Кеназ Филан. Вуду: сила и раса

Jun 21, 2015 16:41



(C) перевод svart_ulfr

"Белый колдун?", - удивился я.
"Духам плевать на цвет кожи", - ответил патер Блэк. "Они выбирают себе слуг за другие качества".

Леонид Алехин. Ночное ограбление

Вуду: сила и раса

Многим из нас неудобно обсуждать социальные классы и привилегии; разговоры о расовых проблемах приводят нас в бешенство. Для кого-то расизма больше не существует, а кто-то скажет, что со времен Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икс мало что изменилось, и мы живем, де факто, при апартеиде. Разговоры о расе нередко перерастают в громкие споры, которые дают много огня, но мало света. Мы постоянно говорим о расизме, но, похоже, неспособны к аргументированному обсуждению этого предмета.

С появлением антидискриминационных мер и подобных программ, раса (и другие категории, такие, как сексуальная ориентация, пол, религиозные убеждения и статус инвалидности) превратилась в своеобразное преимущество. Если вы - представитель какого-либо меньшинства, то теперь это открывает вам доступ к стипендии, помогает при найме на работу и в бизнесе, обеспечивает правовую защиту. Это побуждает одних, не входящих в подобные группы, сетовать на обидный миф о равенстве, а других - подчеркивать свое членство в одной или нескольких группах, чтобы получить свой кусок пирога и снять с себя обвинение в некоей привилегированности.

Расовый вопрос важен на Гаити не меньше, чем в Соединенных Штатах. Изрядная часть гаитянской истории связана с противостоянием светлокожих, франкоязычных и богатых мулатов и темнокожих ,креолоязычных бедняков. При этом несколько лидеров (в частности, Франсуа Дювалье и Жан-Бертран Аристид) пришли к власти, апеллируя к чернокожим беднякам Гаити, не знавшему движений вроде «Чёрное прекрасно». Вследствие этого, и богатые и бедные ставят светлую кожу превыше темной и рассматривают француза как начальника над креолом.

Гаитяне быстро поняли, что значит важничать. Одна пословица гласит «Pal franse pa di lespri pou sa», что означает «говорить по-французски - еще не значит быть умным». Они осознали, что деньги стоят превыше расы; ей вторит другая пословица, «Milat pov se neg, eg rich se milat» («Бедный мулат - это негр, богатый негр - это мулат»)4. Богатство, определяющее манеры, - это одно, а вот наличие реальных средств - совсем другое. Атрибуты культуры мулатов для многих весьма соблазнительны - ведь они вызывают ощущение могущества их владельца, но гаитяне хорошо знают, что внешность обманчива. Цвет кожи может быть препятствием, но едва ли совершенно непреодолимым; и по той же причине, он вовсе не гарантирует каких-либо привилегий.

Эти явные предубеждения могут быть очень неприятны, и даже болезненны, для афроамериканцев. Хотя вопрос расовых привилегий издавна занимал чернокожих, связанные с ними страсти обычно кипели глубоко внутри африканской общины. Многолетний страх перед смешанными браками и «межрасовым скрещиванием» породил эпоху Джима Кроу и «правило одной капли». По этому стандарту, одна капля африканской крови делала человека «цветным». Тому, кто не мог или не хотел получить «пропуск» в мир белых людей, не приходилось рассчитывать на помощь со стороны общества. Белые трактовали расовый вопрос в категориях «черного» и «белого»; такие критерии, как цвет волос и черты лица применялись в основном по отношению к африканцам.

Действительно, хотелось бы чтобы на смену этим щекотливым вопросам пришли всеобщее братство и товарищество. В противном случае, мы, возможно, однажды пожалеем, чтобы скрывали эти проблемы под завесой молчания. Долг нашего поколения - приравнивать расово уничижительные формулировки к расизму: ведь действия и отношения значат много меньше, чем высказывания о расе.

Гаитянское Вуду не позволяет нам такой роскоши. Это зеркало, которое отражает и нашу красоту, и наши недостатки: осуждая лоа, мы осуждаем себя.

Гаити, мои переводы, вуду, Кеназ Филан

Previous post Next post
Up