На днях у меня появился повод продолжить тему
симулякров и симуляции. Обсуждая с родственником особенности организации работы в местных супермаркетах, я узнал о требовании Службы госдоходов обеспечить прямую связь в реальном времени между кассовыми аппаратами магазинов и терминалом госучреждения.
Ужесточить контроль за предприятиями розничной торговли Службу госдоходов побудил процесс по делу «Gan Bei», в результате которого выяснилось, что владельцы сети ресторанов занимались махинациями с кассовыми аппаратами, которые нанесли ущерб государству в размере 960 тысяч евро. Ни один из обвиняемых по этому делу не получил реальных тюремных сроков. Сумма штрафов на физических лиц составила около 40 тысяч, остальные 290 тысяч были начислены на юридическое лицо, которому принадлежит сеть ресторанов.
У финансовых требований к обществам с ограниченной ответственностью есть своя специфика - такие общества могут быть признаны банкротами, что не означает разорения их владельцев, так как те несут ограниченную ответственность по обязательствам юридического лица. То есть основное наказание по уголовному делу было втиснуто в рамки закона о коммерческих обществах.
А теперь прикинем выгоды и риски тех, кто захочет повторить подвиг «Gan Bei». У вас есть возможность украсть у государства миллион евро, при этом, если афера будет раскрыта, вам придется заплатить штраф в размере 40 тысяч плюс еще 290 тысяч на юридическое лицо. По-моему, очень выгодная операция по соотношению дохода к потерям.
В экономической науке есть некоторые правила, которые больше напоминают обыкновенный здравый смысл. Например,
не класть все яйца в одну корзину. В случае с «Gan Bei» речь идет об обратно пропорциональном соотношении строгости контроля и наказания. Чем строже наказание, тем меньше требуется усилий на контроль и наоборот. В данном случае никто не сможет назвать наказание строгим, поэтому появилась необходимость продемонстрировать, что проблема решена путем ужесточения контроля. Но тут возникает следующая проблема - на предприятия розничной торговли возлагаются расходы по обеспечению дополнительного контроля над движением наличности внутри предприятия. Получается, что латвийские предприниматели должны оплачивать из своего кармана крышевание властями уголовных преступников. Вот такой вот опосредованный рэкет в виде симулякра укрепления правопорядка.