Помните
ABL (Airborne Laser) YAL-1 от Боинга, Локхид Мартин и Нортропп Грумман?
Да, тот самый, ставший одной из самых амбициозных программ Агентства противоракетной обороны (Missile Defence Agency, MDA) США.
Так вот, просматривая недавно спутниковые снимки
авиабазы Дэвис-Монтен, также известной, как 309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group (AMARG), я не нашел его на привычном месте, куда он был "приземлен" в 2012 году.
Чем он уникален?
В первую очередь - ценой.
Стоимость самолета - более миллиарда долларов (это была самая масштабная переделка военного самолета в истории авиастроения). Ну а всей программы в целом составила 5 млрд.$
Напомню, что про программе ABL США планировали получить несколько десятков летающих лазеров для уничтожения стартующих баллистических ракет противника на дальности до 400 км. О том - чем это кончилось и какие результаты лазер выдал реально - подробнее в первой ссылке.
Так вот - при подсчете авиатехники на "Самолетном Bonyard'е" лазер я не нашел и удивился. Совсем новый ведь!
Красный круг - место стоянки ABL на "самолетном кладбище"
Может быть он улетел в какое-нибудь секретное место?
Поиск в гугле не дал внятных результатов.
Тогда я решил воспользоваться машиной времени и отмотать спутниковые снимки назад, чтобы выяснить, когда YAL-1 еще был на месте.
И вот что получилось:
Учитывая демонтированные в марте 2014 движки, улетел он вряд ли - решил я. И стал копать глубже.
В итоге нашел фото июня 2014 г.
Решил залезть в
буржуйскую педивикию и внезапно... узрел:
"the YAL-1 flew its final flight and landed at Davis-Monthan AFB, Arizona, where it was placed in storage at the AMARG until it was ultimately scrapped in September 2014 after all usable parts were removed"
Итак, американский летающий лазер ABL разрезан на металлолом в сентябре 2014 года - сообщает вики со ссылкой на
статью Аллена Ноджи (Allen Nogee) - старшего аналитика Strategies Unlimited, эксперта в области лазерных и оптических технологий.
Вот так тихо мирно, без помпы и освещения в СМИ, США уничтожили свой единственный летающий боевой лазер.
5 миллиардов освоены, все расходимся.
Между тем - в рунете об этом ни слова. В англоязычном интернете - тоже не густо.
Как сказал о программе ABL Министр обороны США Роберт Гейтс:
«Реальность такова, что вам потребуется что-то в 20-30 раз более мощное, чем химический лазер, атаковать места старта с любого расстояния ... Так что, прямо сейчас ABL должен кружить внутри границ Ирана, чтобы иметь возможность попробовать использовать лазер для уничтожения ракеты в фазе разгона. И если вы реализуете это на практике, то будете смотреть на 10 - 20 семьсот сорок седьмых, по полтора миллиарда долларов за штуку, и 100 млн. $ в год за обслуживание. Я не знаю никого в погонах, кто считает, что это - работоспособная концепция».
Но американские военные не отчаиваются, а собираются переходить на твердотельные лазеры... и устанавливать их на беспилотниках, летающих значительно выше турбореактивных самолетов.
P.S.
Между тем в России программа летающего лазера (свернутая в 1993 г.) наоборот - реанимирована в рамках ОКР "Сокол-Эшелон".
На базе второго самолета А-60 (1А2), возобновившего полеты в 2009 году, размещен экспериментальный лазерный комплекс 1ЛК222 разработки
КБХА, предназначенный для "ослепления" космических средств наблюдения.
Причем, судя по всему, наш летающий лазер планируют активно использовать и оснащают мощным комплексом бортовой обороны.
Из
недавнего интервью Владимира Михеева (советника первого заместителя генерального директора Концерна "Радиоэлектронные технологии"), разрабатывающего бортовой комплекс обороны А-60:
"У него будет сверхточная навигация, ведь чтобы узкие лучи оружия этого самолета попадали в объекты, экипаж должен с высокой точностью определять местоположение в пространстве"
"этот самолет будет иметь очень мощный бортовой комплекс обороны, так как на него будут нацелены самые современные средства поражения". "Я думаю, что на нем будет установлен комбинированный комплекс радиоэлектронной борьбы с элементами "Витебска", "Хибин" и целого ряда других систем для эффективной защиты"
P.S.
Так же рекомендую:
☆ Стратегический кастрат, или история B-1B Lancer ☆ AWACS по британски, или как дорого съесть кактус ☆ Самый дорогой эсминец. Ценой в авианосец ☆ Самолетный Boneyard Ваш
judgesuhov P.P.S.
Мне тут шепнули, что кто-то [в перепосте на стороннем ресурсе] возбудился по поводу моей фразы "просматривая недавно спутниковые снимки авиабазы Дэвис-Монтен".
Просто позавчера к своей
публикации на Афтершоке про самолетное кладбище (предыдущей) - считал современные типы самолетов, там имеющиеся.
А так да - по выходным сижу американские авиабазы через Гугл-Еас мониторю, как же!
Заняться не чем больше дураку.