайшую коллегию Гостелерадио, которая приняла решение заменить кукол людьми. Однако многомиллионной армии зрителей это нововведение категорически не понравилось, и они принялись бомбардировать ЦК партии и Гостелерадио возмущёнными письмами требованием вернуть любимых зверюшек на экран. В итоге всего через два месяца куклы вновь заняли свои привычные места.
Примерно в те же годы произошёл ещё один забавный случай. И вновь камнем преткновения в возникшем споре стал Хрюша. На этот раз его постоянное присутствие на экране возмутило жителей Средней Азии мол, своим появлением свинья оскорбляет религиозные чувства мусульман. Кое-кто из поборников мусульманских традиций грозился даже приехать в Москву и зарезать Хрюшу. На что главный редактор передачи Людмила Ермилина отвечала: «Коран запрещает есть свинью, но смотреть на свинью не запрещает. Не нравится - не смотрите! А потом, у вас есть свои национальные герои: бараны, верблюды, ишаки…» Короче, и в этом случае жизнь и честь Хрюши удалось отстоять.
Ещё одна байка связана с приходом к власти в середине 80-х М. Горбачева. Якобы, едва это произошло, как на целый ряд мультфильмов, которые до этого беспрепятственно крутились в передаче и где фигурировал такой зверь, как мишка, было наложено табу. Особенно долго запрет висел над забавной мультяшкой, где его герой мишка начинал, но не доводил начатое дело до конца.
В начале 90-х годов над любимой народом передачей нависла угроза исчезновения. Не было денег, чтобы снимать её в привычных условиях, поскольку аренда самой захудалой студии стоила больших денег. Поэтому в течение трёх лет программу приходилось снимать поочередно в квартирах сотрудников. И всё же, несмотря на все напасти передача, выжила. В 1996 году она была удостоена премии «ТЭФИ».
О том, каким образом снимается самая любимая детская передача, рассказывает О. Левинсон:
«Процесс подготовки программы и её съёмок уже давно налажен. Сначала заказывается сценарий. Потом его читают редакторы, а затем руководитель программы. Последний вносит в текст свои изменения и передаёт его режиссеру. Режиссёр какое-то время работает над сценарием, продумывает всевозможные драматические ходы, а дальше вызывает работающую с ним бригаду: все вместе они обсуждают съёмку передачи. Следующий этап - раздача ролей актёрам. Сценарий им даётся за 7-10 дней. За это время можно успеть выучить не только свою, но и роли всех героев.
Записывается передача кусочками, дублями, из которых затем выбираются лучшие фрагменты. К импровизации актёров на съёмках относятся хорошо, более того, как правило, моменты незапланированных фраз бывают наиболее удачными. Но это вполне закономерно: ни один редактор или режиссёр не знает Хрюшу или Степашку так, как их знают актеры. Отталкиваясь от характера, они всегда найдут самое точное слово и наиболее подходящее в данной конкретной ситуации выражение. Заключительная стадия - монтаж. Во время монтажа в программу могут быть добавлены спецэффекты и сделаны необходимые перестановки. Бригад, работающих над программой, четыре…»
Занятых в передаче кукол обновляют каждые три года (в Музее программы за 35 лет скопилось несколько десятков Хрюш, Степашек, Каркуш и Филь). Особенно хлопотное дело - шить на них костюмы. Однажды, ради эксперимента, было решено попробовать заказать костюмы для кукол аж в самой Англии. Отправили туда фотографии и все мерки с кукол, а когда наконец заказ был выполнен, все ахнули: до чего же непохоже! С тех пор все костюмы на зверюшек шьют исключительно на родине. Правда, в связи с общей дороговизной (шить для кукол дело очень кропотливое и подвластно только мастерам-индивидуалам, которые берут за это приличные деньги), приходится обходиться прежним гардеробом. А он у героев передачи весьма богатый: в нём есть два фрака с «бабочками» Фили и Степашки, настоящая Хрюшина «косуха» с заклёпками, множество бантов Каркуши и т.д. и т.п.
Летом 1999 года над любимой телезрителями передачей вновь сгустились тучи. Сначала масла в огонь подлило назначение новым премьером Сергея Степашина. Едва это произошло, как из любимой детской передачи внезапно исчез Степашка. В народе пошли гулять слухи, что это произошло неспроста, а по причине сходства заячьего имени с фамилией нового назначенца. Однако эти слухи развеяла руководитель творческого объединения «Спокойной ночи, малыши!» Валентина Прасолова, которая заявила в одном из интервью: «Ерунда. Первого и второго июня мы не выходили, потом были повторы, в которых Степашки не было по чистой случайности. К назначению нового премьер-министра это отношения не имеет. В июне Степашки будет очень даже много».
И действительно, в июне любимый детворой зайчишка вновь появился на экране. Но дети рано обрадовались. Уже в начале июля над передачей сгустились тучи посерьёзней - распоряжением руководителей детского вещания её выпуск на ОРТ был прекращён. Причиной этому являлось то, что программа выходила в прайм-тайм без рекламных блоков, не принося дохода каналу, чем был недоволен генеральный директор канала Константин Эрнст. Тем самым, ближе к концу выхода передачи на первой кнопке её время было сокращено до 8 минут вместо указанных в программах передач 15-ти минут (остальное время в таймслоте занимали анонсы и рекламные ролики до и после показа). Шестиминутного времени хватало лишь на пару коротких диалогов между ведущим и «зверюшками», после чего крутился сильно урезанный мультфильм.
В сентябре 2001 года передача стала выходить на канале «Культура», а новой ведущей стала Анна Михалкова, также появился новый персонаж Мишутка (одноимённый персонаж был и в 1980-х годах, его использовали в случае замены основных кукольных персонажей).
С января 2003 года, одновременно с перемещением на 2050, программа была сокращена по времени и стала выходить с продолжительностью 5, что вызывало критику со стороны зрителей. Одновременно передачу покинули прежние ведущие - сначала Юрий Григорьев и Григорий Гладков, затем Амаяк Акопян, Юлия Пустовойтова и Дмитрий Хаустов. Новыми ведущими после Михалковой стали Оксана Фёдорова, актёр Виктор Бычков. Через некоторое время его заменил певец Дмитрий Маликов. Осенью 2018 года Дмитрий Маликов покинул передачу, его заменил Михаил Пореченков.