Жан Фрис. Божественный котел. Руководство по магии кельтов

Jun 21, 2015 12:29



(C) перевод svart_ulfr

Дуб

(Quercus robur, Quercus petrae)

Дуб быстро движется,
Пред ним трепещут небо и земля.
Доблестный хранитель дверей от врагов,
Имя его уважают…
Ветви дуба попали к нам
Из Гвархан Маэлдеру (КТ 8)

Похвала Гогирвен - приношение,
Которое их удовлетворяет,
Включающее молоко, росу и желуди (КТ 14)

Природа дуба и терниев
Обретает гармонию в песне (КТ 10)

Я видел владыку Катраета вдали от равнин,
Будь моим дубом (т.е. князем), сверкающий дух (т.е. молния)
В Кимри ( КТ 37)

9. Светлы верхушки дуба; горек пепел ветвей,
Сладок борщевик, волна хранит смех;
Не скроет ланита сердечной тоски (ККХ 9)

21. Светлый верхушки дуба, нет конца этой бури,
Высоко летают пчелы, хрупка сухая хворостина
В обычае распутницы чрезмерно смеяться (ККХ 9)

22. Светлы вершины рощи; постоянно падают
Деревья и дубовые литья;
Счастлив тот, кто видит, кого любит (ККХ 9)

23. Светлы верхушки дубов; холодно журчанье ручья;
Пусть скот выгонят на место, окруженное березами;
Внезапно прилетает стрела надменного, чтобы причинить боль (ККХ 9)

В вышине над веселым дубом
Я слушал птичьи песни.
Громкое кукование - каждый помнит, что любит (ККХ 10)

6. Часто орлиное гнездо (находится) на вершине дуба,
А в доме собраний - славные мужи.
Взор любящего на том, кого он любит (ККХ 6)

5. Молодые дубы в роще
Освободят мою ногу из цепи;
Не раскрывай тайну девице

6. Молодые зеленые дубы
Освободят из неволи мою ногу;
Не разглашай тайны болтуну (ККХ 8)

Изящное белое тело будет укрыто сегодня
Между землей и дубом;
Горе моей руке, убившей родича (ККХ 12)

Вздох зимнего ветра; звук бури
Под дубом:
Холодный как лед ветер с ревом разбивается об одежду (СГ)

О дуб, густа твоя крона; ты возвышаешься над всяким деревом (СГ)

Что я больше всего ненавижу в лесу (это я таю не от всех) -
бесплодное (?); покрытый листвою дуб вечно качается (СГ)

(Ш) Некогда галльские друиды срезали с дубов омелу золотыми серпами, - и точно также поступает шотландский клан Хэй из Эрролла. Чтобы получить бесподобный амулет, способный развеять наваждение и злые чары, ветку омелы срезают новым кинжалом - дирком на Самайн: перед этим следует три раза торжественно обойти дерево, произнося заклинание. Помещенный в колыбель, этот амулет защищал дитя от рук фейри (МакНейл)

(Г) Прежде во времена эпидемий и напастей многие сельские общины разводили т.н. «огни бедствия». Для начала в деревне гасились все огни, так как их огонь считался злым и нечистым. Затем, в ходе сложной церемонии, получали новый огонь: при этом использовалось до девяти видов древесины, которую сверлили или распиливали при помощи пилы, сделанной из древесины засохшего дуба. Новый огонь считался даром небес и разгорался в каждом очаге поселка. Дуб и бук принимают иногда причудливые формы - так, вы можете порой увидеть, как две ветки простираются в стороны, а затем вновь сходятся. Подобные «кольца» нередко используют для лечения болезней. Особенно часто лазали через них те, кто страдал от хромоты, боли в костях и отеков суставов - твердо веря, что дерево заберет их недуг и после процедуры они будут как новенькие. Порой с этим обычаем связывался определенный ритуал - так, согласно одной из версий, пролезть через кольцо из ветвей необходимо утром в пятницу, перед восходом Солнца. Вы должны помолиться и вымыться в ближайшем ручье, и лишь затем пролезть сквозь кольцо, не произнося при этом ни слова. Полное исцеление может потребовать трех повторений, в крайнем случае - двенадцати. Одно такое дерево в Северной Германии пользовалось огромной популярностью у страждущих, даже если принять во внимание, что кольцо находилось довольно высоко над землей, и пролезть через него было делом непростым - особенно тем, кто пользовался костылями. Если человек двигался по направлению к стволу, то целительная сила значительно снижалась: это свидетельствует о вере в возможные осложнения.

Иногда дубовые ветви аккуратно разрезали - и через такие ветки протаскивали детей, страдавших от грыжи. Ветку обвязывали веревкой из липового лыка: после этой процедуры ветка заживала и ее концы снова срастались, - считалось, что то же произойдет и с пахом ребенка (Бавария). Лихорадка, зубная боль, упадок сил - все это можно отдать дубу: достаточно просверлить в дереве небольшое отверстие, поместить туда волос или ноготь, и закрыть его. Это действенно и в отношении злых духов, приносящих беды, - и горе глупцу, который вынет из дерева такую затычку!

Дубы исстари наделялись разнообразным символическим значением. Приблизительно в 723 году святой Бонифаций прославился, срубив огромные дубы, росшие в землях хаттов (Гессен) и посвященные богу-громовержцу Донару. Его инициативу поддержал Папа Римский Григорий II, а местный правитель, Карл Мартелл, предоставил в распоряжение божьего человека вооруженный эскорт, получивший приказ убивать всякого язычника, рискнувшего ему помешать. Для де-паганизации иных старых дубов на них вырезали изображения Девы Марии или же христианских святых. Карл Великий издает закон, согласно которому любой человек, застигнутый дающим клятву или приносящим жертву источнику, дереву или роще, или же поедающим пищу в честь духов, должен был заплатить солидный штраф или даже стать слугой (а то и рабом?) Церкви.

Но память о священных рощах оставалась, невзирая на все преследования. В XI веке монах из Регенсбурга сожалел, что некоторые крестьяне до сих пор считают грехом рубить деревья в рощах, где некогда языческие жрицы делали свои предсказания. Одинокий дуб часто служит местом молитв и жертвоприношений; во многих индоевропейских традициях это священное дерево небесного божества, владыки молний, такого как Донар, Тунор, Зевс и Юпитер. Неудивительно, что подле дубов крестьяне нередко собирались и для судебных процессов, и жизнь многих преступников обрывалась на крепких дубовых ветвях. Из-за этого дубы частенько имели весьма недобрую славу, и ходили слухи, что подле них живут призраки, черные псы, Дьявол собственной персоной, трехногие зайцы и другие подобные создания. С помощью дубовых орешков («галлов») предсказывали, какой будет зима, и из них же делали чернила. Древесина дуба издавна высоко ценилась строителями за свою прочность и крепость; листья и кора, благодаря сильным вяжущим свойствам (в дубовой коре содержится до 20% танина) использовались для сращивания ран и дубления кожи.

Из желудей при необходимости можно испечь хлеб - но учтите: для того, чтобы его приготовить, желуди придется замачивать несколько дней, периодически меняя воду. Этот хлеб обычно необыкновенно горький - очень редко попадаются желуди, мука из которых получается сладкой. В Галлии, согласно Плинию Старшему, на дубах произрастала омела, почитаемая универсальным лекарством и восхваляемая друидами, утверждавшими, что омела, растущая на других деревьях, такими свойствами не обладает. В поздних дополнениях к труду Плиния, оставленных Луканом, сообщается, что друиды жевали дубовые желуди перед тем, как начать прорицание.

деревья, мои переводы, Германия, Тор, Боги, Фрис

Previous post Next post
Up