Mar 26, 2010 12:12
Что если ребенок делает "не то", не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях?
Разберем ситуации, в которых ваш ребенок чем-то занят, что-то делает, но делает, по вашему мнению, "не так", плохо, с ошибками.
Представьте себе картину: малыш увлеченно возиться с мозаикой. Получается у него не все как надо: мозаинки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается "не такой". Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вот вы не выдерживаете: "Подожди, - говорите вы, - надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "Не надо, я сам".
Вообще разные дети по-разному реагируют на родительские "не так": одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: "Раз плохо, не буду вообще!". Как будто реакции разные, но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему?
Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми.
Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Теперь эти дела нам кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту "простоту" ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок в праве на нас обижаться!
Как же научить, если не указывать на ошибки?
Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку; во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в момент, когда ребенок увлечен делом; наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
Часто ребенок знает о своих ошибках - так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. Но он относится к этим ошибкам более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже "идет", пусть пока не твердо. К тому же, он догадывается: завтра получится лучше! Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов. А получается часто совсем наоборот.
Итак, когда ребенок чем-то занят, пользуйтесь Правилом 1:
Не вмешивайтесь в дело, коорым занят ребенок, если он не просит помощи.
Своим невмешательством вы будете сообщать ему:
"С тобой все впорядке! Ты, конечно, справишься!".
Из книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
гиппенрейтер,
про детей,
психология