London Overground («Лондонская надземка») - система пригородно-городского железнодорожного транспорта в Большом Лондоне и Хартфордшире. Управляется Overground компанией London Overground Rail Operations в качестве части сети National Rail под маркой Transport for London. Состоит из шести линий: Ист-Лондон, Госпел-Оук - Баркинг, Норт-Лондон, Вест-Лондон, Уотфорд DC и Саут-Лондон.
Железные дороги в Великобритании управляются на основе системы железнодорожных франшиз различными частными компаниями с общей торговой маркой - National Rail. На данный момент пригородные маршруты поездов обслуживаются аж под пятью разными франшизами: Southeastern, Southern, South West, Thameslink, о котором я уже
писал, а так же Great Northern.
В 2003 году был запущен пилотный проект, согласно которому все линии National Rail в пределах Лондона были бы объединены под одной торговой маркой. Transport for London (TfL), муниципальная компания общественного транспорта, начала использовать бренд «Overground Network» («Надземная сеть») вдоль некоторых линий в южном Лондоне. Позже проект был остановлен.
В 2004 году Министерство транспорта Великобритании объявило о планируемом пересмотре железнодорожной системы в Великобритании. В рамках этого пересмотра Transport for London предложила создать «Лондонское региональное железнодорожное управление» (London Regional Rail Authority), которое бы позволило TfL самостоятельно регулировать железнодорожный транспорт как непосредственно в пределах Большого Лондона, так и на прилегающих к нему территориях.
20 февраля 2006 года Министерство транспорта Великобритании сообщило о передаче Silverlink Metro в управление TfL. Начался приём заявок на участие в тендере на управление линией под временным названием «Северо-Лондонская железнодорожная линия» (North London Railway). 5 сентября 2006 года был представлен бренд London Overground (по аналогии с Underground) и было объявлено о выводе линии Ист-Лондон из состава метрополитена и её включении в новую железнодорожную систему. В состав «надземки» вошёл и так называемый «тоннель Брюнеля»: старейший в мире тоннель из числа проложенных под водными преградами. В результате консультаций часть сети франшизы Silverlink была передана под контроль TfL. В состав франшизы входили две области: Silverlink County (пригородные и региональные линии) и Silverlink Metro (в основном внутригородские маршруты). После разделения франшизы на 2 части в 2007 году область Silverlink County перешла в состав новой франшизы London Midland, а Silverlink Metro перешла под управление TfL.
Линии London Overground можно легко найти на карте метро Лондона - они окрашены в оранжевый цвет. Всего на линии 112 станций, общая длина маршрутов составляет 104 мили и связывают они 23 из 33 районов Лондона. На линиях задействовано 96 поездов, которые в день совершают 1473 рейсов, а 1500 человек ежедневно обслуживают систему. После завершения связи между Clapham Junction и Surrey Quays для 30% лондонцев линии Overground стали доступны в 15 минутах ходьбы.
В мае 2015 года, под управление Overground были переданы три линии Lea Valley, обслуживающие станцию Liverpool Street с северо-востоком Лондона и графством Броксбоурн и небольшая линия между станциями Romford и Upminster. Первая будет иметь пересадку на Crossrail, вторая - имеет связь с метро и станциями линии франшизы c2c.
Overground не единственная "тяжелая" рельсовая система в ведении Лондона: в мае 2015 года появилась еще одна франшиза - Tfl Rail, временный сервис, в ведение которого в скором времени перейдет новая линия Crossrail, которая ныне стала Elizabeth line. Уже сейчас становится понятно, что с запуском линия будет работать на полную мощность, а к 2031 году вся сеть скоростного рельсового транспорта будет работать на пределе своих возможностей - по расчетам к 2030 году население Лондона возрастет с 8,6 млн до 10 млн жителей. В то же время, спрос на железнодорожные перевозки в южном Лондоне увеличится практически в два раза к 2050 году. Для обеспечения такого спроса предполагается глобальное изменение в системе рельсового транспорта Большого Лондона.
В январе Transport for London официально объявил о том, что сеть пригородных железнодорожных поездов может перейти в его ведение и будет присоединена к ныне действующей сети London Overground. Предполагается, что первый этап объединения может затронуть подвижной состав и маршруты оператора Southeastern, и случится это в 2018-м году; Southern, Thameslink и Great Northern войдут в сеть лондонской надземки в 2021-м году. Под вопросом пока остается франшиза Southern West Trains, - в настоящее время ведутся переговоры с оператором и консультации с постоянными пассажирами относительно удовлетворенности качеством его работы; вероятность включения поездов SWT в единую сеть пригородных электричек под управлением TfL оценивается как высокая.
С тех пор, как в 2007 году "надземка" взяла под свой контроль маршруты компании Silverlink, количество пассажиров увеличилось в 6 раз, сделав London Overground одной из самых популярных транспортных систем Британии. Успех системы подтолкнул градоначальников на дальнейшую реструктуризацию железнодорожных маршрутов - все поезда London Bridge, Canon - street, Charing Cross, Moorgate, Victoria и Waterloo вскоре будут включены в сеть TfL.
Железнодорожная система Лондона находятся сейчас в особо загруженном состоянии чем когда-либо. В столице находится девять из десяти самых загруженных железнодорожных станций в стране, с самой загруженной из них - вокзалом Waterloo с почти сотней миллионов пассажиров в год. А станция Clapham Junction линий Overground в год обслуживает 28 млн пассажиров. Для сравнения
Birmingham New Street, самый загруженный вокзал за пределами Лондона, обслуживает 35 млн пассажиров в тот же период. В 2015 году время ожидание поездов London Overground в 94% случаев составляло не более 5 минут, что делает франшизу одной из самых надежных в Великобритании. Даже за короткий период существования TfL Rail заработала такой же высокий рейтинг - 94%. Маршруты "нелондонских" франшиз могут похвастаться рейтингом в среднем 85%.
В общей сложности 835 миллионов поездок были сделаны пассажирами на лондонских железных дорогах в течение 2013-2014 финансового года. Объем солидный, согласитесь? Для реорганизации понадобятся и деньги в больших объемах: по предварительным оценкам весь переход оценивается от £ 10 до £ 15 млрд на срок 25 лет.
Передача контроля над пригородной железнодорожной сети Лондону было обсуждено в течение долгого времени. В 2012 году кандидат в мэры Кен Ливингстон, который курировал создание Overground в 2007 году, уже озвучил мысль перевести железнодорожное сообщение под контроль мэра. В то время , пресс - секретарь мэра Борис Джонсон сказал , что его офис продолжает лоббировать правительство для усиления контроля железнодорожных франшиз в Лондоне. А в октябре 2015 года комитет по транспорту Лондонской Ассамблеи приветствовал решение департамента транспорта мэрии, назвав его очевидным и разумным: «TfL безупречно справляется с управлением Лондонской Надземкой, поэтому большинство пассажиров одобрят нововведение и почувствуют выгоду от того, что пригородными электричками тоже будет командовать мэрия».
В интервью The Evening Standard Борис Джонсон пояснил, что перевод пригородных электричек в ведение департамента транспорта мэрии необходимо, поскольку они «являются «рабочей лошадкой» для экономики Лондона и всего юго-востока с викторианских времен» и обслуживают ежедневные нужды миллионов жителей столицы. Например, на период между 2025 и 2035 годами за счет перевода франшиз под ведение Лондона способствует появлению 34 000 новых рабочих мест в пределах 1 км от потенциальных станций "надземки".
Данные по пригородным железнодорожным станциям, не находящимся в ведении Overground, делают убедительными аргументы в пользу предполагаемых изменений: например, станция метро Brixton линии Виктория обслуживает 29 миллионов пассажиров в год, а рядом находящаяся железнодорожная станция Brixton обслуживает всего один миллион. Согласитесь, неэффективно? Тот же пример: станция метро Morden Северной линии обслуживает 9 миллионов пассажиров в год, а соседняя станция Morden South - всего лишь 100,000.
Проект подразумевает модернизацию и строительство дополнительных путей, системы контроля и сигнализации, строительство новых переходов неэффективных и малоиспользуемых линий в южной части Лондона. А уже сейчас начинается обновление подвижного состава пригородных франшиз с учетом приведения его к единому стандарту. Например, TfL выбрала компанию Bombardier в качестве поставщика нового подвижного состава для сети наземных пригородно-городских линий London Overground. Компания поставит 45 четырехвагонных электропоездов. В качестве опции предусмотрена поставка еще до 249 вагонов. Стоимость контракта - 260 млн ф. ст. На получение заказа претендовали также CAF, Hitachi и Siemens.