Российский миноносец «Взрыв» стал первым мореходным кораблём, построенным специально для оснащения самодвижущимися минами Уайтхеда. Его постройкой Россия сделала выдающийся шаг в судостроении, начав продолжающуюся и до наших дней эру мореходных миноносцев. Важно было и то, что корабль создавался не в порядке вынужденной импровизации, как это было с предыдущими миноносками, а ранее - с винтовыми канонерскими лодками в 1855 году или мониторами в 1863 году, а на основе предварительно осознанной концепции и перспективных обоснованных заданий. Приобретение в 1876 году от фирмы Уайтхеда секрета конструкции производства торпеды и первой их партии в 100 единиц заставляло думать и об эффективном их применении с мореходных носителей. Первым шагом в решении этой задачи и стал заказ первой в мире мореходной «миноносной лодки», который по контракту от 17 декабря 1876 году был выдан петербургскому заводу Бёрда. И в её проекте не удалось уйти и от импровизации. Корабль отличался неожиданными для миноносца яхтенными образованиями корпуса. Возможно, проектировщики посчитали, что гладкопалубная конструкция с большой седловатостью и подъёмом носовой части обеспечит миноносцу повышенную мореходность.
Необычным было и применение медной обшивки корпуса (на стальных шпангоутов и со стальной палубой) - такая обшивка гарантировала от обрастания. Подобное конструктивное решение завод Бёрда применял на ранее построенных катерах и паровой яхте «Маб» (1874 год, длина 15¼ м, скорость более 19 узлов). Стало ли оно теперь осознанным выбором Морского министерства или министерство пошло навстречу заводу, позволив ему использовать корпус уже строившейся (а может быть, и построенной) яхты, остаётся невыясненным.
Так или иначе, но проблемы размещения машин и котлов в яхтенном корпусе не делали проект оптимальным. По тем же причинам либо в силу тогдашних представлений об использовании торпедного оружия вооружение корабля ограничивалось единственным носовым неподвижным подводным аппаратом.
Спуск миноносца 1 августа 1877 года состоялся в присутствии генерал-адмирала (не исключено, что инициатива заказа во многом исходила от него) и прошёл неудачно. На половине спускового пути корабль лёг на борт. Сильно углублённый ахтерштевень пробороздил грунт, и миноносец пришлось для осмотра вновь поднять на эллинг. На испытаниях в октябре 1877 года скорость вместо 17 узлов составила лишь 13,5 узла. В дальнейшем её удалось довести лишь до 14,5 узла. И всё равно - нетрудно представить, какой эффект могли бы произвести такие, пусть далеко не совершенные корабли, появись они в Чёрном море хотя бы на год раньше.
Исправление недостатков начали с повышения остойчивости. Пришлось уложить в трюм балласт, отчего осадка увеличилась на 0,45 м. Чтобы хоть как-то исправить этот изъян, мешавший действовать в прибрежной зоне, в 1883 году по предложению заведующего минной частью на флоте железную палубу корабля заменили на деревянную.
Кардинальное усовершенствование в 1886 году предложил командир миноносца капитан 2 ранга Н.В. Чайковский. Он не мог смириться с тем ничтожным вооружением, которое со времени постройки продолжал носить его крупный даже по тем временам корабль. Одна неподвижная подводная труба - это было вдвое меньше, чем на первых малых миноносцах. Проведя ревизию нагрузки, он установил, что корабль можно разгрузить на 242 пуда (3,5 т). В частности, пожертвовать можно было боевой рубкой и гидравлическим рулевым приводом, слишком тяжёлым, неудобным и медленно действующим. И тогда без опасений за остойчивость можно было установить на миноносце (до этого он располагал лишь тремя винтовками) четыре 37-мм пушки Гочкиса (1,45 т), погреб с их патронами (0,4 т) и два минных аппарата для укороченных (до 3 метров) мин Уайтхеда (0,97 т).
МТК журналом №10 по кораблестроению 1886 года предложение командира одобрил, но управляющий Морским министерством Н.М. Чихачев вместо поощрения офицера за инициативу и службу высказал соображения сугубо хозяйственные. Его беспокоил вопрос: а хватит ли на корабле помещений для нового вооружения и насколько оно потребует увеличить численность команды. Но четыре пушки и два аппарата для метательных мин всё же установили.
Оказавшийся, по существу, экспериментальным кораблем, «Взрыв» многие годы прослужил в составе учебно-минного отряда и был исключён из списков в 1907 году. И всё же, несмотря на все перипетии, факт остаётся фактом. Именно «Взрыв» положил начало новому классу кораблей - большим миноносцам с торпедным вооружением.
[ ✍ ] Где и когда был впервые сконструирован и построен мореходный миноносец?
Как назывался первый мореходный миноносец?
Кто разрабатывал первый мореходный миноносец в Российской Империи?