В 2015 году я два раза писал о субсидиях Rīgas satiksme (
Pensionāru laiki,
О бюджете Риги на 2016 год). Недавняя
статья Айвара Озолиньша побудила меня снова вернуться к этой проблеме. Журналист обратил внимание на то, что каждый пятый евро, уплаченный рижанами в виде подоходного налога, уходит на дотации этому предприятию. Под благовидным предлогом обеспечения бесплатного проезда рижан-пенсионеров в общественном транспорте из городского бюджета ежегодно выкачивается почти 100 млн. евро. Что конкретно происходит с этой суммой дальше, понять трудно, но одно можно сказать точно - Rīgas satiksme не бедствует. Об этом можно судить хотя бы по недавно закупленным трамваям с кондиционерами. Пенсионеры, конечно, должны быть довольны тем, что могут свободно перемещаться по городу, но что бы они сказали, если им предложить вместо летних поездок в трамвае с кондиционером один раз в год (может быть 5 раз, если ездить на трамвае каждый день) конкретную сумму денег?
Как мы все хорошо понимаем, бесплатные поездки в общественном транспорте - козырь в предвыборной компании в рижскую думу, который трудно побить. Ведь в Риге проживает порядка 150 тысяч пенсионеров, добросовестно ходящих на выборы. Часть из них, возможно, удастся убедить, что забота об их благе - всего лишь предлог для выкачивания из городского бюджета огромной суммы денег, но для большинства это не будет достаточным основанием для отказа от льгот. Поэтому решение этой проблемы не должно затрагивать интересы пенсионеров.
И такое решение есть. К сегодняшним льготам на проезд в общественном транспорте можно добавить еще одну опцию - возможность монетизации. Предоставить пенсионерам возможность обменять свое право бесплатного проезда на конкретную сумму денег. Предположим, что Рижская Дума платит ежемесячно по 25 евро за каждого пенсионера в виде дотаций. Можно предложить выплачивать в виде наличных 15 евро. Пенсионер сможет решать сам, что ему важнее - бесплатный проезд или 15 евро наличными. То есть у рижских пенсионеров не только сохраниться возможность бесплатно пользоваться общественным транспортом, но и появиться возможность получить дополнительный доход, если в данном виде льгот они не нуждаются. Такая возможность приведет к более справедливому распределению льгот, так как сегодня те пожилые люди, которые не в состоянии бесплатно использовать городской транспорт, оказываются ни с чем.
Данное предложение не является эксклюзивным для какой-то конкретной партии. Им может воспользоваться любая, в том числе и Центр Согласия. Что касается нынешнего мэра Риги, то готовность расширить льготы для пенсионеров послужит также доказательством того, что сами льготы не являются всего лишь благовидным предлогом для выкачивания денег из городского бюджета.