Неста Вебстер, Тайные общества и подрывные движения, глава 9а. Баварские иллюминаты

Dec 20, 2020 00:35

Оглавление
Происхождение иллюминатов
Являются ли иезуиты вдохновителями иллюминатов?
Некий Кёльмер - вдохновитель Вейсгаупта
Оккультизм, как маскировка политических целей иллюминатов
Создатели иллюминатов

Вопрос о системе, которую в дальнейшем я буду называть "иллюминаты" имеет столь огромное значение для понимания современного революционного движения, что, хотя я уже подробно описала её в книге "Мировая революция" (1921), здесь этой теме необходимо посвятить отдельную главу, чтобы ответить на возражения, выдвинутые против моего предыдущего описания Ордена, а также показать её связь с ранними тайными обществами.

Авторы, которые сознательно или бессознательно пытаются ввести в заблуждение общественность относительно истинной природы и реального существования иллюминатов, делают следующие утверждения:

1. Дело против иллюминатов основывается исключительно на работах Джона Робисона, Огюстена Баррюэля [*] и более поздних католических авторитетов.
2. Все эти авторы неправильно истолковали или неверно процитировали иллюминатов, о которых следует судить только по их собственным работам.
3. На самом деле иллюминаты были совершенно безобидны и даже достойны похвалы.
4. Иллюминаты не имеют никакого значения, так как прекратили свое существование в 1786 году.

[*] Джон Робисон (1739-1805) - шотландский учёный, профессор Эдинбургского университета, первый генеральный секретарь Королевского общества Эдинбурга, бывший масон. Автор знаменитой книги "Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы" (1797).
Огюстен де Баррюэль (1741-1820) - французский аббат, иезуит, публицист, критик масонства и революции, разоблачал "иллюминатско-масонский заговор", направленный на свержение европейских монархий и католической церкви. Автор знаменитых "Мемуаров по истории якобинизма" (1797).

В настоящей главе я поочередно отвечу на все эти утверждения и одновременно продолжу исследование происхождения Ордена.

Происхождение иллюминатов
То, что Вейсгаупт не был создателем системы, которую назвал иллюминатами, будет очевидно каждому читателю настоящей работы. Фактически, все предыдущие главы этой книги были необходимы, чтобы показать исторические источники доктрин Вейсгаупта. Мы выяснили, что люди, стремящиеся к свержению существующего социального порядка и принятой религии, существовали с ранних времен, и что каиниты, карпократианцы, манихеи, батины, фатимиды и карматы предвосхитили многие идеи Вейсгаупта. Само происхождение слова "иллюминат" ведёт к манихеям: "Манихеи хвастаются тем, что получили просветление (illuminatos) с небес" (Баррюэль, том. 3. стр. 11, цитата из Готье) [494].

Именно в исмаилитской секте Абдуллы ибн Маймуна мы должны искать организационную модель Вейсгаупта. Ориенталист Сильвестр де Саси следующим образом описал исмаилитский способ вербовки прозелитов:

"Они начинали инициацию новых прозелитов постепенно и с большой осторожностью. Поскольку секта имела политические цели, ее интерес состоял прежде всего в том, чтобы набрать большое количество сторонников во всех слоях и классах общества. Поэтому необходимо было приспособиться к характеру, темпераменту и предрассудкам самых разных людей; ведь то, что приемлемо для одних, вызывает отвращение у других и может навсегда оттолкнуть третьих, менее смелых духом и более чутких совестью." [495]

Этот отрывок в точности описывает методы, изложенные Вейсгауптом своим "вкрадчивым братьям": необходимо проявлять осторожность при вербовке адептов, не раскрывать новичкам доктрины, которые могут их возмутить, "говорить иногда так, иногда эдак, чтобы настоящая цель оставалась неизвестной" представителям низших степеней Ордена.

Являются ли иезуиты вдохновителями иллюминатов?
Как эти восточные методы проникли к баварскому профессору Вейсгаупту? По мнению некоторых авторов, через иезуитов. Тот факт, что Вейсгаупт был воспитан иезуитами, дал их врагам аргумент в пользу того, что именно они были тайными вдохновителями иллюминатов. Большинство ошибок историка масонства Роберта Гулда [*] происхоят из этого аргумента; "Вейсгаупт", - пишет он, - "испытывал на себе непримиримую вражду иезуитов и был жертвой их постоянных интриг" [496]. На самом деле все было как раз наоборот, ибо, как мы увидим далее, именно Вейсгаупт постоянно интриговал против иезуитов. Однако то, что Вейсгаупт, в определенной степени опирался на иезуитские методы обучения, признает даже сам иезуит Баррюэль, который, цитируя Мирабо, говорит, что Вейсгаупта "больше всего восхищало в режиме иезуитов то, что под единым руководством они могли заставить множество людей, рассеянных по всему миру, стремиться к одной цели; он чувствовал, что можно скопировать их методы, придерживаясь диаметрально противоположных взглядов" [497]. В другом месте Баррюэль, основываясь на свидетельствах Мирабо, де Люше и фон Книгге, говорит: "Вейсгаупт, по-видимому, специально хотел уподобить режим его секты режиму религиозных орденов и, прежде всего, с режиму иезуитов, при котором адепт должен полностью отказаться от своей воли и суждения". Однако Баррюэль показывает "огромную разницу, между религиозным послушанием иезуитов и послушанием иллюминатов". Члены любого религиозного ордена знают, что голосу совести и Бога следует повиноваться больше, чем голосу начальства.

[*] Роберт Гулд (1836-1915) - военный, адвокат, выдающийся масон и историк масонства, автор 6-томной "Истории масонства" (1883-87), которая считается классической справочной работой по этому вопросу.

Ни один человек, в случае, если его начальство прикажет ему делать вещи, противоречащие мировоззрению христианина или хорошего человека, не будет следовать послушанию, которому он поклялся. Подобное исключение часто оговаривается во всех религиозных организациях, включая иезуитов. Им приказано повиноваться своим начальникам, но только в том случае, если они не видят греха в повиновении: "где не видно греха" (Конституция Иезуитов, часть 3, глава 1, параг. 2, том 1, Пражское издание). [498]

Безоговорочное повиновение и подчинение своей воли и суждения составляют основу военной дисциплины. Иезуиты, будучи в некотором смысле военным орденом, возглавляемым верховным генералом, связаны теми же обязательствами. Система Вейсгаупта была совершенно иной. В то время как солдаты и иезуиты, повинуясь своему начальству, хорошо осознают цель, к которой они стремятся, последователи Вейсгаупта, завербованные с помощью изощренных методов обмана, шли к цели, совершенно им неизвестной. Именно в этом, как мы увидим далее, заключается разница между честными и нечестными тайными обществами. Дело в том, что обвинение иезуитов в организации интриг за кулисами тайных обществ исходило главным образом от самих тайных обществ и, по-видимому, было уловкой, чтобы замести собственные следы. Никаких убедительных доказательств в поддержку их утверждений не было представлено. Иезуиты, в отличие от тамплиеров и иллюминатов, были просто подавлены в 1773 году без формального судебного разбирательства, и поэтому им не была предоставлена возможность ответить на выдвинутые против них обвинения, и их тайные уставы - если таковые существовали - не были раскрыты. Единственным документом, когда-либо представленным в доказательство этих обвинений, была "Monita Secreta", которая давно признана подделкой. В любом случае переписка иллюминатов является наилучшим оправданием иезуитов. Маркиз де Люше, который не был другом иезуитов, показывает абсурдность смешения целей иезуитов с целями масонов или иллюминатов и описывает эти три общества, как движимые совершенно разными целями. [499]

Во всех этих вопросах необходимо искать мотив. У меня нет личного интереса защищать иезуитов, но я спрашиваю: какие мотивы могли быть у иезуитов, чтобы формировать или поддержать заговор, направленный против тронов и алтарей? Мне отвечают, что иезуитов в то время заботили не троны и алтари, а лишь мирская власть; однако, даже принимая эту гипотезу, следует спросить: как можно было использовать эту власть, кроме как через троны и алтари? Разве не через князей и церковь иезуиты смогли оказать влияние на государственные дела? Как показали последующие события, в нерелигиозной республике вся власть духовенства была уничтожена. Истина в том, что иезуиты не только не поддерживали иллюминатов, но и были самыми грозными их противниками, единственной группой достаточно образованных людей, проницательных и хорошо организованных, чтобы перехитрить планы Вейсгаупта. Подавив иезуитов, старый режим, возможно, устранил единственный барьер, способный противостоять волне революции.

Вейсгаупт действительно ненавидел иезуитов [500] и взял от них только определенные методы дисциплины, обеспечения послушания и приобретения влияния на умы своих учеников, но его цели были совершенно другими.

Некий Кёльмер - вдохновитель Вейсгаупта
Откуда же Вейсгаупт черпал свое вдохновение? Именно здесь Баррюэль и Лекутель де Кантелеу [*] дают ключ, которого нет в других источниках. Они рассказывают, что в 1771 году некий ютландский купец по имени Кёльмер, проведший много лет в Египте, вернулся в Европу в поисках последователей тайной доктрины, основанной на манихействе, которой его обучили на Востоке. По пути во Францию он остановился на Мальте, где встретился с Калиостро и чуть не поднял восстание народа. После того как Кёльмер был изгнан с острова мальтийскими рыцарями, он отправился в Авиньон и Лион. Здесь он приобрел учеников среди иллюминатов и в том же году отправился в Германию, где встретился с Вейсгауптом, которого посвятил в тайны его учения. По словам Баррюэля, Вейсгаупт затем потратил пять лет на обдумывание своей системы, которую основал под названием "Иллюминаты" 1 мая 1776 года и принял иллюминатское прозвище "Спартак".

[*] Лекутель де Кантелеу - президент Совета старейшин, верхней палаты французского законодательного органа в период Директории, автор книги "Секты и тайные общества".

Кёльмер остаётся самым загадочным из всех загадочных людей своего времени. Невольно задаешься вопросом, не был ли он одним из тех евреев-кабалистов, выступавших в качестве тайных вдохновителей магов, оказавшихся в центре всеобщего внимания. Фамилия Кёльмер (Kölmer) вполне могла быть искажением хорошо известной еврейской фамилии Кальмер (Calmer). Лекутель де Кантелеу, однако, предполагает, что Кёльмер был никем иным, как Альтоласом, описанным Луи Фигье [*] как "Универсальный гений, почти божественный, о котором Калиостро рассказывал нам с большим уважением и восхищением. Этот Альтолас не был воображаемым персонажем. Римская инквизиция собрала множество доказательств его существования, так и не сумев установить, когда оно жил и умер, ибо Альтолас появился и исчез подобно метеору, что, согласно поэтической фантазии романтиков, позволило бы нам объявить его бессмертным" [501].

[*] Луи Фигье (1819-1894) - французский ученый и писатель, автор 4-х томного труда "История чудесного" (1860), посвящённого истории оккультизма.

Любопытно отметить, что современные оккультисты, придавая столь большое значение Сен-Жермену и легенде о его бессмертии, не упоминают об Альтоласе, который, по-видимому, был гораздо более интересной фигурой. Но, опять же, мы не должны забывать, что "Неизменное правило тайных обществ состоит в том, что настоящие авторы никогда не проявляют себя". Таким образом, если Кёльмер и Альтолас - это один и тот же человек, то он, по-видимому, был не евреем или кабалистом, а посвященным какого-то ближневосточного тайного общества, возможно, исмаилитом. Лекутель де Кантелеу описывает Альтоласа как армянина и говорит, что его система заимствована из Египта, Сирии и Персии. Это согласуется с утверждением Баррюэля о том, что Кёльмер пришел из Египта и что его идеи были основаны на манихействе.

Мы могли бы отбросить эти утверждения в сторону, как всего лишь гипотезы Баррюэля или Кантелеу, если бы труды иллюминатов не выдавали влияния некой секты, близкой к манихейству. Так, Спартак (Вейсгаупт) пишет Катону (Цваку) [*], что он думает "подогреть старую систему геберов и парсов" [502]. Следует помнить, что геберы были одной из сект, в которой, по словам Рейнхарта Дози [*], исмаилит Абдулла ибн Маймун нашел своих верных сторонников. Позже Вейсгаупт объяснит, что:

"Аллегория, в которую должны быть облачены мистерии и высшие степени, - это поклонение огню и философия Зороастра или древних парсов, которые в настоящее время сохранились лишь в Индии, поэтому в последующих степенях Орден называется "Поклонение огню", "Орден огня" или "Персидский орден" - то есть нечто великолепное, превосходящее все ожидания." [503]

[*] В своей переписке иллюминаты использовали иллюминатские прозвища, как правило имена известных личностей Древнего Рима и Греции, например Вейсгаупт имел прозвище Спартак; барон Книгге - Филон, барон Цвак - Катон, граф Мирабо - Сципион, книготорговец Николай - Лукиан, каноник Гертель - Мариус. Городам Европы иллюминаты дали кодовые названия, например Мюнхен назывался Афинами.
[*] Рейнхарт Дози (1820-83) - известный голландский ориенталист и исламовед, профессор истории Лейденского университета, иностранный член-корр. Петербургской Академии наук. Автор работ по истории арабов в Сев. Африки и Испании.

Кроме того, иллюминатами был принят персидский календарь. [504]

Оккультизм, как маскировка политических целей иллюминатов
Очевидно, что этот маскарад с зороастризмом был таким же надувательством, как и более поздний маскарад Вейсгаупта с христианством; об истинном учении Зороастра он не имеет ни малейшего представления. Но приведенный выше отрывок, несомненно, придаст оттенок теории о том, что система Вейсгаупта была частично основана на манихействе, то есть на извращенном зороастризме, переданном ему человеком с Востока, и о том, что методы батини и фатимидов, возможно, были переданы ему по тому же каналу. Отсюда необычайное сходство между планом организации Вейсгаупта и планом Абдуллы ибн Маймуна, который состоял скорее в политических интригах, чем в эзотерических спекуляциях. Таким образом, фразеология иудаизма, каббалистические легенды масонства и мистические фантазии мартинистов поначалу не играли никакой роли в системе Вейсгаупта. Ко всем формам теософии, оккультизма, спиритизма и магии Вейсгаупт не выражал ничего, кроме презрения, а к розенкрейцерам и иезуитами иллюминаты вообще относились как к врагам, которых необходимо обманывать на каждом шагу [505]. Поэтому ни одна разновидность степени Розенкрейцер не нашла своего места в системе Вейсгаупта.

Это правда, что "мистерии" играют большую роль во фразеологии Ордена - "Великие и малые мистерии" заимствованны из Древнего Египта, а высшие посвященные, украшенные такими титулами, как "Эпопт" и "Иерофант", взяты из Элевсинских мистерий. Однако собственные теории Вейсгаупта, похоже, не имеют никакого отношения к древним культам. Напротив, чем больше мы проникаем в его систему, тем очевиднее становится, что все используемые им формулы, происходящие из персидских, египетских или христианских религиозных источников, служат лишь маскировкой для чисто материальной цели - уничтожения существующего порядка общества. Единственный древний элемент в иллюминатстве - это дух разрушения, а также метод организации, заимствованный с Востока. Таким образом, иллюминатство знаменует собой совершенно новый поворот в истории европейских тайных обществ. Сам Вейсгаупт указывает на это как на одну из великих тайн Ордена. "Прежде всего", - пишет он Катону (Цваку): "самым тщательным образом охраняйте происхождение и новизну ⊙" [506]. И далее: "Величайшая тайна заключается в том, что эта вещь нова; чем меньше людей узнают о ней, тем лучше. Никто из Эйхштадтеров не знает этого, но готов поклясться, что эта вещь также стара, как Мафусаил". [507]

Эта претензия на открытие некоего источника древней мудрости - неизменная уловка адептов тайного общества; единственное, что никогда не раскрывается, - это личности, от которых вы получаете указания. Сам Вейсгаупт заявляет, что все это он почерпнул из книг путем кропотливого и неустанного труда. "Чего мне стоило читать, изучать, думать, писать, вычеркивать и переписывать!" - жалуется он Мариусу и Катону [508]. По словам Вейсгаупта, вся система является плодом его собственного гения без посторонней помощи, и высшее руководство находится только в его руках. Он вновь и вновь настаивает на этом пункте в своей переписке.

Создатели иллюминатов
Если бы Вейсгаупт был единственным автором иллюминатства, то в свете эффективности, достигнутой Орденом, он должен быть признан гением первой величины, но тогда трудно понять, почему столь гениальный человек никак не проявил себя в других областях и остался почти неизвестным потомству. Поэтому, представляется возможным, что, хотя, Вейсгаупт и был человеком больших организационных способностей и наделен экстраординарной хитростью, на самом деле не был единственным автором иллюминатства, а принадлежал к группе, которая, признавая его таланты и ценность неустанной деятельности, передала руководство в его руки. Давайте рассмотрим эту гипотезу в свете документа, который не был мне известен, когда я писала предыдущее исследование об иллюминатах.

Баррюэль указал, что величайшая ошибка Робисона заключалась в том, что он описал иллюминатство как возникшее из масонства, поскольку Вейсгаупт стал масоном только после основания своего Ордена в 1776 году. Верно, Вейсгаупт был официально принят в масонство только в 1777 году, когда был посвящен в первую степень в ложе "Теодор де Бон Консейль" в Мюнхене. С этого времени он был постоянно занят попытками узнать больше о тайнах масонства, одновременно претендуя на высшее знание.

Однако нельзя быть уверенным в том, что внутренний круг ложи "Теодор", возможно, не был первым, куда пытался проникнуть Вейсгаупт, который все это время был бессознательным агентом. Очень любопытный свет на этот вопрос проливают Мемуары Мирабо.

В своих книгах "Французская революция" и "Мировая революция" я процитировала общепринятое мнение о том, что Мирабо, уже будучи масоном, был принят в Орден иллюминатов во время своего визита в Берлин в 1786 году. На что Артур Уэйт [*] ответил: "Все, что говорится о Мирабо, его визите в Берлин и его заговоре с целью иллюминации французского масонства, может быть изложено в одном предложении: нет доказательств того, что Мирабо когда-либо был масоном." [509] Утверждение Уэйта также можно выразить одним предложением: "это чистая выдумка". Прерогатива мистера Уэйта состоит в том, чтобы отрицать все неудобное для него. Доказательства того, что Мирабо был масоном, основаны не только на Баррюэле. М. Барту в своей книге "Жизнь Мирабо" ссылается на это как на общеизвестный факт и сообщает, что в доме Мирабо была найден документ, описывающий новый порядок, который будет внедрен в масонство. Этот документ в полном объёме можно найти в Мемуарах Мирабо, где говорится, что:

"Мирабо рано вступил в ассоциацию масонства. Благодаря этой принадлежности он был аккредитован в голландской ложе, и кажется, либо спонтанно, либо в ответ на просьбу, он подумал о том, чтобы предложить организацию, план которой у нас есть, написанный не его рукой, а рукой переписчика. Эта работа, похоже, принадлежала Мирабо; в ней можно найти все его мнения, его принципы и его стиль." [510]

[*] Артур Уэйт (1857-1942) - известный британский мистик, оккультист, масон, автор авторитетных трудов на оккультную и эзотерическую тему, среди них - "Новая энциклопедия масонства" (1921). Он был первым, кто попытался систематически изучить историю западного оккультизма, показав его как духовную традицию.

Эта работа была напечатана в полном объеме под названием: "Мемуары, касающиеся тесной связи, которая должна быть создана в Ордене масонства, чтобы вернуть его к своим истинным принципам и направить его на благо человечества, составленные в 1776 году Ф. Ми, которого в настоящее время зовут Аркесиласом".

Поскольку Мемуары слишком объёмные, чтобы воспроизводить их здесь полностью, резюме М. Барту поможет вам составить представление о его содержании [511]:

"Он [Мирабо] с юности был масоном. Среди его бумаг была найдена рукопись, написанная рукой писца международной организации масонства, которую, без сомнения, он продиктовал в Амстердаме. Этот проект содержит взгляды на солидарность людей, на преимущества обучения и на исправление системы правления и законодательства, намного превосходящие его взгляды, изложенные в 'Эссе о деспотизме' (1772). Разум Мирабо созрел. Обязанности, которые он наметил для братьев высшего ранга, составляют целый план реформ, которые в некоторых частях напоминают работу, проделанную позже Учредительным [собранием]: отмена повинностей на земле и права мертвой руки, отмена барщины, рабочих гильдий и мастеров, таможенных и акцизных сборов, уменьшение налогов, свобода религиозных убеждений и печати, ликвидация специальной юрисдикции. Для достижения этих целей Мирабо обращается к опыту иезуитов: Хотя у нас совершенно противоположные цели, - говорит он, - мы можем и должны использовать во благо те же средства, которые иезуиты использую во зло." [512]

[*] Право мёртвой руки - средневековая норма феодального права, существовавшая в странах Западной и Центральной Европы, согласно которому феодал имел право изъять после смерти крестьянина часть его имущества или её стоимость в деньгах. Это право основывалось на личной зависимости крестьян и до XI века.

В этих мемуарах Мирабо не упоминает Вейсгаупта, но в своей "Истории монархической Пруссии" он дает хвалебный отзыв о Баварских иллюминатах, называя Вейсгаупта по имени и показывая, что его Орден возник из масонства. Этот отчет полностью соответствует Мемуарам, которые Мирабо написал в 1776 году, то есть в тот самый год, когда был основан Орден иллюминатов:

"Ложа Теодора де Бон Консейля в Мюнхене, где было несколько человек с умом и сердцем, устала от пустых обещаний и ссор. Главы решили присоединить к своему филиалу еще одну тайную ассоциацию, которой они дали название Орден иллюминатов. Они смоделировали его по образцу Общества Иисуса (иезуитов), но с диаметрально противоположными взглядами."

Затем Мирабо говорит, что главной целью Ордена было улучшение существующей системы правления и законодательства, что одним из его фундаментальных правил было не допускать "ни одного принца, какими бы ни были его добродетели" [513], что он предлагал отменить:

"Рабство крестьян, рабство людей на земле, право мертвой руки и все обычаи и привилегии, унижающие человека, барщину при условии равноправного эквивалента, все гильдии, все тяготы, налагаемые таможней на промышленность и торговлю, акцизные сборы и налоги, ... обеспечить всеобщую терпимость ко всем религиозным взглядам, ... изгнать суеверия, поддержать свободу прессы и т.д." [514]

Из всего этого мы видим, что Мирабо стал иллюминатом не в 1786 году, как я предполагала до обнаружения этого документа, но с самого начала состоял в Ордене как один из его основателей, сначала под иллюминатским прозвищем "Аркесилас", а затем под прозвищем "Леонидас". Таким образом, Мемуары, найденные в доме Мирабо, были не чем иным, как программой иллюминатов, разработанной им в сотрудничестве с внутренним кругом масонов, принадлежащих к ложе Теодора. Переписка иллюминатов на самом деле содержит несколько ссылок на внутреннее круг под названием "Тайный капитул ложи святого Теодора", который Вейсгаупт, после своего посвящения в масонство, рекомендует полностью подчинить контролю иллюминатов. Вполне вероятно, что Вейсгаупт был в контакте с этим тайным капитулом до своего официального вступления в ложу.

Таким образом, невозможно выяснить, возникли ли идеи иллюминатства в "Тайном капитуле ложи св. Теодора" независимо от Вейсгаупта, или же они были принесены в ложу Теодора Вейсгауптом после указаний, данных ему Кёльмером; но в любом случае есть некое подтверждение мнения Робисона о том, что иллюминатство возникло в масонстве, или, вернее, в группе масонов, чьи цели не совпадали с общими целями масонства.

К части Б главы 9
Список литературы (1-436)
Список литературы (437-872)
К Содержанию

тайные общества

Previous post Next post
Up