(C) перевод
svart_ulfr «Действительно, число трубачей и свирельщиков было у них невообразимо велико, а когда все войско разом исполняло боевую песню, поднимался столь сильный и необыкновенный шум,. что не только слышались звуки свирелей и голоса воинов, но звучащими казались самые окрестности, повторявшие эхо»
Полибий, Всеобщая история, II, 29, пер. Ф. Мищенко
Статья на английском Самым неповторимым из варварских музыкальных инструментов был кельтский карникс - разновидность длинной боевой трубы, которую чаще всего (но не всегда!) делали в виде кабаньей головы. Само слово «карникс» происходит от галльского корня "carn-" или "cern-", что значит «рога» или «рог»: эта же основа лежит в имени кельтского бога Кернунноса (К. Деламарр (2003) Словарь галльского языка, Париж, стр. 106 - 107). Делались карниксы из бронзы, и чтобы трубить в них, инструмент держали вертикально, как мы видим на изображениях с Гундеструпского котла.
Карникс из галльского святилища Тинтиньяк (Коррез, Галлия) и изображения с Гундеструпского котла
Реконструкция карникса из Тинтиньяка. Его длина составляла 1, 80 м; это был один из семи карниксов, найденных при раскопках (у шести были кабаньи головы, и лишь один был сделан в виде змея)
(Позднее - Д. Гилберт, Э. Брассёр, Д. П. Далмонт, С. Моникет, Акустическая оценка карникса из Тинтиньяка. Труды акустической конференции, Нант, 2012, стр. 3956-3959)
Помимо изображений на монетах и иных предметах этого периода, археологические находки свидетельствуют, что карникс был распространен на всей территории Европы, от Британских островов до Балкан, и использовался всеми кельтскими племенами на континенте.
Изображение кельтского карникса на римском золотом статире, 48 г. до н.э.
Змееголовый карникс из Тинтиньяка
Карникс в виде головы кабана (Дескфорд, Шотландия, середина I в. н.э.)
«[Боевые] трубы у них необычайные и варварские: трубя в них, издают грозные звуки, напоминающие грохот сражения.»
Диодор Сицилийский, V, 30, пер. О. Цыбенко
Научные реконструкции этих странных инструментов, основанные на археологических находках (Гилберт и др., 2012), подтверждают, что карниксы издавали характерный и жуткий звук, который совершенно не похож на голос любого другого музыкального инструмента - современного или древнего, - и поэтому карникс идеально вписывался в атмосферу боя, для которой и был некогда создан.
Карникс, обнаруженный в ритуальной яме (галльское святилище в Тинтиньяке)