Mar 22, 2010 10:16
Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка - вовсе не дрессура.
Потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объяти в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: "Меня не любят".
Но скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
Какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это? Пожалуй, главная из них - это настрой на "воспитание".
Вот типичная реплика одной мамы: "Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе, я его испорчу".
И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований.
Где же ошибка? Ошибка в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений и только на базе них.
Из книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
про детей,
Гиппенрейтер,
психология