В память о погибшем Ил-18. Свердловск, 16 ноября 1967 года

Jun 17, 2020 12:39



На своем канале я уже показывал творение своего друга Максима Мысина, сегодня рассказ о очередной его модели. Так повелось, что он старается собирать модели самолетов, которые имеют определенную историю. Сегодня о модели самолета с трагической судьбой.

"16 ноября 1967 г. вошло в историю уральской гражданской авиации, как дата крупнейшей авиакатастрофы, жертвами которой стали 107 человек (99 пассажиров и 8 членов экипажа). В 21 час 02 минуты 40 секунд местного времени экипаж самолета, выполнявшего полет по маршруту Свердловск (Кольцово) - Ташкент (Южный), доложил о взлете. Самолет взлетал с полосы 08 (сейчас 08Л) с магнитным курсом 76 градусов. На высоте 140 - 150 м. самолет неожиданно резко развернулся вправо и с интенсивным снижением (вертикальная скорость составила порядка 20 м/с) столкнулся с землей. В те годы самолеты еще не были оборудованы бортовыми самописцами - первые МСРП-12 начали устанавливать после 1970 г., когда СССР вступил в ИКАО. И то, в первую очередь ими оборудовались самолеты, выполнявшие регулярные международные рейсы. Поэтому точной причины той катастрофы мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Комиссия по расследованию авиакатастрофы не пришла к однозначному выводу, в частности, по причине полного разрушения всех узлов и агрегатов самолета. Мне удалось пообщаться с одним из пилотов 120 летного отряда, который как раз в те годы летал на Ил-18 - он высказал предположение, что имел место отказ системы регулирования четвертого двигателя. В "Руководстве по летной эксплуатации" этот момент прописан крайне скупо: "В исключительных случаях, когда в результате отказа регулятора оборотов винта на работающем двигателе лопасти винта переходят на малый шаг, самолет в течение короткого промежутка времени приобретает большой угол крена и резко разворачивается в сторону неисправного двигателя." На практике этот "короткий промежуток времени" - от момента отказа до момента падения - составил менее 8 секунд. Тем не менее, комиссия по расследованию посчитала, что эта причина могла привести к катастрофе лишь в сочетании с одновременным действием других факторов. Не исключено, что тут сыграла роль и загрузка машины - 99 пассажиров плюс багаж (Ил-18В имели два варианта компоновки - на 89 и 110 пассажиров; вероятно, разбившийся самолет был рассчитан именно на 110). Впоследствии, на кладбище в поселке Кольцово был открыт мемориальный комплекс в память о погибшем экипаже.



Сборка этой модели принципиально ни чем не отличается от сборки Ил-18 б/н СССР-75857, которую я описывал ранее - наборы абсолютно идентичные, отличается только цвет отливок. При окраске использовались компоненты немецкой фирмы Standox.



Для достижения листового эффекта было применено несколько «металликов». Декаль от "Бегемота" не без огрехов - членение декали не особенно удачное, в результате чего, попытки состыковать в носовой части сразу четыре элемента одновременно, потребовали значительных усилий.



Надпись «Аэрофлот», заводские и бортовые номера, окантовки лючков и пр. были изготовлены самостоятельно. Иллюминаторы были оставлены родные - декальные, но при этом пришлось каждый из них вырезать, т.к. подложка декали сильно серебрилась.



При расстановке иллюминаторов столкнулся с нетривиальной проблемой - разные модификации Ил-18 имели различное количество иллюминаторов. Более того, в разные годы на одних и тех же самолетах количество иллюминаторов также могло отличаться.



Пришлось переработать немало источников, чтобы определить наиболее вероятное их число на машине, копию которой я строил.



Именно здесь я впервые попробовал применить новую для себя технологию - на каждый иллюминатор была нанесена капля прозрачного лака.



Аналогичная операция была проделана и с остеклением кабины пилотов, однако тут меня результат, если честно, разочаровал. И я в очередной раз убедился в правоте тех, кто критикует декальные иллюминаторы.



Возможная неточность, на которую мне укажут коллеги - окраска законцовок крыла и стабилизатора. Тут я, вполне вероятно, допустил промах, т.к. в 1967 году они, скорее всего, были серебристого цвета - красным их начали красить позднее. Однако, поскольку точной информации по этому вопросу мне найти не удалось, я решил оставить как есть.



В общем, такая вот получилась модель - не сильно удачная, но, на мой взгляд, достаточно точно передающая облик прототипа. "

Автор модели Максим Мысин.



Хобби, Ил-18, Авиация

Previous post Next post
Up