Восприятие картин Ван Гога. Пушкинский музей

Feb 24, 2014 15:04

В субботу мы с Катей Борисовой katyaardi решили устроить эксперимент: отправиться в Пушкинский музей в зал Ван Гога, воспринять несколько картин и потом поделиться тем, что у кого получилось.
Катя свой пост уже выложила: http://katyaardi.livejournal.com/7085.html. Теперь я.
За два часа получилось воспринять две с половиной картины. После этого выдохлась. Поделились с Катей впечатлениями, но вопросов стало только больше. Основной: не выдумали ли мы все это? Объективно ли такие смыслы в этих работах? Может быть, мы восприняли то, что на поверхности и все нами якобы понятое банально?
Если кто-то присоединится к обсуждению, было бы здорово.
Итак, восприятие.
1.      "Прогулка заключенных", 1890.



Первое, на что откликаюсь, - ритмы. Ритмы бесконечного количества кирпичей перекликаются с ритмами идущих по кругу осужденных. Дыхание неглубокое и сжатое, вдыхать могу только маленькими порциями. Что-то сжимает горло. Такое же состояние сжатия в мышцах и позвоночнике. Скованное тело как будто затягивается в воронку.
Затем взгляд переходит на линии силуэтов осужденных. И здесь явный контраст отрывистых, сильных и энергичных линий, создающих четкую структуру стены и пола, с ломаными линиями силуэтов заключенных. Эти линии как будто придавлены тяжестью. Еще чуть-чуть и они сложатся, как складывается здание, фундамент которого взорван. Но опять же, при всей кажущейся одинаковости силуэты разные (линия прерывается, имеет разную толщину, у кого-то вообще нет черного контура). Силуэты заполнены разными по характеру мазками. Некоторые настолько же структурированы, как кирпичи. Другие рождают странное состояние, когда я чувствую сильную тенденцию к разрыву изнутри. Лица всех обозначены условно, только фигура в центре обозначена ярким пятном, а сам человек не имеет головного убора и руки его просто опущены, а не в карманах или за спиной, как у остальных.
Колорит картины - зелено-сине-черный. Вверху светлее (туда еще достают солнечные лучи), но чем ниже спускается глаз, тем более темными становятся цвета. Везде есть примесь черного.
Из остальных наблюдений (это уже скорее ЧТО): три окна в правой части картины перекликаются с фигурами трех человек. Окна, как и эти три человека  видят оба мира: и мир заключенных, и мир за стенами тюрьмы. Окно с решеткой только одно, человек в форме охранника тоже один.
Метафора: тюремный колодец, темница для души, в котором она бродит по кругу. Это ее ограничения, ее самое дно, куда не попадает свет, и откуда не доносится ни звука.

2.      "Пейзаж в Овере после дождя", 1890.



Картина разделена по горизонтали на две части. В верхней части присутствуют все атрибуты жизни человека: поезд, повозка, дома. Фигурка человека - в нижней части картины, одинокая и едва заметная. Но все это «ЧТО»…
Ритмы в верхней части картины напряженные. Дыхание из-за этого быстрое и неглубокое. Пунктир неба, затем ритмы волн дыма, затем практически расчерченные поля. Нет состояния расслабленности и созерцания, зубы сжимаются. Упорядоченность, которая подчиняет.
Взгляд переходит на нижнюю часть картины и дышать сразу становится легче. Напряжение немного отступает. Несмотря на то, что здесь тоже есть определенная упорядоченность, она не подчиняет себе, а вносит спокойствие благодаря постоянству, цикличности.
Колорит. В колорите нет утонченности и прозрачности. Нет и свежести, которая часто бывает после дождя. Наоборот, я ощущаю, как воздух парит. Цветовые пятна -  изумрудный, травянистый зеленый, лавандовый - плотные. Светлая, почти белая, полоса очень напоминает колорит раскаленного солнечного диска на картине «Красные виноградники», которая находится в этом же зале.
В целом в картине чувствуется противоречие, разнонаправленное движение, которое усугубляет эту духоту.
Previous post Next post
Up