Этот бумажный кирпич я купила летом 2020 года, когда наконец-то открылись закрытые на карантин магазины. Я тогда сорвалась и купила сразу 21 книгу весом около 5 кг - полный рюкзак! Стейнбека купила, потому что осталась в восторге от "Заблудившегося автобуса". Но на читательские подвиги не тянуло. Весной 2022 года я уговорила свой книжный клуб читать "Гроздья гнева", купленные тогда же, но меньшего объёма: роман мне понравился и оставил массу самых разнообразных эмоций.
Осенью я позвала людей читать "К востоку от Эдема", но мне было так скучно, что я дочитала только в середине февраля. Имхо, роман корявый и с кучей недостатков, его можно было бы разделить на несколько более удачных историй.
Мне не понравилось смешение историй. Стейнбек рассказывает про семьи Гамильтонов и Трасков. Гамильтоны - его бабушка и дедушка, мать и сиблинги матери: эта часть романа правдоподобная, интересная, с фактами. Траски - соседи Гамильтонов: чувствуется, что у писателя было мало информации и он почти всё сочинил, и сочинил очень-очень картонно. Про своих ровесников, младших Трасков, Стейнбек написал живенько, интересно, но их родители, бабушки и дедушки как будто одномерные, искусственные. Имхо, стоило отдельно писать про Гамильтонов, отдельно про Калеба и Арона с намного более короткой историей семьи и отдельно можно было написать про мир борделей, раз уж Стейнбеку так хотелось, вот только материала надо было собрать намного больше.
Мне не понравилась типа религиозная составляющая, введёная очень криво и с резкими переходами. Все эти речи Сэмюэля Гамильтона сухи, как земля, на которой он поселился. Он слишком высокопарно морализаторствует в романе, что никак не вяжется с его живым изобретательным умом. Попортил Джонни образ дедушки. После смерти Сэмюэля балаболов в романе уже не осталось, и читать стало легче.
Просто нелепой была идея, что Адам Траск, как первый человек Адам, и что его сыновья Калеб и Арон - это Каин и Авель, да вдобавок Адам и его сводный брат Чарльз - это та же пара братьев, потому что английские имена начинаются с тех же букв. Если Стейнбек хотел вытянуть из этого нечто поучительное, то у него ничего не вышло. Только Сэмюэль и видел это дурацкое сходство имён. Ли был самый адекватный в романе, а Адам просто больше любил Арона, похожего на мать, к которой у Адама были нездоровые чувства.
Я с трудом осилила все эти занудные истории про старших Трасков: они занимают много страниц, но почти не дают фактов. Понятно, в кого Адам такой тугодум и фантазёр: в свою мать, которая покончила с собой, когда муж принёс с войны половые болячки. Чарльзу с мамой больше повезло: они оба привыкли решать возникающие проблемы, а не жить в выдуманном мире. Поэтому я думаю, что разноплодные двойняшки были от разных отцов: самовлюблённый Арон был сыном Адама, деятельный Калеб - сын Чарльза. У Арона мозги матери, но оторванность от жизни он не мог унаследовать ни от Кейт, ни от Чарльза, ни от Сайруса, ни от матери Чарльза. Хотя Калеб своей целеустремлённостью мог пойти в деда Сайруса.
Сайрус в романе Стейнбека похож на мёртвого голема: пара черт и никакой жизни. Адам в лучшем случае двухмерная бумажка: минимум эмоций и реакций, то занимает себя праздношатанием, то залегает на годы в тёмной спальне.
То же самое с Кейт: она никакая, в ней нет деталей, свидетельствующих о правдоподобности. Стейнбек очень плохо обосновал её желание убить родителей и уйти на панель из родительского дома, а потом и из дома супруга. Это как в романах, например, Олкотт: "я так оценила персонажей, обоснования не будет, просто поверьте". Адам - беленький, Кэти - чёрненькая, а чтобы всё запутать, пусть внешне будет наоборот.
Не бывает односторонних людей в реальной жизни.
Я прочитала бы отдельно и подробнее про взросление Калеба и Арона. Неясно, какую роль играл в их воспитании Адам: похоже, никакую. Адам удобненько сел на шею к китайцу Ли и свесил ножки, требуя их почёсывать. Однополое партнёрство, где все обязанности на Ли.
История братьев - это же типичное следствие отсутствия взрослых рядом. Абра права, что Арон так и не вырос, застрял в своих фантазиях. Арон, как персонаж, очень скучный. Зато Калеб отчаянно хочет внимания и любви: психологи утверждают, что дети в основном видят крайности - они центр мира, прекрасный или ужасный. Когда Калеб жёг деньги, он достиг апогея уверенности в бессмысленности своего существования, даже в прямом вреде от себя. Хотя Адам был прав, что нельзя наживаться на крови. Пока Арон существует в нереалистичном мире школьных оценок и громких эпитетов, Калеб движется в разные стороны: учиться подстраиваться к отцу для получения ласки или диалога, наблюдает за людьми, размышляет, делает выводы, изучает практическую сторону жизни. Чувства Калеба реальные, яркие.
Абра слишком совершенна, и Стейнбек совершенно не подумал показать переход от мелкой язвы в разумную леди.
Было интересно наблюдать за Гамильтонами. Думаю, в семье было так много детей, что они интуитивно старались развивать в себе те качества, которые будут отличать их от остальных. На примере Уилла, Тома, Десси, Уны видно, как легко затеряться в большой семье, когда на тебя смотрят, но не видят. Нельзя испытывать одинаково большую заинтересованность в большой группе людей. Может быть успех Уилла и Джо слишком маловероятный.
В целом я в книге разочарована. Мировая классика, да. Имхо, слишком много начинки, и не всё пропеклось.