The Diplomat: Слабость афганских войск

Sep 26, 2016 10:41




Во время предвыборного выступления в 2008 году Обама обещал вывести войска из Афганистана. Шёл 2016 год, Обама скоро покинет Овальный кабинет, а США не торопятся покидать Афганистан. В обществе США давно идут споры о необходимости присутствия США в регионе, а война в Афганистане в американской прессе уже называется самой длинной за историю страны. Правительственные войска, тренируемые и снабжаемые американцами, никак не могут справиться с Талибаном и обладают рядом серьёзных недостатков, об этом в статье The Diplomat, переведённой специально для Сообщества военных блогеров.



Почему эффект осаждённой крепости снижает боеспособность афганских войск

Противостояние между правительственными войсками и силами Талибана продолжается, и афганские войска снова оказались в обороне. Несмотря на расширенные правила задействования силы, сформулированные Белым домом перед варшавским саммитом НАТО в июле, Талибан выдержал серию авиаударов войск коалиции - в том числе новой афганской техники вроде A-29 Super Tucano - и оказался у ворот нескольких крупных населённых пунктов, в том числе Лашкаргаха и Кундуза.
Афганские силы практически бросили сельскую местность - с районов боевых действий поступают сообщения, что во многих частях сельского Афганистана правительство контролирует лишь несколько административных зданий. Несмотря на положительную оценку афганских войск, данную официальным представителем «Решительной поддержки» бригадным генералом Чарльзом Х. Кливлендом, Талибан продолжает наступать.

В ходе брифинга в Пентагоне на прошлой неделе генерал Кливленд сказал: «Мы видим, что Талибан не может удержать какую-либо конкретную территорию. Самое главное, что они не могут удержать какие-либо населённые пункты, в то время как афганцы всю свою стратегию выстроили именно на удержании ключевых населённых районов и инфраструктуры».
Из-за споров вокруг уязвимости статичных контрольных пунктов афганские войска ушли из малонаселённых районов с целью перегруппироваться, сосредоточить внимание на характере местности и выстроить более сплочённую боевую силу. В новой стратегии защищать города важнее, чем сельскую местность.

В результате новая афганская стратегия породила эффект осаждённой крепости. Крупные города - такие, как Кундуз и Лашкаргах - по сути окружены и осаждены мятежниками. В Кундузе, судя по сообщениям, Талибан контролирует 80 процентов окружающих деревень, по сути отрезав город; и лишь недавно афганские силы сумели отбросить Талибан в Лашкаргахе и снова открыть ключевые дороги.

Припасы кончались, снабжение афганских войск оставалось неэффективным, и администрации Гани пришлось полагаться на сильных полевых командиров и ополчение для защиты ключевых населённых районов. Действия вице-президента Абдул-Рашида Дустума в Джаузджане этим летом и нарушения прав человека губернатора Балха Мохаммада Атта Нура с использованием собственных боевиков на севере Афганистана подчёркивают парадоксальную ситуацию, в которой оказался Кабул.

Гани, учёный, специализирующийся на недееспособных государствах, открыл администрацию в надежде обуздать ополчение и побороть коррупцию, но в целом не сумел создать противовеса коррупционным иерархиям Афганистана. Низкая эффективность афганских войск и уменьшение зарубежной помощи вынудило Гани поддерживать по всей стране местных силовых лидеров. Даже Захира Кадира, вице-спикера парламента, обвиняют в поддержке ополченцев провинции Нангархар, совершавших внесудебные убийства и обезглавливающих боевиков Исламского государства.

Весной афганские войска начали операцию Шафак, чтобы сохранить наступательную инициативу за собой и сорвать планы Талибана. Но операция лишь выявила слабость афганских сил. Несмотря на первичные успехи в начале, региональное сосредоточение действий подчеркнуло серьёзную проблему афганских войск: у них нет адекватных координации и управления для совместных операций по всей территории.

Войска талибов воспользовались этой уязвимостью и устроили скоординированные атаки в разных регионах страны. Рассредоточенность и лёгкость передвижения позволили силам Талибана быть быстрыми и мобильными. Когда действия в Кундузе были в разгаре, войска Талибана продвинулись в Нангархаре. После запуска афганскими силами в июле крупной операции в Нангархаре силы талибов дезорганизовали Гильменд. Спасать осаждённую столицу, Лашкаргах, срочно выдвинулись спецподразделения - и с ними 100 солдат США. Пока шли тяжёлые бои в Гильменде, Талибан начал новую попытку разорить город Кундуз - в итоги район Ханабада был потерян, а генерал Мурад отбыл из Гильменда в Кундуз.

Афганские войска по большей части сумели удержать контроль над ключевыми населёнными пунктами, и быстрое развёртывание афганских спецподразделений являлось ключевым элементом боевых успехов афганских сил. Но они слишком полагаются на новую преторианскую гвардию Кабула, и это ещё одна их слабость. Афганские спецподразделения малочисленны, постоянно на переднем краю - возглавляют атаки регулярных войск - перегружены и нужны во слишком многих местах. Чрезмерная опора афганских военных на эти спецподразделения порой приводит к тому, что обучение, снаряжение и финансирование этих весьма эффективных войск порой идёт в ущерб более регулярных сил.

Этот сезон боёв - ещё один полезный опыт для афганских войск. Никто не знает, сколько они ещё выдержат в таком ритме и темпе, прежде чем сломаться.

США, Талибан, Инопресса, Афганистан

Previous post Next post
Up