Сталинизм и старообрядцы

Feb 22, 2013 00:50

У людей, побывавших в разных ИПЦ, а затем пришедших в старообрядчество или только присматривающихся к нему, одна из любимых тем -- было ли старообрядчество заражено т. наз. "сергианством". И хотя, по-моему, в такой формулировке этот вопрос навязывает чужую перспективу и чужую повестку, ясно, конечно, что отношения тех или иных конфессий с советской властью многое говорят о самих конфессиях. Что мне всегда было менее ясно, это -- до какой степени их тогдашние действия шли от внешнего принуждения и до какой от внутреннего раболепства.

Но вот стенограмма конференции представителей всех легальных конфессий СССР, посвященной борьбе за мир.

1952 год. В Европе идет холодная война, в Корее -- уже настоящая бойня. Попов, пасторов и мулл собрали в Загорске, чтобы они выступили против империалистических "поджигателей войны" и чтобы затем эти их высказывания можно было предъявить мировому общественному мнению.



Во всех без исключения выступлениях упомянуты в хвалебном ключе Сталин и советское правительство и в осуждающем -- империалисты. Это, очевидно, задано обстоятельствами. Градус и тон риторики, однако, каждый выбирал сам, и поэтому отличия бросаются в глаза. Кто-то был сдержан как в славословиях, так и в инвективах, и никого за это не посадили и даже не выгнали из президиума. Но больше было тех, кто постарался превзойти передовицы газеты "Правда" -- безо всякого принуждения, и опять же я не знаю, добились ли они этим каких-либо благ.

"Неприступной цитаделью мира возносится Советский Союз над мутными волнами взбаламученного океана. Наша цитадель выше Монбланов и Эверестов. На сторожевой башне ее бессменно стоит первый человек мира. Зорки очи его, крепка рука, указывающая людям дорогу жизни, мерно бьется его всеобъемлющее сердце, вобравшее в себя всю боль страждущих, исполненное спокойного, но неутомимого гнева к мучителям и великой любви к людям. Он не даст обречь на новые муки человечество, им недавно спасенное... Слава великому Сталину!"

Эти слова митрополита Николая Ярушевича (Московская патриархия) часто цитируют.

Но мне интереснее выступления старообрядцев. Их пять, и они довольно сильно отличаются одно от другого: кто как называет Сталина, кто как проявляет политес к Московской патриархии, кто что заимствует из пропагандистской фразеологии, кто причисляет себя к "советским людям", а кто не спешит этого делать.


Епископ Палтарокас: Слово имеет старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Флавиан.

Старообрядческий архиепископ Флавиан: Дорогие делегаты, сторонники мира! Выступая перед вами с этой трибуны, благодарю Бога мира (Римл. 16, 20), что и мне, как старообрядческому архиепископу Московскому и всея Руси, представилась честь быть делегатом вместе с другими на данной Конференции и от лица русских христиан-старообрядцев Белокриницкого согласия сказать христианское слово в защиту мира во всем мире.

Прежде всего, я считаю своим долгом выразить глубокую благодарность Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и его сотруднику митрополиту Николаю, члену Всемирного Совета Мира, за их благородную инициативу, за их труд по созыву настоящей Конференции.

Уважаемые борцы за мир! С глубокой древности люди твердят, что война - величайшее зло. Первый миролюбец - пророк Исайя за сотни лет до Рождества Христова провозглашал анафему на крепостные стены и башни, на все, что охраняет и защищает идол войны; проклинал неправду, ненависть и насилие и, наоборот, благословлял будущие века, когда народы перекуют мечи и копья на орала и серпы, и когда не будет больше войны.

Мы, верующие, ежедневно возносим молитвы нашему Богу и Творцу «о мире всего мира» и об «избавлении от нахождения иноплеменных и всегубительства».

Нам известно, какие ужасы несет с собой людям война. Мы все хорошо помним время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., навязанной нам гитлеровской Германией. Поэтому мы отлично представляем себе приносимые войной бедствия: утраты близких людей, проливающих кровь свою в защиту Родины, скорбь народа, при орудийном грохоте и бомбардировке лишающегося хлеба и крова. В те скорбные времена мы в церквах молились Богу о спасении и избавлении от нашествия и ига немецких захватчиков. В своих проповедях мы призывали людей к мужеству, к вере в победу, к защите любимой Родины.

Все мы с радостью вспоминаем момент, когда семь лет назад мы услышали весть о капитуляции фашистской Германии и об окончании войны, когда вырвался облегченный вздох у жаждавших мирной жизни людей, когда мы с теплыми слезами благодарили Бога за Его богатую милость к нам и за дарование победы над неприятелем доблестному нашему воинству, в рядах которого занимали свое место и воины из старообрядческих семей.

Когда отгремел гром военной грозы, мирные граждане нашей страны, под мудрым руководством нашего Правительства, встали на путь мирного созидательного труда. Наше народное Правительство имеет своей целью не войну; не к порабощению других народов оно стремится, а все его стремления всецело направлены на благополучие советского народа, на создание счастливой, радостной, мирной жизни, на мирное сожительство со всеми другими народами.

Но мира нет на земле.

Началось колоссальное движение за мир во всем мире, и первое место в рядах борцов за мир занимает наше Правительство и наш советский народ. В этом благородном деле борьбы против войны, за дружбу между народами всего мира участвуем и мы, старообрядцы.

Несмотря на огромное движение за мир во всем мире, кровопролитие в Корее продолжается и миру грозит опасность быть снова втянутым в мировую войну. Это понуждает нас, всех людей, любящих мир и дорожащих им, к более дружной, к более настойчивой работе за сохранение мира, к борьбе против дьявольских ухищрений американских богачей, несущих новую войну.

По словам Христа, все люди - братья. Между тем многие из поджигателей войны именуют себя христианами. Спрашивается, откуда же эта вражда, эта черная ненависть?

Беда в том, что эти люди, считающие себя христианами, отступили от Христова учения о любви и мире: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27), «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Марк. 12, 31),- учил Христос. Эти люди пренебрегли и другими словами Христа: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6, 24),- и, называя себя верующими, а на деле перестав поклоняться Богу, начали поклоняться неправедному богатству - золотому тельцу, желтому диаволу.

Лицемерно вознося молитвы к Богу и призывая Его к себе в помощь, они одновременно сеют злобу, ненависть между людьми и несут человечеству мучения и смерть.

В настоящее время американские захватчики, поправ всё святое в душе человеческой, совершают ужасные злодейства, применяя против мирного населения Кореи химическое оружие, отравляя смертоносными газами мирных людей и бактериологическими средствами заражая население болезнями - чумой, холерой, тифом и др.

Христианину прискорбно видеть такое низкое падение человека, «созданного по образу и подобию Божию». Любвеобильная наша церковь должна быть вместе с народом в борьбе за мир и она всецело поддерживает деятельность Всемирного Совета Мира, направленную на борьбу против войны.

От имени христиан-старообрядцев мы, архипастыри Старообрядческой церкви, подняли свой голос, призывая к прекращению злодеяний и кровопролития в Корее. Мы, делегаты, требуем запрещения атомного и бактериологического оружия и заключения Пакта Мира между пятью великими державами.

Выступать против зла - прямой долг, прямая обязанность каждого архипастыря и пастыря перед своими пасомыми, независимо от принадлежности к тому или другому религиозному учению.

Мы, архипастыри и пастыри Христовой церкви, должны быть на страже мира во всем мире, с сознанием ответственности перед Богом за наше отношение к этому.

Сам собой напрашивается вопрос: можем ли мы предотвратить войну?

В конкретных и ясных словах это выразил Иосиф Виссарионович Сталин, Глава нашего Правительства, который сказал: «Мир будет сохранен и упрочен, если народы возьмут дело сохранения мира в свои руки и будут отстаивать его до конца».

Совсем недавно мы убедились в справедливости этих слов, а именно, в ответах И. В. Сталина редакторам американских газет, где он отверг предположение, что мировая война в настоящее время ближе, чем 3-4 года назад.

Для того, чтобы предотвратить угрозу войны, нужно, чтобы простые люди всего мира восстали против войны, боролись за дело мира. Для этого надо, чтобы все христиане вернулись к учению Христа о любви и мире, и исполняли все Его заповеди.

Мир распространяется тогда, когда люди содействуют распространению этого вожделенного мира.

Мы, архипастыри и пастыри, должны считать себя обязанными проповедывать мир, который оставил нам Сам Христос, и заповедал это нам через Своих учеников и апостолов.

В связи с этим мы посылаем свой христианской зов христианам всех стран и их духовным руководителям, а в особенности гражданам США: уклоняйтесь от зла и делайте добро; ищите мира и следуйте за ним (Псал. 33, 15). И призываем их включиться в движение сторонников мира, которое вполне соответствует заветам Христа.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5, 9).

Мы обращаемся к нашим одноверцам, находящимся за рубежом нашей Родины, с христианским призывом - всеми силами бороться против войны и защищать дело мира.

Мы призываем свою паству к повседневным молитвам о достижении мира и к активному участию со всем нашим советским народом в борьбе за мир, к примерному труду на благо нашей дорогой Родины.

Мы, представители верующих всего Советского Союза, должны обратиться к Всемирному Совету Мира с предложением принять все возможные меры для обуздания дьявольских ухищрений и преступных замыслов поджигателей новой мировой войны.

Сами же мы обращаемся к Богу с усердной молитвой, чтобы скорее наступило время, когда «перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать» (Исайи 2, 4).

Тогда особо умиленным будет наше ежедневное прославление Бога: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Бог мира да будет с нами! Аминь. (Аплодисменты.)


*  *  *
Митрополит Николай: Слово имеет председатель Исполнительного органа Московского Преображенского объединения старообрядцев-старопоморцев Максим Сергеевич Сергеев.

М. С. Сергеев: Миру - мир! Дорогое достопочитаемое Собрание! От лица верующих старообрядцев старопоморского согласия приветствую вас, сошедшихся по делу упрочения и сохранения мира во всем мире!

Выражаю чувство глубокой благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и члену Всемирного Совета Мира митрополиту Николаю за призыв всех верующих к деятельности за достижение мира и по устройству этой Конференции.

Мы собрались в это историческое для всего человечества время в сей святой обители, основоположником которой является великий подвижник и поборник за благополучие и свободу своего Отечества святый Сергий Радонежский. Являясь истинным последователем великих заветов Христа о мире и братстве, он в то же время был и великим патриотом, стоящим за независимость и свободу своего Отечества и народа. Он неоднократно во время своей жизни благословлял и воодушевлял храбрых воинов русских на защиту своего Отечества от иноземных интервентов - врагов нашей Родины, которые полоняли Святую Русь и нарушали мирный труд русских людей.

Собрались мы сюда, чтобы выразить свой гневный протест от имени верующих всем нарушителям мира во всем мире и поджигателям новой войны.

Святая церковь, на протяжении всей истории своего существования, всегда проповедывала мир во всем мире, но, с другой стороны, никогда не оставалась безразличной к судьбе своего народа. И если какой-либо враг угрожал Отечеству, угрожал свободе и мирному труду нашего народа, она вместе с народом защищала независимость своей Родины.

Основоположник Церкви - Христос, посылая Своих учеников на проповедь, завещал им, чтобы первое их слово везде, куда они ни придут, было слово - мир: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему!» (Лук. 10, 5). И сами апостолы Христовы считали проповедь о мире столь существенною, что все дело посланничества своего называли служением примирения, «ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 33).

Основание благодатного мира составляет единство мыслей, чувствований всех верующих в Бога людей.

Апостол Павел говорит: «Тщащеся блюсти единение духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3).

Итак, Христос благовествовал мир нам, дальним и близким, как Сам, так и через Своих посланников: мир с Богом, мир друг с другом на земле.

Благословляя миротворцев и осуждая врагов мира, наша церковь присоединяет свой голос в защиту мира к голосу всего миролюбивого человечества.

Движение широких народных масс против угрозы войны объединяет в своих рядах людей всех рас и национальностей, разных политических и религиозных взглядов. Силы мира растут и крепнут. Во главе мощного движения сторонников мира идет могучая Советская держава-оплот мира и безопасности народов.

Любовь и дружба между людьми, так же как и между народами, основанная на справедливости, свободе и равенстве, является верным залогом мира и нерушимым его основанием. Слово Божие так говорит: «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16).

«Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римл. 14, 19).

От имени христиан-старообрядцев мы присоединяем свой голос к гневному протесту миролюбивого человечества против применения бактериологического оружия в Корее и Северо-Восточном Китае, против массового уничтожения людей, против агрессивной войны американских империалистов в Корее.

Поддерживая всю деятельность Всемирного Совета Мира, направляемую на защиту мира во всем мире, мы обращаемся к нему с просьбой принять решительные меры к тому, чтобы прекратить массовое убийство людей в Корее, добиться запрещения применения атомного и бактериологического оружия и - заключения Пакта Мира между пятью великими державами.

Мы, старообрядцы, советские люди, участвуем в благородной борьбе за сохранение й упрочение мира во всем мире со всем нашим народом.

Призывая всех своих верующих к постоянной молитве Богу о даровании мира во всем мире, мы вместе с тем призываем их к честному труду в строительстве новой счастливой жизни на процветание нашей Родины и на благо всего народа.

Мы молимся о даровании здоровья и многих лет жизни знаменосцу мира и дружбы между народами Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Мы приветствуем руководителя Всемирного Совета Мира Жолио-Кюри.

Мы уверены, что мир победит войну.

Как ни силен враг, но народ сильнее. И, если все мы, весь простой трудовой народ всего мира, объединимся вместе и воспротивимся дьявольским замыслам американских захватчиков, «мир победит войну». Никакие сатанинские ухищрения врага ему не помогут. На нашей стороне сила народа, восставшая против злодейских умыслов империалистов; с нами Божеская и человеческая справедливость.

Да здравствует дружба между народами всего мира! (Аплодисменты.)


*  *  *
Председатель: Слово предоставляется старообрядческому - древлеправославных христиан - архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну.

(Ввиду нездоровья архиепископа Иоанна, по его поручению, слово читает настоятель Московского храма древлеправославных христиан, делегат священник Леонтий Маркианович Дорофеев).

Священник Л. М. Дорофеев: Уважаемые делегаты! Наша старообрядческая иерархия древлеправославных христиан, приветствуя настоящее историческое Собрание, приносит благодарность Патриарху Алексию и его ближайшему и ревностному помощнику митрополиту Николаю за заботы и труд по организации созыва настоящей Конференции всех церквей и религиозных объединений, находящихся на территории нашего Советского Союза.

Мы, старообрядцы, искони, со времен крещения Руси, являлись и являемся верными сынами нашей великой Родины. Не найдется примера за всё существование дорогой нашей Родины, чтобы старообрядцы пассивно относились ко всем бедствиям своего Отечества, тем паче, если это касалось защиты Родины от врагов, посягающих на целость ее. И теперь, когда алчная кучка разбойников намеревается помешать нашему мирному труду, мы, старообрядцы, со всем нашим великим народом, будем всеми средствами отстаивать до конца дело мира, дело счастья и свободы нашей великой Родины.

Дело сохранения мира является самым близким, самым горячим желанием всего нашего великого советского народа.

Мы, русские люди, не хотим войны. Мы заняты мирным трудом по строительству счастливой жизни. Все чаши стремления и усилия направлены к великому строительству новой жизни. У нашего народного Правительства нет других задач, как только забота об улучшении благополучия народа. Оно не стремится навязывать свою волю другим народам, не имеет цели завоеваний и порабощений их. Поэтому-то весь советский народ всецело поддерживает свое Правительство и его мирную политику и стоит во главе великого движения сторонников мира.

К великому прискорбию, есть и другой лагерь, лагерь сторонников разрушения веками созданного благополучия, благосостояния и культуры народов, лагерь, сеющий смерть миллионам человеческих жизней. Это - сонм злочестивых людей, подготавливающих новую мировую войну. Люди этого лагеря лицемерно называют себя верующими христианами. Американские захватчики, отуманенные богатством, ищущие завоеваний, богатства и порабощения народов, забыв слова святого Евангелия: «...безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе; а яже уготовал еси, кому будут?» (Лук. 12, 20),- спешат, путем всевозможных злодеяний, к еще большему стяжанию богатств и в то же время пренебрегают устроением хотя бы сносного существования обнищавших трудящихся своих стран.

Не страшась суда Божия, невзирая на страдания человечества, приносимые войной, не имея совести, эти презренные человекоубийцы, забыв всё святое, чему учит религия, забыв указания Божественного Учителя: «Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6, 36),- готовят ни в чем неповинному человечеству страшную бойню.

Все верующие, независимо от исповедуемой ими религии, должны приложить максимум энергии и стараний к предотвращению этой войны и установлению всеобщего мира.

Нам, представителям церквей и религиозных объединений, собравшимся здесь, надо обратиться ко всем верующим людям всего мира с горячим призывом встать в ряды защитников мира и свободы народов, чтобы общими усилиями остановить преступную руку поджигателей войны, занесших меч над человечеством.

Наша Старообрядческая, древлеправославных христиан церковь, исходя из учения святого Евангелия и внемля словам Спасителя: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27) и во исполнение заповеданных нам слов Господа: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся» (Матф. 5, 9), не стоит и не может стоять в стороне от активной деятельности в пользу защиты мира и в этом направлении поддерживает всю деятельность Всемирного Совета Мира в борьбе за мир против применения атомного оружия, бактериологических средств и других отравляющих веществ.

Мы присоединяем наш голос к требованию всех людей мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами и о прекращении войны в Корее!

Мы призываем наших верующих к постоянным молитвам за мир, к активному участию в борьбе за мир, к примерному мирному труду для блага всей нашей дорогой Родины!

С братской любовью обращаемся с призывом ко всем чадам нашей церкви, проживающим во всех странах мира, вознести свои искренние прошения к Богу о недопущении готовящейся мировой войны. Мы призываем их к активному участию в борьбе за мир.

Призываем все церкви и религиозные объединения, существующие в нашем Союзе, сплотиться вокруг нашего народного Правительства, стоящего во главе защиты мира, и его Вождя и знаменосца мира великого Иосифа Виссарионовича Сталина, и со всем советским народом направить наши действия и стремления к борьбе за мир и установлению между народами всего мира мирных отношений на радость и благополучие трудящихся всего мира.

К этому же наша церковь призывает всех людей доброй воли и, в первую очередь, верующих всех стран. При единодушных взаимных действиях, направленных на укрепление мира, мир будет сохранен, и виновники, поджигатели войны, жаждущие человеческой крови, будут преданы народному суду, как военные преступники, и по закону справедливости они получат заслуженное возмездие.

Мы, верующие старообрядцы, идя в деле защиты мира вместе со всем нашим советским народом, возносим Богу молитвы о даровании нашему великому Вождю и знаменосцу мира Иосифу Виссарионовичу Сталину здравствовать много лет на счастье нашей страны и всего человечества.

Слава великому Сталину! (Аплодисменты.)


*  *  *
Председатель: Слово предоставляется председателю Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, наставнику Феодору Силовичу Кузнецову.

Ф. С. Кузнецов: Дорогие братья по борьбе за мир! С глубоким волнением и верой я принял приглашение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участвовать на Конференции всех церквей и религиозных объединений в СССР. И вот сегодня, в эту историческую минуту, с этой высокой трибуны, в священном для всех христиан нашей страны и историческом месте - в святой Троице-Сергиевой Лавре, я имею честь от имени Старообрядческой церкви, не имеющей трехчинной духовной иерархии, возглавляемой Высшим Старообрядческим Советом в Литовской ССР, выступить в защиту мира.

Я считаю своим долгом выразить восхищение Русской православной церкви и Главе ее, истинному поборнику мира, Святейшему Патриарху Алексию, а также выдающемуся, всему миру известному борцу за мир Блаженнейшему Николаю, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, за всю огромную работу, проделанную Русской православной церковью в борьбе за мир и внесшую крупный вклад в строительство мира.

Внимая голосу Святейшего Патриарха Алексия и объединяясь на борьбу за мир, мы, представители различных вероисповеданий и верующих масс народа, собрались здесь, чтобы потрудиться для дела установления мира во всем мире, которого так жаждет все миролюбивое человечество, все честные люди всего земного шара. Человечество не находилось еще никогда при такой угрозе мира от разрушения и погибели, как теперь, когда каждый день льется невинная кровь мирного народа не только в Корее, но и в Малайе, Вьетнаме, Греции, когда в своей безумной ненависти к правде, миру, свободолюбивому человечеству эти злобные лживые слуги диавола - американо-английские империалисты - готовы истребить весь мир и в то же время смеют говорить, что они делают это во имя сохранения мира, сохранения культуры и христианства.

Именуя себя христианами, они решились на сатанинское дело подмены человеколюбивой правды Божией «суетною праведностью» эгоизма, забыли, что подобная праведность есть «мерзость перед Богом» (Лук. 16, 15). Они стали превозносить свои мнимые социальные добродетели на весь мир и злобно поносить другие народы, отметающие сатанинские принципы фашизма и борющиеся за мир и счастливую жизнь на земле. Они дошли до того, что ныне поставили весь мир перед величайшим из безумий фактом попрания всех международных конвенций и величайших Божиих законов.

Правда Божия требует от верующих в Бога любить ближнего, как самого себя (Матф. 22, 39), требует искренней любви, засвидетельствованной «делом и истиною» (1 Иоан. 3, 18). В противность правде Божией, американские империалисты, погрязшие в человеческой крови, начали применять химическое и бактериологическое оружие в Корее и Китае, думая осуществить массовое истребление людей, пробуя запугать этим миролюбивое человечество, и вместе с тем отрицая свою вину.

В то же самое время в Советском Союзе проповедуется и осуществляется мир. В нашей стране проводится крупнейшее мирное строительство для блага народов, грандиозное преобразование живой природы, строительство гидроэлектростанций, оросительных и обводнительных каналов на Волге и Аму-Дарье, на юге Украины и на севере Крыма, и все это делается для блага народа, без грабительских войн и захвата чужих территорий.

Это видят народы мира, и потому во имя правды Божией, во имя свободы, счастья и мира на земле, сплотились в борьбе за мир сотни миллионов людей. Борьба эта, борьба всех народов, борьба всех честных людей в мире, борьба наша - делегатов Конференции за мир, угодна Богу, ибо, как сказал апостол Павел: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 33).

Но мир не придет к нам сам собою. Мы должны искать и добиваться его, и потому должны сплотить всех верующих в Бога в одну братскую семью для радостной, счастливой жизни и творческого труда на благо всех народов.

Я позволю себе заявить здесь, с этой высокой трибуны, что Старообрядческая церковь в Литовской ССР от всего сердца служит делу борьбы за мир, и приведу некоторые примеры того, что сделано и достигнуто церковью в этой области.

Старообрядческая церковь, возглавляемая Высшим Старообрядческим Советом в Литовской ССР, с первых же дней движения сторонников мира, следуя за Русской православной церковью, активно включилась в борьбу. От имени Старообрядческой церкви, президиум Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, поставив свои подписи под Стокгольмским Воззванием, обратился с призывом ко всем наставникам и верующим Старообрядческой церкви подписаться под Стокгольмским Воззванием о запрещении атомного оружия.

Затем, в числе первых мы присоединились к Обращению трех Патриархов - предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской церквей об объединении всех христиан и религий в деле защиты мира.

В новогодних, пасхальных и праздничных приветствиях, рассылаемых во все старообрядческие общины, наш президиум обращался и обращается ко всем наставникам и верующим с призывами о поддержании великого дела защиты мира.

По предложению нашего президиума, в дни государственных праздников - 1 мая и 34-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции-в 1951 году во всех старообрядческих храмах были совершены торжественные молебствия за мир во всем мире, за нашу Родину, за доблестное воинство, за Правительство и великого Вождя всех трудящихся Иосифа Виссарионовича Сталина.

Старообрядческая церковь была удостоена приглашения на Литовскую республиканскую конференцию сторонников мира. Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР разослал также во все старообрядческие общины Обращение к верующим о необходимости подписания Пакта Мира между пятью великими державами.

В результате призывов и обращений президиума Высшего Старообрядческого Совета, во всех общинах, во всех старообрядческих храмах произносятся наставниками проповеди в защиту мира, в которых верующие призываются бороться за мир, трудиться на благо Родины, во имя укрепления мира.

Все старообрядцы, внимая голосу церкви, единодушно поставили свои подписи под Стокгольмским Воззванием и под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами.

27 января сего 1952 года президиум Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР созвал в городе Вильнюсе заседание, посвященное делу борьбы за мир. На заседании присутствовало 38 наставников и председателей общин, а также верующие. Заседание единогласно приняло постановление:
  1. каждый наставник должен быть проповедником за мир;
  2. каждый христианин-старообрядец должен усугубить свои молитвы за мир;
  3. призывать верующих, чтобы каждый отдал все свои силы на дело борьбы за мир, на дело упрочения общей безопасности путем самоотверженной работы каждого человека в своей области груда на благо Родины;
  4. свято и неизменно соблюдать принципы любви и мира в деле защиты мира;
  5. быть солидарным со всеми сторонниками мира в Советском Союзе в деле защиты мира;
  6. исполнять апостольские слова: «...искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римл. 14, 19).
И теперь, в это тревожное время, Старообрядческая церковь, осуждая врагов мира и выражая свою неизменную преданность делу мира, единогласно и горячо поддерживает призыв Бюро Всемирного Совета Мира «Против бактериологической войны».

Старообрядческая церковь, не имеющая трехчинной духовной иерархии, безоговорочно присоединяется ко всем решениям, которые будут приняты в защиту мира на этом человеколюбивом вече - Конференции всех церквей и религиозных объединений в СССР.

Да укрепит Бог силою Своею мудрого руководителя народов, борющихся за мир, нашего дорогого Вождя Иосифа Виссарионовича Сталина и всех людей доброй воли, борющихся за мир! (Аплодисменты.)

Да будет мир во всем мире и да низложит Господь несчастных безумцев, противников мира, врагов правды Божией и врагов счастья народов!

Мир в руках народов, и он восторжествует!

Мир победит войну!

(Аплодисменты.)


*  *  *
Первое слово предоставляется председателю Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, старшему наставнику Ивану Ульяновичу Ваконья.

И. У. Ваконья: Высокое церковное собрание! Высокие иерархи и всеуважаемые представители церквей и религиозных объединений Советского Союза!

Мы глубоко счастливы, что имеем случай встретиться с вами здесь, у гробницы святою Сергия, нашего общего покровителя. Мы встретились здесь по важному вопросу - делу защиты мира.

Нельзя поэтому не приветствовать вас и с вами высоких инициаторов поддержки идей всеобщего мира - Святейшего Патриарха Алексия и его ближайшего сослужителя и соратника митрополита Николая.

Нас здесь два представителя от неприемлющих священства старообрядцев-беспоповцев города Риги. Мы выступаем сегодня перед вами солидарно, объединенно.

Мы одновременно представляем здесь большую общину города Риги и около ста приходов, рассеянных по колхозам и городам в Латвийской республике.

Настоящая Конференция по борьбе за мир чрезвычайно вдохновляет нас грандиозностью поставленной пред нею задачи. Мы считаем, что эта Конференция весьма своевременна и необходима.

Личное участие духовных наставников в церковной жизни народа и ежедневное общение с массой в деревне и в городе убедило нас, что война народу страшна.

Сыновья и дочери простого народа не хотят служить молоху или другому богу войны. Они не хотят приносить в жертву ему и войне мужей, сыновей и братьев, а себя обрекать на абсолютную нищету, голод и болезни.

Наоборот, сыновья и дочери народа, питая отвращение к войне, дорого ценят жизнь, достижения в области науки, просвещения, здравоохранения, искусства и многое другое, что является идеалом людей; война же им чужда.

Древлеправославная, т. е. Старообрядческая церковь целиком разделяет мнение народа о войне.

Мы исходим из того, что Основатель Церкви Христос не благословлял войну, а преподал Своим ученикам мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам».

То же подтвердил и св. апостол Павел: «Бог не есть Бог неустройства, но мира».

Апостол Иаков писал: «Плод... правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».

Значит, борьба за всеобщий мир неотъемлема от основного учения Церкви и она всецело отвечает религиозно-догматическим и нравственным понятиям старообрядцев.

За основу наших рассуждений мы берем всесторонний, исчерпывающий доклад Высокопреосвященного митрополита Николая и базируемся на его положениях.

С другой стороны, мы ставим вопрос, кто же может и должен отстаивать мир, или на ком прежде всего лежит обязанность бороться за идею мира.

Церковь идет в ногу с народом, за прочный, продолжительный мир, она, естественно, и ближе к этому делу.

Церковь выступает соратником народа в борьбе за мир, и она объявляет решительный протест пропаганде войны.

Навстречу таким требованиям Церкви во всех частях Европы раздаются тревожные голоса, требующие прекращения пропаганды войны.

Юристы-демократы Международной ассоциации установили, что в Корее и Северо-Восточном Китае применяется бактериологическое оружие и развивается бактериологическая война.

Народы не забыли еще старые уроки, уроки двух мировых войн, ужасы эпидемий, горе женщин и детей в последнюю войну.

Конференция церквей и религиозных объединений должна решительно поднять свой голос в защиту мира. Взывай громко, собрат духовный, не удерживайся, возвысь голос твой, подобно трубе! Бдительно стой на страже мира, укажи, откуда проповедуется правда и мир и где культивируется ненависть и вражда в мировом масштабе.

Общенародное и религиозное сознание и негодование против нарушения общего спокойствия, психоз войны в лагере агрессоров внушают нам, что объединение всего свободолюбивого человечества в борьбе за мир и общее разоружение необходимы, как воздух. Они диктуются требованиями переживаемого момента.

Мирное разрешение вопроса о всеобщем мире среди народов вопреки всякой войне предвиделось еще в глубокой древности. Это ясно и кратко формулировал пророк Исайя. Он предвидел, что народы когда-то «перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы».

Когда наступит этот мир среди народов,- мы не знаем. Но ведь люди, заключив между собою мирное соглашение, могли бы легко и свободно «перековать мечи на орала и копья свои - на серпы».

Что же делает наша Рижская старообрядческая церковь в борьбе за мир? Она призывает своих членов молиться и трудиться на благо мира; поддерживает мероприятия, направленные на сохранение мира; она поставила свои подписи под Стокгольмским Воззванием и под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами; осуждает применение империалистами бактериологического оружия в Корее и Китае. Она и впредь будет призывать своих братьев по вере усилить молитвы и трудовые действия на защиту мира.

Рижская старообрядческая церковь считает долгом заявить, что она присоединяется к решениям Конференции церквей и религиозных объединений в СССР по вопросу защиты мира во всем мире.

Мы, старообрядцы в Латвийской ССР, заявляем: «Мы желаем мира, мы хотим спокойно и свободно трудиться для процветания нашей любимой Родины, для счастья всего народа!»

Мы молим Бога о даровании нашему Вождю - знаменосцу мира Иосифу Виссарионовичу Сталину доброго здоровья и многих лет жизни на благо народов.

Да умолкнет голос ненависти и злобы поджигателей войны!

Да установится мир во всем мире и мирное содружество между народами!

Мир всем! (Аплодисменты.)

Текст по изданию: Конференция всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная вопросу защиты мира (Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 9-12 мая 1952 года). Материалы. - М.: Московская Патриархия, 1952, стр. 89-90, 99-105, 142-146, 170-173, 219-224, 245-250.
Previous post Next post
Up