Ordnungspolitik, Фрайбургская школа и основы правил (первая часть)

Feb 28, 2017 11:13

Данный текст является переводом с английского доклада Виктора Ванберга, сделанного в 2014 году. В чем значение этого доклада? Он кратко и в доступной форме объясняет основы ордолиберализма. Но его важность заключается не только в том, что мы можем ознакомиться с основами одного из течений экономической мысли. Главное в нем то, что он в корне меняет наше представление об экономике и политике, сформированное в последние 25 лет. Ключевым моментом в этом мировоззренческом перевороте является необходимость активного переосмысления сложившихся стереотипов теми, кто не имеет непосредственного отношения ни к экономической теории, ни к политике. Десятилетиями внушалось, что эта сфера деятельности - удел узких специалистов, на подготовку которых уходят годы. Данный доклад показывает, что для понимания ключевых моментов экономической теории достаточно обычного здравого смысла. Этот вывод в корне меняет не только восприятие людьми экономической науки, но и политики, так как теперь они могут потребовать вместо заумного теоретизирования простых и ясных ответов на свои вопросы. В подтверждение этой мысли приведу цитату Кидланда и Прескотта из заключительной части доклада: «В демократическом обществе считается предпочтительным, чтобы выбранные правила были просты и понятны, поэтому легко понять, когда политик отклоняется от политики».

Если после чтения доклада возникнет желание познакомиться с идеями ордолиберализма или Фрайбургской школы поближе, рекомендую подготовленный мной же конспект основной работы Вальтера Ойкена, упомянутой Виктором Ванбергом в докладе, - «Основные принципы экономической политики». Содержание 200-страничного труда там уместилось на 11 листах.

версия в PDF



В продолжающейся дискуссии о том, как справиться с текущим кризисом финансов и суверенного долга в Европе, позиция Германии с ее требованием следовать правилам воспринимается нашими партнерами - особенно в южной Европе - с подозрением и осуждением. Германо-американский историк Волкер Бергэн описал в недавней газетной публикации это так: "В данной дискуссии о лучшем способе решения европейского кризиса многие экономисты-кейнсианцы, европейские лидеры и международная пресса агрессивно критикуют... основанный на правилах правовой подход Германии с целью обеспечить фискальную дисциплину..., защита ею независимости Европейского центрального банка... (и) ее строгая приверженность ценовой стабильности."

Несмотря на то, что разногласия по поводу немецкой "основанной на правилах политической экономии", как ее описал Бергэн, послужили мотивом для моего сегодняшнего выступления, в его задачу не входит комментирование конкретных аргументов, доминирующих в данной дискуссии. Вместо этого я хочу более детально рассмотреть понятие Ordnungspolitik, понятие, которое превратилось в устоявшуюся идиому для описания немецкой позиции. "Ordnungspolitik" обозначает восприятие политики, которое, как пишет Бергэн, "разделяют большинство немецких политических партий... (а) также поддерживает большинство представителей экономических профессий, местные СМИ и значительная часть общества". Однако это понятие оказалась трудным для восприятия за пределами Германии.

Стоит отметить, что трудности перевода понятия "Ordnungspolitik" на английский или, в данном контексте, на французский, итальянский, испанский или любой другой язык начинаются с того, что не существует какого-либо эквивалентного термина, в который оно может быть сразу переведено. В сущности, как уже было показано, оно означает, что политические усилия по управлению экономикой должны прежде всего концентрироваться на обеспечении и осуществлении приемлемых институционально-правовых рамок для желательного социально-экономического "Ordnung", термин, который как и английский "order" произошел от латинского слова "ordo".

Цель моего доклада - постараться достичь лучшего понимания ориентированного на правила или “Ordnungspolitik”-подхода, который декларировала и продолжает декларировать - даже если его предписания не всегда добросовестно соблюдаются - германская экономическая политика. Я буду развивать свою мысль в двух направлениях: история идей и систематика. В первой части я буду говорить о происхождении понятия Ordnungspolitik и об исследовательской традиции, которая ассоциируется с моим родным Фрайбургским университетом. Во второй части моего доклада, озаглавленного “The Reason of Rules”, будет рассмотрено системное основание, на котором базируется ориентированная на правила политическая концепция, выдвигаемая Германией как решение текущего европейского кризиса.

Традиция исследования, в рамках которой концепция Ordnungspolitik систематически развивалась и разрабатывалась называется Фрайбургской школой или ордолиберальной школой. Школа была основана в начале 1930-х экономистами и юристами, среди которых стоит особенно выделить экономиста Вальтера Ойкена (1891-1950) и юриста Франца Бёма (1895-1977). Факультет права и экономики Фрайбургского университета обеспечил им наиболее благоприятную среду для расцвета комбинации юридической и экономической точек зрения, характерной для традиции Фрайбургской школы. Как позже отмечал Бём, основатели школы имели общую позицию в вопросе конституционных основ свободной экономики и общества.

Ордолиберализм Фрайбургской школы исходит из предпосылки, что рыночный порядок является конституционным порядком, то есть определяется его институциональными рамками и как таковой является предметом (явным или неявным) конституционного выбора. Это означает, что реальные свойства рыночных процессов зависят от институционально-правовых рамок, в которых они осуществляются, и вопрос о том, какие из правил желательны, а какие нет в данных рамках, должен решаться как конституционный вопрос, то есть в терминах относительной предпочтительности соответствующих конституционных альтернатив. После Второй мировой войны преподавание Фрайбургской школы стало обязательным, так как она стала основной частью теоретического базиса, на котором была построена послевоенная социально-рыночная экономика Германии. Людвиг Эркхард, который как первый министр экономики и позднее канцлер организовал послевоенные экономическую и денежную реформы, был под сильным влиянием фрайбургской традиции и использовал ее представителей как советников.

Вальтер Ойкен развил свой подход на явном контрасте с научным методом, который популяризировал глава немецкой исторической школы Густав Шмоллер и который долгое время оказывал влияние на экономическую мысль и экономическую политику в Германии. В статье "Структурные изменения государства и кризис капитализма" (“Staatliche Strukturwandlungen und die Krise des Kapitalismus”) (1932г.), а также в двух основных трудах, "Основы национальной экономии" ("Grundlagen der Nationalökonomie") (1939г.) и "Основные принципы экономической политики" ("Grundsätze der Wirtschaftspolitik") (1952г.) он предлагал альтернативу безтеоретическому подходу исторической школы к экономическому анализу, также как и не основанному на принципах ситуационному подходу к экономической политике. Его целью было развить систематически комплексный подход к теоретическому исследованию и политическому формированию социально-экономико-политического порядка или - используя немецкую терминологию - системный подход к Ordnungstheorie и Ordnungspolitik.

Поскольку термин Ordnung (порядок) является центральным понятием в исследовательской программе Фрайбургской школы, важно отметить, что в контексте этой программы он систематически связан с концепцией экономической конституции в смысле правил игры, на которых основаны экономики и экономические системы. Ойкен утверждает, что все виды экономической деятельности неизбежно происходят в некоторой исторически сложившейся структуре правил и институтов, поэтому вопрос должен быть следующим: "Каковы правила игры?" Экономические порядки, и это главное, следует понимать с точки зрения основных экономических конституций, которые включают в себя не только формальные нормативно-институциональные рамки, но и неформальные соглашения и традиции, которые регулируют экономическую деятельность в соответствующих сообществах.

Основатели Фрайбургской школы подчеркивали, что основным средством, с помощью которого экономическая политика может улучшать "экономику" является улучшение институциональных рамок, в которых происходит хозяйственная деятельность, или, как они их называли, экономической конституции. Их работа была мотивирована заинтересованностью в применении теоретических идей из области права и экономики к практической задаче "понимания и формирования правовых инструментов для экономической конституции", задаче, которую они видели как часть более широкого проекта исследования конституционных основ функционального и гуманного социально-экономико-политического порядка.

Ойкен и Бем подчеркивали, что заинтересованы в разработке научно-исследовательской программы не в качестве чисто академического предприятия, а в поиске ответов на практический вопрос о том, как может быть создан и поддерживаться желаемый порядок, вопрос, который они рассматривали как проблему конституционного выбора, т.е. как вопрос о том, каким образом желаемый экономический порядок может быть достигнут путем создания соответствующей экономической конституции. Совместные усилия экономики и права были необходимой предпосылкой для того, что они назвали "конституционной экономической политикой" ("Wirtschaftsverfassungspolitik"), политикой, которая направлена на улучшение экономического порядка косвенным образом, путем реформирования правил игры, в отличие от экономической политики, направленной на улучшение результатов непосредственно путем конкретных мероприятий в экономическом процессе, Основная цель, которую, по их мнению, конституционная экономическая политика должна была преследовать, состояла в том, чтобы создать условия, при которых экономические субъекты в поисках достижения своего собственного интереса также реализовывали общественный интерес. Другими словами, они считали задачей Wirtschaftsverfassungspolitik создание условий, при которых "невидимая рука", описанная Адамом Смитом, выполняет свою работу.

В этом смысле исследовательская программа Фрайбургской школы включает как теоретическую парадигму, так и парадигму политическую. Теоретическая парадигма основана на предположении, что адекватный анализ и объяснение экономических явлений должны учитывать природу конституционных рамок или правил игры, при которых они возникают. Политическая парадигма основана на предположении, что экономическая политика должна стремиться к улучшению структуры правил, экономической конституции с целью достижения хорошо функционирующего экономического порядка, вместо того, чтобы пытаться добиться желаемых результатов путем непосредственного вмешательства в экономический процесс. Ordnungstheorie является пояснительной частью Фрайбургской исследовательской программы, парадигмой систематического изучения рабочих свойств альтернативных институционально-конституционных механизмов, а также сложных взаимосвязей между различными компонентами экономической конституции страны (законом об акционерных обществах, патентным правом, налоговым законодательством, трудовым правом и т.д.). Ordnungspolitik является названием политической парадигмы - комплексного подхода к различным компонентам институционально-правовых рамок, в которые помещена рыночная экономика.

Твердо позиционируя себя сторонниками классического либерализма, основатели Фрайбургской школы подчеркивали, в отличие от некоторых либеральных направлений, что порядок свободного рынка это не простое отсутствие государства, это не природное явление, а политико-культурный продукт, основанный на конституционном порядке, который требует тщательной "культивации" для его обслуживания и надлежащего функционирования. В связи с этим они сочли необходимым дистанцироваться от laissez-faire либерализма, который не в состоянии оценить позитивную роль, выполняемую государством в деле создания и поддержания соответствующей структуры правил и институтов, позволяющих рыночной конкуренции эффективно работать. Фрайбургские ордолибералы выяснили, что необходимые свойства, приписываемые классическими либералами рыночной конкуренции, нельзя ожидать от любого неквалифицированного конкурентного процесса как такового, а требует создания и поддержания соответствующей структуры "правил игры в Leistungswettbewerb", конкуренции, в которой производительность оценивается с точки зрения повышения качества обслуживания потребителей. И создание условий, благоприятных для такого Leistungswettbewerb, является, по их мнению, настоящей и неотложной политической задачей, задачей для Ordnungspolitik. Эту задачу они сравнивают с работой садовника, который не конструирует вещи как инженер, а обеспечивает необходимые условия для естественного роста, уменьшая влияние нежелательных факторов, сдерживающих рост. Как отмечал Франц Бём, поддержание хорошо функционирующей рыночной экономики похоже на работу садовника по созданию и уходу за высококультивированным парком.

То, что основатели Фрайбургской школы основное внимание уделяли угрозе, которую представляла "частная экономическая власть" для нормального функционирования конкурентного рыночного порядка, ни в коем случае не означает, что они игнорировали тот факт, что глубокие корни антиконкурентных махинаций следует искать скорее в политической сфере, чем частной. На самом деле их главной исследовательской программой, очень сильно связанной с современной политической экономией, являлась проблема, которую фрайбургские ордолибералы называли "рефеодализацией" и которая в современной экономической науке рассматривается как проблема "поиска ренты". Ордолибералы считали ключевым свойством конкурентно-рыночного порядка свободный от привилегий, недискриминационный конституционный порядок, в рамках которого экономические субъекты взаимодействуют как юридически равные, и рассматривали как жизненно необходимый либеральный принцип "безусловного запрета для государства предоставления любых привилегий". Соответственно они рассматривают предоставление особых привилегий в любой форме как нарушение самих принципов, на которых строится конкурентный рыночный порядок, как нарушение фундаментального конституционного условия, которое предусматривает выбор в пользу рыночного порядка и свободного от привилегий гражданского общества. С не меньшей ясностью, чем теория общественного выбора о проблеме поиска ренты, фрайбургские ордолибералы описывали фатальную политическую динамику, которая неизбежно имела место там, где правительства и законодатели уполномочивались раздавать привилегии и где, как следствие, заинтересованные группы стремились получить такие привилегии. Такое правительство, как отмечал Бём, "постоянно сталкивается с большим соблазном удовлетворения противоречивых требований многочисленных групп давления... Тот факт, что эта тенденция считается чем-то естественным, превращается в слабость системы, которая должна быть воспринята всерьез. Бём утверждал, что в то время как в общих интересах граждан создание и поддержание законодателями и правительством структуры правил, которая обеспечивает хорошо функционирующий рыночный порядок, интересы отдельных граждан могут иметь совсем другое направление. Как он отмечал, "возможно для любого участника или группы участников получение выгоды от нарушения правил... за счет других участников или группы участников", будь то явное нарушение правил, таких как картельное соглашение или лоббирование специальных привилегий. Последняя стратегия, как отмечал Бём, особенно привлекательна, потому что "в этом случае индивидуум не выставляет себя обычным жуликом, а требования предъявляются к правительству и законодателям, чтобы поднять обман до уровня... государственной программы... Могут быть пролоббированы заградительные пошлины, налоговые льготы, прямые субсидии, ценовая поддержка, начальная поддержка для создания монополий или "упорядоченный рынок"... Само государство уполномочивают переписать существующие правила в пользу одной группы за счет других групп или граждан".

Понимание конфликта между общими интересами граждан в функционирующем рыночном порядке и их противоречивыми личными интересами служит логическим основанием для ордолиберального диагноза: конкурентно-рыночный порядок не является самовоспроизводящимся и самоподдерживающимся, а нуждается в помощи Ordnungspolitik. Возложив на государство функцию «защитника рыночного порядка» (“Hüter der Wettbewerbsordnung”) фрайбургские ордолибералы оказались перед лицом фундаментальной дилеммы. Логика их рассуждений предполагала, что решение проблемы защиты рыночного порядка должно было прийти от правительства, которое они в то же время считали главным источником недостатков, которые оно должно было исправить. Они ни в коем случае не были так наивны, чтобы ожидать от несовершенного «государства» деятельности в общих интересах, вместо этого явной критике подвергалась вера в то, что правительство как таковое можно наделять полномочиями добросовестного и всезнающего представителя общих интересов. Они настаивали на том, что так же как экономический порядок требует «культивирования», существующий политический порядок не должен восприниматься как неизбежный рок, а как то, что может быть и должно быть реформировано. И они полностью осознавали тот факт, что настоящим вызовом в политике не меньше, чем в экономике, является создание системы, которая побуждает обычных, корыстных людей в преследовании своих личных целей действовать в общих интересах. Другими словами, они признавали, что решение проблемы поиска ренты должно быть в конечном итоге найдено в политической конституции. Они видели, что для того, чтобы государство действовало как надежный защитник конкурентной экономической конституции, конституционный порядок «государства» или правила политической игры должны быть реформированы таким образом, чтобы служить этой цели.

Фраза, которую использовали основатели фрайбургской традиции и которую часто неправильно интерпретировали - о необходимости «сильного государства» для противостояния давлению групповых интересов. Она, безусловно, не являлась аргументом в пользу авторитарного государства с большими полномочиями. Напротив, фрайбургские ордолибералы подчеркивали, что современный рост государственного аппарата и выполняемых им функций сделали его игрушкой в руках групповых интересов. Под формулой «сильное государство» они подразумевали государство, ограниченное политической конституцией, которая предотвращает превращение правительства в цель для поисков сверхдоходной ренты. Следует признать, что они не обсуждали в деталях содержание такой конституции и реализацию конституционных гарантий, которые могли бы эффективно предотвращать поиск и получение привилегий. Но они считали одной из главных задач лишение правительства и законодателей права и полномочий дискриминировать одну часть граждан за счет другой путем предоставления привилегий.

Ойкен, в частности, подчеркивал важность распространения логики Ordnungspolitik не только на экономическую конституцию, но и на политическую. Он прямо заявлял, что так же как Ordnungspolitik необходима для того, чтобы установить и поддерживать экономическую конституцию, она требуется и для установки и поддержания политической конституции. Его ранняя смерть - он умер 1950 году во время чтения серии лекций в Лондонской школе экономики по приглашению Хайека - не позволила ему развить идею применения Ordnungspolitik в политической сфере. Но парадигма, заложенная им и Бёмом в основу, явно предлагает такое расширение этой логики с рыночной арены до политической арены. В связи этим кажется не случайным, что современная исследовательская программа конституциональной политической экономии, начатая Джеймсом Бьюкененом, может рассматриваться как естественное дополнение Фрайбургской традиции.

Значительный вклад, который обе эти исследовательские программы - ордолиберализм Фрайбургской школы и конституциональная политэкономия Бьюкеннена - сделали для классической либеральной традиции, заключался в том, что они улучшили наше понимание конституционального измерения либеральной парадигмы, критической роли правил игры как на рыночной, так и на политической арене. Ограниченность во времени не дает мне возможность подробно остановиться на близости Фрайбургской традиции исследовательской программе Бьюкенена. Тем не менее, вклад Бьюкенена будет иметь непосредственное отношение ко второй части моего доклада, в которой я рассмотрю общую философию и систематические аргументы, говорящие в пользу основанного на правилах метода Ordnungspolitik. Если в рамках Фрайбургской традиции философское основание ориентированной на правила перспективы оставалось в основном имплицитным, оно заметно в работах Бьюкенена и Фридриха Хайека, в которых данные аргументы открыто обсуждались. Именно эти аргументы я собираюсь обсудить во второй части доклада. Заголовок «The Reason of Rules», который, как было отмечено в начале, я выбрал для второй части, является названием книги, написанной Бьюкененом совместно с Джефри Бреннаном.

Вторая часть

Избранное, Экономикс, Метафизика, Политика

Previous post Next post
Up