Разрушение турбины Ту-154. История из жизни

Jun 16, 2020 12:02



Со мной связался один из моих читателей и предложил рассказать историю, которая произошла с ним 16 лет назад. И сегодня я предлагаю вам его рассказ.

"Есть у меня второй день рождения. Первый когда родился, а второй 30.04.04. В это день мы должны были выполнить очередной рейс в Москву У6-262 Екатеринбург-Москва, вылет в 08:15, Ту-154Б-2, RA-85219. Наш экипаж был самым молодым в а/к (32 года средний возраст) и все второго класса.

Весь этот "короткий" рейс был чередой мелких событий, которые нам в последствии и предоставили тот единственный шанс, которым мы и воспользовались. А начинался он как обычно, без каких либо замечаний. Я проверил и подготовил самолёт, попросил техников протереть снаружи лобовые стёкла фонаря, дозаправил его (в Москве туман ждали), пришёл командир, доложил ему что всё в порядке можем лететь. Посадили пассажиров, запустились и начали руление. Тут второй пилот говорит что через его стекло плохая видимость, тонкий налёт изнутри (автомобилисты поймут меня), а рулили на встречу солнцу. Дал ему несколько гигиенических салфеток и он протёр свое стекло. Это было первое событие. Рулили не спеша, т.к. не могли выбрать на каком режиме взлетать, на взлётном или на номинале, загрузка позволяла и так и так. В общем решили с утра не шуметь и взлетать на номинале. Это было второе событие.

Взлетели штатно, убрали закрылки и приступили к набору. Где-то на высоте около 3-4 км, на моей приборной доске сработало табло «ВИБРАЦИЯ ВЕЛИКА» третьего двигателя. У пилотов сработало интегральное табло «НЕИСПР 3». Я доложил КВСу, что двигатель три повышенная вибрация и стрелки на приборе по передней и задней опорам лежат на максимальном упоре. Должен сказать, что ни хлопка, ни вибрации в этот момент мы не слышали и соответственно не ощущали. Согласно расшифровки, я через 3.5 (норма 3.0 сек.) секунды начал уже действия согласно РЛЭ, а именно плавно снижать режим работы двигателя до погасания табло. Где-то в районе 70% по ротору ВД появилась нарастающая вибрация, с одновременным ростом температуры выходящих газов. Я доложил КВСу что температура газов растёт, ну а вибрацию он и сам чувствовал, она уже была «мама не горюй». На что КВС дал мне команду: «ВЫРУБАЙ ЕГО НА .....!!!!!»))))), что я и сделал с превеликим удовольствием и облегчением, т.к. мы уже поняли что с двигателем всё плохо, совсем плохо. В момент останова сработала сигнализация падения давления в 3-й г/с, проверив уровень, я увидел что её бак пустой. Всё это заняло у нас от момента срабатывания до выключения двигателя около 8 сек. Одновременно с этим пилоты перевели самолёт в горизонт, доложили диспетчерам и запросили возврат на базу. Отмечу, что согласно РЛЭ Ту-154, отказ одного двигателя и одной г/с не является аварийной ситуацией и относится к нормальной эксплуатации. Поэтому проверив все оставшиеся системы и двигатели, мы приняли решение на выработку топлива, для достижения максимально допустимой посадочной массы. Снизились до эшелона перехода, встали в круг выпустили закрылки и начали вырабатывать топливо. Это продолжалось где-то около 20 мин., за это время девчёнки даже успели покормить пассажиров )))).

И вот тут сработала сигнализация падения давления в 1-й г/с, мы молча посмотрев друг на друга и поняли, что наши самые худшие опасения подтвердились. КВС воспользовался своим правом произвести посадку с любой массой для обеспечения безопасности, и со словами: «ДА НУ ЕГО НА ..., САДИМСЯ!!! » (в смысле, что топливо ещё не было выработано до необходимого минимума, т.е. садились с массой превышающей максимально допустимую, но не намного) перевёл самолёт в снижение и одновременно начал выполнять спаренный 3-й и 4-й разворот. Т.к. масса самолёта уже подходила к допустимой, то в этот момент мы были уже на высоте круга и выполняли коробочку на правый торец, а визуально были на траверзе правого торца. Доложили на землю, там тоже всё сразу поняли и у них тоже всё завертелось.



На высоте около 200 метров заняли посадочный курс, по приборам, но КВС сказал: «Чёрт, где полоса не вижу»!!!!, заходили против солнца. А второй: «Вижу полосу, по курсу чуть справа», «Где???», «Правее, ещё немного, ещё», и тут КВС: «Всё вижу полосу». ( Потом, уже после всего, командир сказал , что он уже готов был передать управление второму пилоту, в этот момент). Сели мягко, даже сами не почувствовали, реверс первого сразу и до полного останова, тормоза только аварийные остались, но всё прошло нормально, мы даже до стоянки сами дорулили. Там выключились, нас затолкали тягачом на стоянку, подъехали трапы и высадили пассажиров.

Когда вышли все пассажиры (кстати когда они выходили я стоял у трапа, в основном все только ругались на нас, двое или трое только спасибо сказали.) меня наземники позвали посмотреть на хвостовую часть и вот тут мне стало по настоящему страшно, коленки слегка меня подвели, сразу вспомнил и Красноярск и Иркутск.





На него страшно и жалко было смотреть, воздухозаборник весь в дырках, из них гидрашка течет, как кровь красная. На асфальте уже лужи из неё образовались. Техники отвели меня к трапу и там я минут пять просто сидел. А в кабине, когда летали адреналин был да, но страха мы не чувствовали, всего не знали, из-за этого наверное.

При осмотре двигателя выяснилось, что произошло разрушение диска турбины высокого давления , которое привело к разбандаживанию лопаток турбины, на секторе приблизительно 30-40 градусов. Оторвавшиеся лопатки пробили кожух турбины в месте сочленения с камерой сгорания, пробили внешний контур и вышли наружу.





И вот тут ещё одно событие, если бы они оторвались буквально на долю секунды позже, то последствия были бы гораздо хуже и еще неизвестно, как бы всё закончилось. Если бы мы решили взлетать на взлётном режиме, то скорее всего двигатель развалился бы прямо на взлёте и успели бы мы что-то сделать или нет, это ещё вопрос вопросов. Так-же при осмотре ВС выяснилось, что гидрожидкости, во 2-й оставшейся гидросистеме осталось около 8 литров, что соответствовало 3-4 мин. полёта. Т.е. второго захода на посадку у нас уже не было. После нашего случая, ввели изменение в РЛЭ, в котором изменили порядок действий при возникновении вибрации двигателя и разрешение на посадку с массой превышающей допустимую в этом случае."

Автор текста и фото RUS66

Авиация, Ту-154

Previous post Next post
Up