Бе-12 (Чайка) - советский противолодочный самолёт-амфибия, предназначенный для борьбы с подлодками на удалении до 500 км от базы. На момент создания являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире. Для своего времени это был отличный самолёт - в 1964 г. на нём было установлено 42 мировых рекорда.
К созданию машины приступили в начале 1950-х годов в ОКБ Г.М. Бериева, уже построившем до этого летающую лодку Бе-6. Проект получил название Бе-12. В 1957 году макет самолёта в натуральную величину представили приёмной комиссии. В 1959 году были подготовлены его чертежи. Он поднялся в воздух 18 октября 1960 года пока ещё с грунтового аэродрома. Полёт продолжался около часа и показал, что самолёт ведёт себя в небе вполне достойно. Государственные испытания машины закончились 20 апреля 1965 года, после чего она была принята на вооружение. Самолёт представлял собой летающую лодку с водонепроницаемой нижней частью, которая разделена на 10 отсеков, с местами для экипажа, оборудования и поднимаемых грузов. Трапециевидное крыло имело профиль большой толщины. Всё это позволяло амфибии уверенно чувствовать себя как на воде, так и в небе. Охоту за подводными лодками самолёт вёл, разбрасывая радиогидроакустические буи - специальные поплавки, реагирующие на шумы в воде и передающие сообщения о них на борт машины. Впоследствии стали применять магнитометрическую аппаратуру, реагирующую на передвижение в воде металлического тела. Для поражения противника имелись глубинные бомбы и торпеды.
До 1974 года самолёты Северного и Тихоокеанского флотов обнаруживали при совместных действиях по три-четыре подводные лодки в год. После 1975 года их число начало расти. Рекордным стал 1989 год, когда было найдено 29 подводных лодок. С распадом СССР самолёт не раз пытались снять с вооружения и заменить его более совершенным А-40, однако до сих пор Бе-12 входит в состав Черноморского флота.