Оглавление
Цели создателей иллюминатов Странная поддержка иллюминатов масонами Англии Иллюминаты и масонство Вейсгаупт внедряет в масонство "чужого" Идеализм иллюминатов Политическая теория Вейсгаупта Разум, как религия иллюминатов Уловки иллюминатов для получения контроля над масонством и христианствомЦели создателей иллюминатов
Каковы были эти цели? План социальных и политических "реформ", который, как указывает Барту, во многом напоминал работу, проделанную позднее Учредительным собранием во Франции. Это признание имеет огромное значение. Другими словами, программа, осуществленная Учредительным собранием Франции в 1789 году, была в значительной степени сформулирована в ложе немецких масонов, которые составили ядро иллюминатов в 1776 году. И после этого нам говорят, что иллюминаты не оказал никакого влияния на Французскую революцию!
Нам могут возразить, что указанные здесь реформы были достойны восхищения. Действительно, отмена барщины, права мёртвой руки и крепостничества встретили одобрение всех здравомыслящих людей, включая самого короля Франции. Но что насчет отмены профессиональных гильдий и корпораций, осуществлённой печально известным Лои Шапелье в 1791 году, указом, который сегодня признан одним из самых странных аномалий Революции? Опять же, в чьих интересах были отменены таможенные и акцизные пошлины Франции? В чьих интересах была установлена абсолютная и неограниченная свобода прессы и религиозных убеждений? Выгоды, которые эти меры принесли французскому народу, были проблематичными, и нет никаких сомнений в их полезности для людей, которые, подобно Фридриху Великому, хотели разрушить Францию и франко-австрийский союз с помощью клеветы на Марию-Антуанетту, или, подобно Мирабо, надеялись совершить революцию, или, подобно Вольтеру, хотели устранить все препятствия на пути распространения антихристианской пропаганды.
Поэтому отнюдь не исключено, что Вейсгаупт сначала был агентом более опытных заговорщиков, чьи чисто политические цели были замаскированы планом социальных реформ, видевшие в баварском профессоре умного организатора, которого можно было использовать для реализации своих планов.
Так это было или нет, но факт остается фактом, с тех пор, как Вейсгаупт взял на себя управление Орденом, план "социальной реформы", описанный Мирабо, полностью исчез, поскольку в трудах иллюминатов мы не находим ни слова о каком-либо плане улучшения положения людей, и иллюминатство становится просто системой анархической философии. Французский историк Анри Мартин превосходно резюмировал систему, разработанную Спартаком (Вейсгауптом):
"Вейсгаупт превратил в абсолютную теорию человеконенавистнические насмешки Руссо по поводу изобретения собственности и общества. Игнорируя четко сформулированное заявление Руссо, о невозможности подавления собственности и общества после того как они были созданы, он предложил в качестве цели иллюминатов отменить собственность, общественную власть и национальность и вернуть человечество к тому счастливому состоянию, в котором оно образовало бы одну семью без искусственных потребностей, без бесполезных наук, где каждый отец будет священником и судьей своей семьи. Священник неизвестно какой религии, ибо, несмотря на его частые призывы к Богу Природы, многие признаки приводят нас к выводу, что у Вейсгаупта, как и у Дидро и Гольбаха, не было другого Бога, кроме Природы. Из доктрины Вейсгаупта естественным образом вытекает немецкое ультрагегельянство и система анархии, разработанная недавно во Франции, чья физиономия предполагает иностранное происхождение." [515]
Это краткое изложение целей иллюминатов, полностью поддерживающее точку зрения Баррюэля и Робисона, подробно подтверждает социалист-вольнодумец XIX века Луи Блан, который в своей замечательной главе о "Мистике революционеров" называет Вейсгаупта "Одним из самых глубоких заговорщиков, который когда-либо существовал". [516] Социалистка и близкая к масонам Жорж Санд писала о "европейском заговоре иллюминатов" и огромном влиянии тайных обществ "мистической Германии". Таким образом, утверждение, что Баррюэль и Робисон были единственными, кто провозгласил опасность иллюминатства, является преднамеренным искажением истины, и трудно понять, почему английские масоны позволили ввести себя в заблуждение по этому вопросу.
Странная поддержка иллюминатов масонами Англии
Так например, "Масонская Циклопедия" масона Кеннета Маккензи отмечает, что иллюминаты "были, как правило, людьми строгой морали и гуманности, а идеи, которые они стремились привить, нашли всеобщее признание в наше время". Масон Уильям Престон в своих "Иллюстрациях масонства" изо всех сил старается скрыть недостатки Ордена иллюминатов. Даже историк масонства Роберт Гулд посвятил основателю иллюминатов поразительное оправдание, описав Вейсгаупта как жертву иезуитских интриг:
"Он задумал сразиться со своими врагами их собственным оружием и сформировать общество молодых людей, увлеченных делом человечества, которые должны постепенно научиться работать как один человек для достижения одной цели - уничтожения зла и приумножения добра в этом мире. К сожалению, он бессознательно впитал самую пагубную доктрину, согласно которой цель оправдывает средства, и весь его план раскрывает последствия его юношеского учения. Сам этот человек был бесхитростным, не разбирался в людях, знал их только по книгам. Ученый профессор, энтузиаст, который в своей невинности избрал неверный курс, и ошибки его ума тяжело отразились на его памяти, несмотря на редкие качества сердца." [517]
Можно только сделать вывод, что это странное оправдание Ордена иллюминатов, резко враждебного целям масонства, проистекает из незнания истинной природы иллюминатства. Чтобы судить об этом, необходимо обратиться к трудам самих иллюминатов:
1. Некоторые оригинальные сочинения Ордена Иллюминатов (Мюнхен, 1787).
2. Дополнение к оригинальным трудам (Мюнхен, 1787).
3. Последняя работа Спартака и Филона в Ордене иллюминатов (Мюнхен, 1794).
Все это содержится в переписке и бумагах Ордена, которые были изъяты баварским правительством в домах двух его членов, Цвака и Бассуса, и опубликованы по приказу курфюрста. Подлинность этих документов никогда не отрицалась даже самими иллюминатами. Вейсгаупт в своей опубликованной защите пытался объяснить только самые компрометирующие отрывки. Более того, издатели документов иллюминатов осторожно заявляют в начале первого тома: "Те, у кого могут возникнуть какие-либо сомнения в подлинности этой коллекции, могут явиться в Секретный архив, где по запросу им будут представлены оригиналы документов". Эта предосторожность сделала невозможным любой спор.
Отложив в сторону Баррюэля и Робисона, обратимся теперь к свидетельствам и писаниям самих иллюминатов, чтобы выяснить, заслуживают ли они похвалы и является ли клеветой то, что сообщили об их Ордене Баррюэль и Робисон. Начнем с отношения иллюминатов к масонству.
Иллюминаты и масонство
С момента вступления Вейсгаупта в масонство все его поведение было нарушением масонского кодекса. Вместо того чтобы продвигаться общепринятым путем последовательных ступеней посвящения, он решил выведать тайны масонства, а затем обратить их в пользу своей системы. Примерно через год после своего посвящения Вейсгаупт пишет Катону (Цваку): "Мне удалось получить глубокое представление о тайне масонов. Я знаю все их цели и расскажу об этом в нужное время на собрании одной из высших степеней." [518].
Затем Катону было поручено выведать другие тайны через итальянского масона, аббата Маротти, о которых тот победно записал в своем дневнике:
"В беседе с аббатом Маротти о масонстве, последний объяснил мне секрет, основанный на древней религии и истории церкви, и раскрыл мне все высшие степени, вплоть до шотландских. Я сообщил об этом Спартаку (Вейсгаупту)." [519]
Спартак, однако, не впечатленный этим сообщением, сухо ответил: "Я сомневаюсь, что вы знаете цель масонства. Я сам включил понимание этой структуры в свой план, но приберег его для более поздних степеней." [520]
Вейсгаупт внедряет в масонство "чужого"
Затем Вейсгаупт решает, что все иллюминатские "ареопаги" (члены внутреннего круга иллюминатов) должны принять первые три степени масонства [521]. Он пишет:
"У нас будет своя масонская ложа. Мы будем считать её своим питомником. Некоторым из масонов [питомника] мы не сразу откроем, что мы представляем нечто большее, чем просто масонство. При каждом удобном случае мы будем прикрываться этим [масонством]. Все те, кто не подходят для нашей работы, должны оставаться в масонской ложе [питомнике] и продвигаться в ней, ничего не зная о всей системе." [522] [*]
[*] Иерархия степеней Ордена иллюминатов имела следующий вид:
Первый класс (Питомник)
1. Приготовительная тетрадь (Initiate).
2. Послушник (Novice).
3. Минервал (Minerval).
4. Младший иллюминат (Illuminatus Minor).
Второй класс (Масоны)
5. Ученик (Apprentice).
6. Подмастерье (Fellow).
7. Мастер (Master).
8. Старший иллюминат/Шотландский послушник (Illuminatus Major).
9. Шотландский рыцарь (Illuminatus Dirigens).
Третий класс (Таинства)
Малые таинства
10. Священник (Priest).
11. Князь (Prince).
Большие таинства
12. Маг (Magus).
13. Король (King).
Виктор Спаров, Полная история тайных обществ, глава Баварские Illuminati. Система степеней Ордена иллюминатов, разработанная членом ордена, немецким дипломатом, бароном Адольфом фон Книгге (прозвище Филон), благодаря которому иллюминаты смогли интегрировать в свою систему континентальные масонские ложи.
Далее мы увидим, что этот план тайного внутреннего круга, скрытого внутри масонства, сохраняется до наших дней.
Однако, Вейсгаупт признает, что прошлое масонства вызывает у него недоумение, и настоятельно призывает иллюмината Порция узнать больше об этом вопросе у аббата Маротти: "Посмотрите, сможете ли вы через него узнать реальную историю, происхождение и первых основателей масонства, ибо только в этом я все еще не определился." [523]
Но именно в иллюминате Филоне, бароне фон Книгге, масоне и члене ложи "Строго соблюдения", в которой он был известен как "Рыцарь лебедя", Вейсгаупт нашёл своего самого эффективного сыщика. Так, Филон пишет Спартаку:
"Нынче в Касселе я нашел лучшего человека, с которым могу нас поздравить, - это Мавийон, великий магистр одной из Королевских лож Йорка. Так что с ним в наших руках оказалась вся ложа. Он получил там все свои жалкие степени." [524]
[*] Строгое Соблюдение - масонский орден Германии XVIII века, действовавший на основе Устава Строгого соблюдения. Около 1755 г. барон Карл фон Хунд ввел в Германии новый Шотландский устав, который он впоследствии переименовал в "Исправленное масонство", а после 1764 г. - в Строгое Соблюдение.
Устав был основан на "масонстве тамплиеров". Его основатели утверждали, что тамплиеры были масонами, и что пришло время объявить об этом миру, поэтому тамплиерам следует вернуть его прежние владения и полномочия. Кроме того, устав обращался к немецкой национальной идее, что привлекало людей не дворянского происхождения. Строгое Соблюдение концентрировалось на реформе масонства и ликвидации в ложах оккультных наук ради создания в масонстве сплоченности и однородности благодаря соблюдению строгой дисциплины и исполнения должностных обязанностей. По неофициальной информации, устав управлялся "высшими неизвестными".
Со временем среди членов ордена начало расти недовольство из-за того, что их не допускали к тайнам высших неизвестных (вознесенных мастеров, которые как утверждалось, были жрецами тамплиеров), что привело к потере интереса к ордену. Другой причиной ослабления ордена было его несоответствие масонским принципам и целям. Форма управления была непрозрачна и концентрировалась вокруг высших неизвестных, в существовании которых многие сомневались, а всё, что передавалось членам ордена от их имени, было плодом фантазий самого фон Хунда, после смерти которого в 1776 г. работы в ордене прекратилась.
В 1782 г. орден был реорганизован герцогом Брауншвейгским Фердинандом, который был избран гроссмейстером. 3 июля 1792 г. принц Фердинанд умер, и орден умер вместе с ним, за исключением Франции и Дании.
Источники:
Википедия, Устав Строгого соблюдения.
Burton Bennett, The Strict Observance.
Неудивительно, что Вейсгаупт затем радостно восклицает: "Филон делает больше, чем мы все ожидали, и он тот человек, который в одиночку доведет все до конца." [525] Затем Вейсгаупт пытается получить "Конституцию" из Лондона, очевидно, безуспешно, а также пытается увести ложу Теодора в Мюнхене из-под контроля Берлина, чтобы поставив её под свой контроль, так что "весь тайный капитул [ложи] будет подчинен нашему ⊙ [Ордену], предоставьте все этому и ждите дальнейших степеней только от этого". [526]
Во всем этом Вейсгаупт проявляет себя не только интриганом, но и шарлатаном, изобретающим тайны и степени, чтобы обмануть доверчивость своих последователей. "Мистерии, или так называемые тайные истины, действуют лучше всего", - пишет он иллюминату по прозвищу Филиппо Строцци, - "но доставляют мне много хлопот" [527]. Поэтому, хотя он искренне презирает масонство, теософию, розенкрейцерство и любого рода мистицизм, его связь с Филоном приводит его к пониманию полезности всего этого как приманки, и он позволяет Филону составлять планы получения степени Шотландского рыцаря. Но результат был плачевен, сочинение Филона, "Полутеософский дискурс и объяснение иероглифов" Вейсгаупт охарактеризовал как тарабарщину. [528]
Вейсгаупт пишет: "Филон полон глупостей, которые выдают его маленький ум. Стоит ли Старшему иллюминату добиваться жалкой [масонской] степени Шотландского рыцаря, а Священнику иллюминатов - столь же жалкой [масонской] степени Регента? Но я уже составил еще четыре степени, по сравнению с худшей из которых, степень Священника будет детской забавой, но я никому об этом не расскажу, пока не увижу, как все пойдет." [529]
Таким образом, очевидно вероломство иллюминатов по отношению к масонам. Даже Жан Мунье, который пытался опровергнуть Баррюэля на основании информации, предоставленной ему иллюминатом Боде, признает их двуличие в этом отношении. Мунье пишет следующее:
"Вейсгаупт познакомился с ганноверским бароном фон Книгге, известным интриганом, долгое время занимавшимся шарлатанством масонских лож. По его совету к старым степеням были добавлены новые, и было решено извлечь выгоду из масонства, несмотря на глубокое презрение к нему. Для этого они решили добавить к степеням иллюминатов [масонские] степени Ученика, Товарища по ремеслу, Мастера масона и Шотландского рыцаря, а после этого хвалиться тем, что владеют настоящими тайнами масонов, а затем заявить, что иллюминатсво является истинным древним масонством."
"Документы иллюминатов, изъятые и опубликованные в Баварии", - продолжает Мунье, показывают, что "хотя иллюминаты использовали формы масонства, они считали масонство ребяческим абсурдом, а, кроме того, терпеть не могли розенкрейцеров." Мунье, как хороший ученик Боде, придерживается того же мнения и сожалеет о наивности масонов, которые, "подобно детям, играющим в часовне, проводят большую часть времени в своих ложах".
Почему же, зная всё это, британские масоны очерняют Робисона и Баррюэля за их разоблачение иллюминатов? В отличие от британцев, американец Макки, будучи последовательным масоном, проявляет мало сочувствия к этому предателю в масонском лагере. "Вейсгаупт, - пишет он, - "был радикалом в политике и неверующим в религии, он организовал свою ассоциацию скорее, чтобы возвеличить себя, а не для ниспровержения христианства и общественных институтов". В сноске он добавляет, что "Доказательства заговора Робисона содержат прекрасное изложение природы этого псевдомасонского института". [530]
Истина заключается в том, что Вейсгаупт был одним из величайших из когда-либо существовавших врагов британского масонства, и настоящие масоны не принесут себе никакой пользы, защищая его или его гнусную систему.
Давайте теперь посмотрим, можно ли иллюминатов считать благородными идеалистами, стремящимися к благополучию человечества.
Идеализм иллюминатов
Линия защиты, принятая апологетами иллюминатов, состоит в том, чтобы цитировать замечательные принципы, исповедуемые Орденом, "прекрасные идеи", пронизывающие их труды, и показывать, какие замечательные люди были среди них.
На первый взгляд иллюминаты кажутся достойными восхищения. Нет ничего проще, чем найти бесчисленные отрывки в их писаниях, дышащие духом высочайшего устремления, и, конечно, среди покровителей Ордена было много превосходных людей. Все это просто выставочный товар лидера тайного общества, как спонсора мошеннической компании, для которого в первую очередь важны блестящий рекламный проспект и длинный список уважаемых покровителей, ничего не знающих о внутренней работе концерна. Эти методы, применявшиеся еще в IX веке Абдуллой ибн Маймуном, в значительной степени вписываются в политику Фридриха Великого, Вольтера и его "братьев" по философии или масонству.
Сходство между перепиской Вейсгаупта и перепиской Вольтера и Фридриха Великого поразительно. Они выражают уважение к христианству, одновременно работая над его уничтожением. Например, в одном из писем к д'Аламберу Вольтер выражает ужас по поводу публикации антихристианской памфлета "Завещание Жана Мелье" [531], а в другом - призывает д'Аламбера распространить этот памфлет по всей Франции [532]. Вейсгаупт в целом старается показать лицо доброжелательного философа и даже христианского евангелиста и только в моменты, когда он сбрасывает маску, за ней показывается ухмыляющийся Сатир.
Поэтому в опубликованных уставах иллюминатов вы не найдёте никаких намеков на подрывные намерения; в их "Обязательстве" прямо говорится, они "ничего не предпринимают против государства, религии или морали".
Политическая теория Вейсгаупта
И все же какова реальная политическая теория Вейсгаупта? Она - не что иное, как современная система анархии, в которой человек должен сам управлять собой, а с правителями следует постепенно покончить. Он осторожно осуждает все идеи насильственной революции - этот процесс должен осуществляться самыми мирными методами. Давайте посмотрим, как мягко он подводит к окончательному выводу:
"Первая стадия в жизни человечества - это дикость, грубость, на этой стадии семья является единственным обществом, а голод и жажда легко утоляются, и человек в полной мере наслаждается двумя самыми прекрасными благами - равенством и свободой. В этих условиях хорошее здоровье было его обычным состоянием. Счастливые люди, которые еще не были достаточно просвещены, чтобы потерять душевное спокойствие и осознать основные пружины и причины наших страданий - любовь к власти, зависть, болезни и прочие результаты воображения."
Затем Вейсгаупт описывает, каким образом человек выпал из этого примитивного состояния счастья:
"По мере того как семьи увеличивались, средств к существованию стало не хватать, кочевая жизнь прекратилась, появилась собственность, мужчины прочно утвердили себя, и благодаря сельскому хозяйству семьи сблизились, развился язык, и благодаря совместной жизни люди начали сравнивать себя друг с другом и т.д. Именно здесь появилась причина падения свободы; равенство исчезло. Человек почувствовал новые, неизвестные потребности." [533]
Так, люди стали зависимыми, словно несовершеннолетние, под опекой королей. Человек должен достичь своего совершеннолетия и стать самоуправляемым:
"Почему невозможно, чтобы человечество достигло своего высшего совершенства, способности управлять собой? Зачем нужно быть ведомым тому, кто знает, как себя вести?" [534]
Затем люди должны научиться быть независимыми не только от королей, но и друг от друга:
"Тот, кто нуждается в другом, начинает зависеть от него и отказывается от своих прав. Довольствоваться малым - это первый шаг к свободе; поэтому дикари и наиболее просвещенные, возможно, единственные свободные люди. Искусство все более и более ограничивать свои потребности - это в то же время искусство достижения свободы." [535]
Затем Вейсгаупт показывает, как появилось зло патриотизма:
"С возникновением наций и народов мир перестал быть большой семьей, единым царством: великие узы природы были разорваны.... Национализм занял место человеческой любви.... Стало добродетелью возвеличивать свое отечество за счет тех, кто к нему не принадлежит, в качестве средства достижения этой узкой цели разрешается презирать и обманывать иностранцев или даже оскорблять их. Эта добродетель называлась патриотизмом." [536]
И поэтому, следует ограничить привязанность к своим согражданам, членам своей семьи и даже к себе:
"Так возникли патриотизм, местничество, семейный дух и, наконец, эгоизм... Уменьшите патриотизм, тогда люди снова научатся видеть друг друга такими, какие они есть, их зависимость друг от друга ослабнет, а узы союза расширятся." [537]
Далее мы увидим, что теория Вейсгаупта в действительности была новой интерпретацией древней тайной традиции, относящейся к падению человечества и утрате его первобытного счастья; но в то время как древние религии учили надежде на Искупителя, который вернёт человечество в его прежнее состояние, Вейсгаупт считает, что человек сам способен себя восстановить. "Люди", - замечает он, - "больше не любят всех людей, а только определённых. Слово совершенно утеряно." [538] Таким образом, в масонской системе Вейсгаупта "потерянным словом" является "человек", и его восстановление интерпретируется идеей о том, что человек должен снова обрести себя. Далее Вейсгаупт показывает, как "должно осуществляться искупление человечества":
"Эти средства, представляющие собой тайные школы мудрости, издавна были архивами Природы и прав человека; с их помощью человек будет спасен от своего падения, князья и народы исчезнут без насилия, человечество станет одной семьей, а мир станет обителью разумных людей. Только мораль способна незаметно вызвать это изменение . Каждый отец семейства будет священником и неограниченным господином своей семьи, как в прежние времена Авраам и патриархи, и Разум станет единственным кодексом Человека. Это одна из наших величайших тайн." [539]
Полностью устраняя всякую идею Божественной силы вне человека и обрамляя свою систему чисто политическими рамками, Вейсгаупт старается не шокировать своих последователей открытым отрицанием христианских доктрин; напротив, он на каждом шагу взывает к Христу, иногда в таких красивых словах, что возникает соблазн поверить в его искренность. Так он пишет:
"Этот наш великий и незабвенный Учитель, Иисус из Назарета, явился в то время, когда мир погрузился в разврат. Первые последователи Его учения - не мудрецы, а простые люди, избранные из низшего класса людей, чтобы показать, что Его учение может быть понято всеми классами людей. Он претворяет это учение посредством безупречной жизни, подтверждая его своей кровью и смертью. Он показал два закона, ведущих к спасению: любовь к Богу и любовь к ближнему; большего Он ни от кого не просит." [540]
Даже лютеранский пастор не мог бы выразиться лучше. Но нужно изучить сочинения Вейсгаупта в целом, чтобы понять истинную меру его веры в учение Христа.
Разум, как религия иллюминатов
Как мы уже видели, первой идеей Вейсгаупта было сделать поклонение Огню религией иллюминатства; эксплуатация для этой цели христианства, по-видимому, было более поздней идеей. Очевидно, Вейсгаупт, как и другие, обнаружил, что христианство легче поддается подрывным идеям, чем любая другая религия. И в последующих отрывках мы видим, как он использует старую уловку, изображая Христа коммунистом и адептом тайного общества. Так, он объясняет, что "если Иисус проповедует презрение к богатству, то Он хочет научить нас разумному его использованию и подготовить нас к предложенной Им общности благ" [541], в которой, как позже добавляет Вейсгаупт, Он жил со своими учениками. [542] Но это тайное учение известно только посвященным:
"Никто ... так искусно не скрывал высокого смысла своего учения, и никто, наконец, так уверенно и легко не направлял людей на путь свободы, как наш великий учитель Иисус из Назарета. Этот тайный смысл и естественные последствия своего учения Он полностью скрыл, поскольку у Иисуса было тайное учение, как мы видим более чем в одном месте Священного Писания." [543]
Таким образом, Вейсгаупт ухитряется дать чисто политическую интерпретацию учению Христа:
"Тайна, сохраненная посредством 'Секрета Обучения', и цель, проявляющаяся во всех Его словах и делах, состоит в том, чтобы вернуть людям их первоначальную свободу и равенство.... Теперь можно понять, насколько Иисус был Искупителем и Спасителем мира." [544]
Таким образом, миссия Христа заключалась в том, чтобы с помощью Разума сделать людей способными к свободе [545]: "Когда, наконец, Разум станет религией человека, проблема будет решена". [546]
Уловки иллюминатов для получения контроля над масонством и христианством
Далее Вейсгаупт показывает, что масонство можно истолковать таким же образом. Тайная доктрина, скрытая в учении Христа, была передана посвященным, которые "скрыли себя и свою доктрину под покровом масонства" [547], и в длинном объяснении масонских иероглифов он указывает на аналогии между легендой о Хираме и историей Христа. "Тогда я говорю, что Хирам - это Христос", и после объяснения одной из причин этого утверждения добавляет: "Я многое смог объяснить, хотя не могу удержаться от смеха над этим объяснением". [548] Затем Вейсгаупт переходит к дальнейшим интерпретациям изобретённого им масонского ритуала и заканчивает словами: "Можно будет показать еще несколько сходств между Хирамом и жизнью и смертью Христа или попытаться притянуть их за волосы" [549]. Вот вам и уважение Вейсгаупта к великой легенде масонства!
Далее Вейсгаупт констатирует: "Масонство - это скрытое христианство, по крайней мере, мои объяснения иероглифов идеально соответствуют этому; и в том, как я объясняю христианство, никому не нужно стыдиться быть христианином, потому что я убираю слово [Христианство] и заменяю его Разумом" [550].
Но это, конечно, только секрет того, что Вейсгаупт называет "настоящим масонством" [551] в отличие от официального объяснения, которое он считает профанным: "Если бы благородные и избранные не остались на заднем плане, то в человечестве вспыхнула бы новая порочность, и регенты, священники и масоны изгнали бы Разум с земли." [552].
Таким образом, в масонской системе Вейсгаупта планы Ордена в отношении религии доверяются не простым масонам, а только иллюминатам. В рубрике "Высшие тайны" Вейсгаупт пишет следующее:
"Человек, который ни на что не годен, не продвинется дальше [масонского] Шотландского рыцаря. Однако, если он особо усердный координатор, наблюдатель и работник, он станет Священником [иллюминатов]... Если среди этих [Священников] найдутся люди с высоким интеллектом, они станут Магами [иллюминатов]. Они собирают и упорядочивают высшую философскую систему и работают над Народной Религией, которую Орден затем передаст миру. Если эти высокие гении также смогут править миром, то они станут Регентами [иллюминатов]. Это последняя [иллюминатская] степень." [553]
Иллюминат Филон (фон Книгге) также проливает интересный свет на религиозные замыслы иллюминатов. В письме Катону (Цваку) он объясняет необходимость разработки системы, которая удовлетворит как религиозных фанатиков, так и вольнодумцев: "Чтобы воздействовать на оба эти класса людей и объединить их, мы должны найти объяснение христианской религии, сделать её тайной масонства и превратить её в нашу цель" [554]. Филон продолжает:
"Затем мы скажем: Иисус не хотел создать новую религию, а хотел лишь восстановить в старых правах естественную религию и разум. Тем самым он хотел объединить людей в великое универсальное сообщество и посредством распространения более мудрой морали, просвещения и борьбы с предрассудками сделать их способными к самоуправлению; поэтому тайный смысл его учения состоял в том, чтобы без революции привести людей к всеобщей свободе и равенству. В Библии есть много отрывков, которые можно использовать и объяснить, и поэтому все ссоры между сектами прекратятся, если можно найти разумный смысл в учении Иисуса - будь то правда или нет. Но поскольку эта простая религия была впоследствии искажена, то эти учения были переданы нам через Тайное Обучение и, наконец, через масонство, поэтому все масонские иероглифы могут быть объяснены этой целью. Спартак (Вейсгаупт) собрал очень хорошие данные для этого, и я добавил к ним, так что у меня готовы обе степени.
Сегодня, когда люди видят, что мы единственные настоящие и истинные христиане, мы можем сказать еще несколько слов против священников и князей, но я так преуспел, что после предыдущих испытаний я могу принимать в этой степени понтификов и королей. Затем в высших мистериях мы должны а) раскрыть благочестивый обман и б) выявить во всех писаниях происхождение религиозной лжи и их связь." [555]
Эта уловка настолько удалась, что Спартак торжествующе пишет:
"Вы не представляете, какое внимание и сенсацию вызывает наша степень Священника. Самое замечательноето, что великие протестантские и реформатские богословы, принадлежащие к ⊙ [Ордену иллюминатов], все еще верят, что религиозное учение, передаваемое в нем, содержит истинный и подлинный дух христианской религии. О люди, есть ли что-либо, в чем вас нельзя было бы убедить? Я никогда не думал, что стану основателем новой религии." [556]
В работе на Орден Вейсгаупт делает ставку в основном на "иллюминированных", священнослужителей и профессоров. "Под влиянием Братьев", - пишет он: "иезуиты были лишены всех профессорских должностей, и Ингольдштадтский университет был полностью очищен от них." [557] Таким образом, путь для адептов Вейсгаупта был открыт.
Подготовительный институт [при университете] также перешёл под контроль Ордена: "Все профессора являются членами Ордена иллюминатов, поэтому все ученики станут учениками иллюминатов." [558]
И далее: "Мы предоставили нашим членам преимущества, приходы, должности при королевском дворе. Благодаря нашему влиянию [иллюминаты] Арминий и Кортес стали профессорами в Эфесе [название иллюминатской провинции]. Немецкие школы находятся под [влиянием] ⊙ [Ордена], и теперь ими руководят только члены [Ордена]. Благотворительной ассоциацией также руководит ⊙ [Орден].
Скоро мы привлечем к себе весь институт молодых священнослужителей Варфоломея; приготовления уже сделаны и перспективы очень хорошие, таким образом, мы сможем обеспечить всю Баварию своими священниками." [559]
К части А главы 9 К части В главы 9 Список литературы (1-436) Список литературы (437-872) К Содержанию