Содержание
•
Теология освобождения Беллармина подорвала святость монархии и освятила революцию•
Протестантские мыслители пропагандируют учение иезуита Беллармина•
Влияние иезуита Беллармина на авторов Декларации независимости США Иезуитская учебная программа Ratio Studiorum [*] пронизала западную культуру чисто католической политической теорией. Эта теория, сформулированная деистическими философами и политиками, в конечном счете, стала риторической движущей силой американской революции. Она так повлияла на мир, что его разработчик и оригинальный апологет, священник-иезуит по имени Роберт Беллармин, был возведен в сан святого в 1930 году.. [**]
Примечания:
[*] Ratio Studiorum (Ratio atque Institutio Studiorum Societatis Iesu - Официальная программа иезуитского образования) - документ 1599 года, который стандартизировал всемирную влиятельную систему иезуитского образования.
https://en.wikipedia.org/wiki/Ratio_Studiorum[**] Роберт Беллармин (Roberto Bellarmino, 1542-1621) учёный-иезуит, богослов-полемист, кардинал, великий инквизитор, писатель и гуманист. Один из создателей Ratio Studiorum - официальной программы иезуитского образования.
https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Bellarmine До разрыва Генриха VIII с римским папством в середине 1530-х годов и последующего создания Англиканской церкви короли рассматривали себя, как помазанных наместников Бога, только для светских целей. После раскола Генриха протестантские короли приняли Божье помазание и в религиозных целях. Они стали непогрешимыми папами своих национальных церквей. Следуя библейскому учению о том, что правитель - это "Божий служитель тебе во благо", протестантские короли утверждали, что правят по божественному праву, обладая абсолютной властью над своими подданными. Согласно афоризму величайшего защитника божественного права и личного теолога Якова I, сэра Роберта Филмера, "Король не может сделать ничего плохого".
Теология освобождения Беллармина подорвала святость монархии и освятила революцию
Самым ярым противником божественного права был Роберт Беллармин, частный теолог папы Климента VIII (1592-1605), который сделал его кардиналом в 1599 году. Кардинал Беллармин апеллировал к личным интересам простого человека, чего не смогла сделать Божественная система права. Он изобрел "Теологию освобождения" [*]. Опираясь на Аристотеля и святого Фому Аквинского, Беллармин утверждал, что Бог не помазывает царей, а дает власть непосредственно и естественно народу. Народ волен даровать свою власть кому угодно. Если избранный народом государь оказывался недостойным, народ имел право свергнуть его и начать все заново с любой формы правления, которую он считал необходимой, будь то монархия, аристократия или республика.
Примечание
[*] Теология освобождения (Liberation theology) - религиозное движение, особенно среди католического духовенства Латинской Америки, которое сочетает политическую философию, обычно марксистской ориентации, с теологией спасения как освобождения от несправедливости.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F Понятно, что протестантские монархи ненавидели кардинала Беллармина. В Гейдельберге была создана Коллегия анти-Белларминианства для обучения лютеран тому, как справиться с демократическим эгалитаризмом Беллармина. Когда королева Елизавета приказала, чтобы в Кембридже читали лекции против Беллармина, лектор, цитируя кардинала, чтобы опровергнуть его, принял католицизм. Говорят, что Теодор Беза, сменивший Джона Кальвина на посту главы протестантской церкви в Женеве, заявил о сочинении Беллармина "Христианские дискуссии" (Disputationes de controversiis christianae) следующее: "Эта книга погубила нас!"
О процессе "заставить врага двигаться так, как вы хотите" Сунь-Цзы писал: "Великая наука состоит в том, чтобы заставить врага желать совершить то, что хотите вы, и предоставить ему для этого все средства, так, чтобы он не осознавал этого."
Протестантские мыслители пропагандируют учение иезуита Беллармина
Теология освобождения достигла американских революционеров через голос и энергию своего главного противника сэра Роберта Филмера. Сэр Роберт посвятил первые четыре страницы "Патриарха" (1680), своей прославленной защиты божественного права монархии, опровержению кардинала Беллармина. Но его опровержение содержит так много материала из работ Беллармина, что "Патриарх" представляет собой не что иное, как краткое введение в теорию Беллармина.
Двумя наиболее заметными рецензентами "Патриарха" были Элджернон Сидни, величайший политический философ пуританства, и Джон Локк, голос просвещения в Англии и Америки. Имя Элджернона Сидни мало что значит для современных американцев, но в его время и в последующие поколения оно было синонимом индивидуальной свободы. Дети и загородные поместья были названы "Сидни" в его честь, хотя он был обезглавлен в 1683 году за заговор с целью убийства короля Карла II, философские поклонники Сидни любили его открытую враждебность к римскому католицизму. Они игнорировали его интриги с иезуитами Людовика XIV и его длительные визиты в Рим. "Беседы о Правительстве", самый знаменитый труд Сидни, был почтительно известен как "благородная книга". После её переиздания в 1763 году, вместе с отчетом о его нелепом процессе (без обвинительного заключения, без помощи адвоката, лжесвидетельства, испорченных доказательств, переполненных присяжных), его можно было найти в библиотеке каждого богатого дома в Америке.
Сидни начал свои рассуждения со следующей фразы: "Недавно увидев книгу сэра Роберта Филмера под названием "Патриарх", посвященную всеобщему и ничем не примечательному праву всех королей, я подумал, что можно было бы посвятить некоторое свободное время изучению его учения и вытекающих из него вопросов, которые, по-видимому, касаются всего человечества". После чего, цитируя цитаты Филмера из Беллармина, Сидни продолжает атаковать Филмера и в процессе защищает Беллармина. Как чудесно, Сунь-Цзы, что доверенный протестантский мыслитель внушает народу учение кардинала-иезуита!
Джон Локк имел такое влияние на революционную интеллигенцию, что историки окрестили его "американским философом". Он тоже поддержал Беллармина, напав на Филмера. На титульном листе своих "Двух трактатов о правительстве" (1690) Локк объявляет, что он опровергнет "Патриарха" аргументацией, в которой " будут обнаружены и свергнуты ложные принципы и основания сэра Роберта Филмера и его последователей". Затем он разъясняет кардиналу Беллармину его собственные слова, которые станут обоснованием Американской революции: "Поскольку все люди по своей природе свободны, равны и независимы, постольку никто не может быть исключен из этого сословия и подчиняться политической власти другого без его согласия".
Влияние иезуита Беллармина на авторов Декларации независимости США
В личной библиотеке главного автора Декларации независимости Томаса Джефферсона хранился экземпляр "Патриарха", а также красивый фолиант из четырехсот девяноста семи страниц "Бесед Элджернона Сидни". "Если Джефферсон читал только первые страницы книг Сидни и Филмера", - писал в 1926 году белларминианский ученый Джон Клемент Рейджер: "то он знвл о принципах демократии, изложенных Белларминым. Более чем вероятно, однако, что любопытство Джефферсона побудило его глубже заглянуть в оригинальные труды этого католического ученого."
Идти ему было недалеко. В библиотеке Принстонского университета имелся экземпляр сочинений кардинала Беллармина. Джеймс Мэдисон, член комитета по разработке Декларации Прав Виргинии, был выпускником Принстонского университета. Вероятно, он читал Беллармина, потому что в этот период своей жизни он читал все, что попадалось ему под руку, и был глубоко сведущ в религиозных спорах.
Следует отметить, что некоторые члены комитета, составлявшего Декларацию Прав Виргинии, получили образование в Англии, где труды Беллармина не были непопулярны даже среди тех, кто был наиболее враждебен его вере.
Действующая философия Декларации независимости легко прослеживается в белларминианской теологии освобождения:
Кардинал Беллармин:
"Политическая власть исходит от Бога. Правительство было введено Божественным законом, но божественный закон не дал этой власти ни одному конкретному человеку".
Декларация независимости:
"Народ наделен Творцом определенными неотъемлемыми правами".
"Общество должно иметь силу защищать и сохранять себя".
"Для обеспечения этих прав учреждаются правительства".
" Сами люди немедленно и напрямую удерживают политическую власть".
"Правительства учреждаются среди людей, чьи справедливые полномочия основываются на согласии управляемых".
"Все люди рождаются естественно свободными и равными".
"Все люди созданы равными".
"На законных основаниях народ может сменить форму правления на аристократию или демократию или наоборот".
"Всякий раз, когда какая-либо форма правления становится разрушительной, народ имеет право изменить или отменить ее и учредить новое правительство".
Интересно, что книга "Патриарх" (1680) была опубликована только через 28 лет после смерти его автора сэра Роберта Филмера. Она появилась в эпоху угасающих надежд на божественное право королей, концепция которого была полностью дискредитирована, когда король Карл I был обезглавлен в 1625 году.
Возможно, что после смерти Филмера его "Патриарха" отредактировали или переписали иезуиты по приказу верховного генерала Джона Пола Оливы (1661-1681)? Цель состояла в том, чтобы побудить врагов католицизма последовать за Беллармином, подвергнув белларминианскому освобождению нападение неудачника Филмера, опозоренного защитника проигранного протестантского дела. Эта идея не кажется надуманной, если принять во внимание реальный результат. Ибо "Патриарх" действительно создал теорию революции, которая побудила колонистов создать нацию, подчиненную черному папству.
Но чтобы теология освобождения воплотилась в насилие, необходимое для разделения англоязычного мира, Англия должна была совершить акты тирании. О том, как это было сделано, несмотря на ошеломленного, растерянного и довольно безобидного молодого короля, пойдет речь в следующей главе.
Английский оригинал:
https://exploringrealhistory.blogspot.com/2019/09/part-4-rulers-of-evillorenzo-riccis.htmlНа главную страницу:
https://subjecthistory.livejournal.com/8135.html