Кодекс Тоналаматль. Ицпапалотль и тресена 1-калли
Ранний постклассический период был временам быстрого развития и упадка многих городов-государств Мексиканской Долины. Это было тревожное время. Орды мигрантов различного происхождения нападали на местные поселения. Именно в этот период возникла Тула, в основании города принимали участие племена ноноакла с побережья Залива и тольтеки-чичимеки из земель в окрестностях Чальчиуитес в современном штате Сакатекас. Культуры этих народов были милитаризированными. Именно они привнесли обычаи воздвигать Чак-Мулов, сидящих статуй с чашами для сердец и крови принесенных в жертву людей, и цомпантли, стойки для черепов жертв. Выражением царившей в этих культурах теократии, основанной на патриархате и милитаризме, стали воздвигнутые в Туле высокие скульптуры воинов-атлантов, изображения ягуаров, американских волков, пернатых змеев, и площадки для игры в мяч. Гигантские каменные скульптуры из Тулы, изображающие мужчин-воинов, несут на груди эмблему в виде бабочки. В результате многочисленных войн и торговли, влияние тольтеков на высоте их могущества распространилось на многие регионы Месоамерики.
Чак-Мул. В руках у него была чаша для сердец и крови
Атланты в Туле. Культура тольтеков
Цомпантли в Теночтитлане. Культура ацтеков. Наверху располагалась стойка с нанизанными на шесты черепами людей.
Цомпантли. Рисунок из кодекса.
Ягуар. Рельеф с коатепантли (стены змей) в Туле. Культура тольтеков.
Два мифа о происхождении тольтеков-чичимеков, содержащихся в Кодексе Чимальпопока показывают борьбу между мужчинами и женщинами за главенство в обществе и противоречия между солнечным и лунным культами. Эти легенды начинаются с того, что Богиня-лучница приказывает своим людям послать свои стрелы во все направления, чтобы колонизировать чужие земли, и кончаются ее поражением. Считается, что этот сюжет отражает победу патриархата над матриархатом, идеологии воинственных кочевников, прибывших в Мексиканкую Долину над мировоззрением оседлых земледельцев, живших здесь до прибытия чичимеков. Кроме того, исследователи сходятся во мнении, что в результате преобразований в обществе сами сюжеты мифов были изменены, чтобы упрочить основы нового миропорядка. В этой связи возникает множество вопросов. Где и когда происходило действие этих мифов? До какой степени и в какое время их сюжеты были пересмотрены? Действительно ли они - результат религиозного синкретизма и милитаризма?
Ключевую роль в этих мифах играет богиня Ицпапалотль, обсидиановая бабочка. Она изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с крыльями бабочки и когтями ягуара на руках и когтями орла на ногах, иногда с черепом вместо головы. Был найден алтарь с изображением бабочки с крыльями, покрытыми обсидиановыми ножами, с клыками, держащей в руках кровоточащие человеческие сердца.
Алтарь Ицпапалотль. Культура ацтеков
Одно из наиболее известных изображений богини находится в кодексе Бурбоникус на странице, изображающей дни посвященной ей тресены. В её внешности сочетаются черты человека и животных, причем ни те, ни другие не доминируют. Согласно мифу, богиня ломает ветви священного дерева в раю, от чего земля начинает сохнуть. Дерево слева от неё, возможно, изображает этот миф. На этом рисунке богиня имеет крылья не бабочки, а орла, хищника, символизирующего войну. У неё когти орла или ягуара.
Ицпапалотль. Кодекс Бурбоникус. Культура ацтеков.
Ицпапалотль является нагуалем Шочикецаль, богини красоты и плодовитости или Тласольтеотль, богини греха и похоти. Это была страшная богиня человеческих жертвоприношений и обсидиановых ножей. Саагун называет Ицпапалотль покровительницей каменотесов. Она считалась одной из Цицимиме, звёздных демонов, которые должны уничтожить человечество в конце времен. Ицпапалотль - богиня дня коскакуаутли (гриф) и тресены 1-дом. В кодексе Теллреиано-Ременсис написано: «Этот день 1 Дом они считали плохим, потому что говорили, что в такой день приходили из воздуха сверху демоны в женских обличиях, нами называемые колдуньи, и об этих обычно говорили, что они ходили на перекрёстках дорог, и в уединённых и потайных местах, и потому те, кто были дурными женщинами и прелюбодейками, когда хотели избавиться от греха, уходили ночью в одиночестве, раздетые и с непокрытой головой к пересечениям дорог, где, говорили, что ходили те колдуньи, и там приносились в жертву нижние юбки, и, даруя свои набедренные повязки navas и платья, они оставляли их там, и это было знаком того, что грех оставлен». «Испапалотль. Означает «Нож Бабочек», и поэтому он закрыт ножами и крыльями бабочки. Его рисуют с ногами орла, потому что говорят, что иногда он является им, но они видят только ноги, как у орла». Далее указывается: «Этот Испапалотль был владыкой этих XIII дней. Говорят, что этот всегда носит в руках несколько ножей. Эта Испапалоте - один из тех, кто пал с неба с остальными, упавшими оттуда; а те, что оттуда упали, следующие». После этого перечисляются имена мужских божеств, но все они зачеркнуты. В другом месте этого же кодекса Ицпапалотль ассоциируется с Шочикетцаль: «Сочикесаль была первой, которая согрешила и здесь её называют Испапалотле, богиня нечистот и порока». Также Ицпапалотль считалась владычицей Тамоанчана, места, где родилось человечество и где была добыта кукуруза.
Ицпапалотль. Кодекс Теллериано-Ременсис. Видны крылья бабочки с красно-белыми обсидиановыми ножами, когти орла, юбка отороченная раковинами с задней панелью.
Богиня Ицпапалотль по легенде инициировала миграцию чичимеков из Чикомостока (семь пещер). Ицпапалотль вылетела из священной пещеры Чикомостока, держа человеческую ногу, как скипетр. За ней пошли семь мужчин-вождей чичимеков. Они начали странствие по извилистым дорогам, которые привели их в священный город Чолулу. Оттуда, одна группа отправилась странствовать путешествовать по границам территории, в конце концов, основав альтепетль (город-государство) Куаутинчан. Этот миф находит своё отражение на древней карте Куаутинчана Mapas de Cuauhtinchan.
Карта Куаутинчана. Нарисованы 7 пещер (Чикомосток) "в разрезе". В центре богиня Ицпапалотль ведет вождей чичимеков из пещер с жезлом из ноги человека.
Ицтакчальчиутликуэ (белый нефрит - её юбка) была древней богиней земли, почитаемой в районе Тулы около 10 века. Эта богиня родила в пещере Мишкоа, облачных змеев в год 1 кремень. Затем она родила пять других детей под водой, которые после появления на свет вскармливались Меситли (та, которая госпожа земли). Поэтому эти дети стали называться Меситин.
Солнце дало облачным змеям стрелы, чтобы они стреляли ими и принесли ему еды, но когда мецитин убили животных, они забыли принести их в жертву солнцу и проводили большую часть времени, напиваясь циуака, ферментированного напитка из растения магуэй. Увидев это, солнце сказало пяти, родившимся последними убить 400 мишкоа. Они спрятались около сломанного мескитового дерева, напали на 400 мишкоа, убили их и принесли в жертву солнцу. Затем пришли два святых человека - Шиунель и Мимич, и два оленя с двумя головами. Один олень превратился в женщину. Она поднесла свою кровь Шиунелю, чтобы тот её выпил, и вступила с ним с половую связь, а потом съела его. Мимич видел, как съели его брата, он закрыл свои уши от голоса другого женщины-оленя, зовущей его. Он кинулся в огонь и позвал богов огня на помощь. Они воскресили его. Второй олень сгорел и превратился в разноцветные кремни. Мимич завернул белый кремень в узел и с этим амулетом пошел завоевывать Уицнауак и там он нашёл женщину-лучника Чимальман, которую победил.
Место действия этой истории, вероятно, - охотничьи угодья с многочисленными пещерами, реками, озёрами и густой растительностью. Ицтакчальчиутликуэ и Меситли показаны в начале в роли родительниц и кормилиц своих детей в пещере и воде. Оба этих места ассоциируются с женской магией. В середине сюжета два соблазняющих и пожирающих оленя-женщины выступают, как антагонисты героев. Но их побеждают, и они умирают. Два героя Шиунель и Мимич подчиняющиеся солнцу. Они выглядят, как сторонники добра, а женщины-олени - как представители зла. Тема человеческих жертвоприношений солнцу главная в этом тексте. И невыполнение этой обязанности приводит к смерти. Первые дети богини, четыреста мишкоа не уважают Солнце; поэтому, они должны быть убиты новым поколением детей.
В месоамериканском фольклоре, олень - важный символ, связанный с охотничьей магией, лунной и солнечной мифологией. Согласно Ван Зантвиджку, у Чичимеков, мясо оленей было самым распространенным подношением богам. Он заявляет, что позднее, “подношения мяса оленей были заменены или дополнены человеческими жертвоприношениями, в которых жертв вешали с эшафотов и затем расстреливали из луков.” Таким образом, два оленя в этой легенде, вероятно, представляют священных лучниц, или их земных представителей, женщин-лидеров клана принесенных в жертву солнечному богу. В рассказе, женщины являются злыми, потому что они сексуально соблазняют мужчин, а потом пожирают их. За что женщины-олени должны погибнуть. Один из мужчин, Шиунель соблазняется ими и умирает; Мимич спасается, избегая контакта с женщинами-оленями.
Поражение четырехсот Мишкоа отказавшихся выполнять требования солнца о человеческой жертве, может символизировать покорение милитаризированными племенами кланов поклонявшихся Луне, вскармливающей богине, вероятно не принимавшей человеческие жертвы. Богиня, первая женщина-олень, сначала занимается сексом, а затем пожирает свою жертву. В этом образе воплощено представление об “ужасной матери,” пожирающей своих детей и любовников. Она должна умереть из-за своей проклятой сексуальности. Женский злой дух сожжен дотла, но солнечный бог спасает Мимича, и затем, он овладевает свертком, содержащим прах богини. Это могло указывать на то, что он завладел ее телом. Этот амулет становится его гарантом победы.
Подобная тема представлена в легенде, включенной в перевод Анналов Куаутитлана Дж. Бирхорста. Легенда говорит, что в 635 г., богиня Чичимеков Ицпапалотль (Обсидиановая бабочка) появляется перед своими детьми чичимеками (предки мешиков), давая им указания как, завоевать другие области. Затем она борется со своим сыном, и наконец, умирает от его руки, после чего он берет её роль на себя. В Анналах Куаутитлана говорится:
«Желтый орел, желтый ягуар, желтая змея, желтый кролик, желтый олень. Стреляйте на юг, в южные земли, земли садов, земли цветов. Там стреляйте в красного орла, красного ягуара, красную змею, красного кролика, красного оленя. И когда Вы закончите стрельбу, отдайте их в руки Шиутекутли, Старого Духа, кого должны охранять эти трое: Мишкоатль, Тоцпан, и Иуитль. Это имена трех каменных плит под очагом. Так Ицпапалотль учила чичимеков. И чичимеки пошли. И четыреста Мишкоа были во главе. Так они вышли из Чиукнаутилиуикана (9 холмов), из Чиукнауиштлауатля (9 полей). А потом они попали в руки Ицпапалотли, и она съела 400 Мишкоа, покончив с ними. Белый Мишкоатль, которого звали Мишкоатль младший, один спасся, убежав. Он прыгнул в дупло кактуса, и когда Ицпапалотль достигла кактуса, он выпрыгнул оттуда и выстрелил в неё, взывая к 400 мишкоа, которые умерли. Они появились. Они выстрелили в неё. И когда она умерла, они сожгли её. Затем они натёрли себя её пеплом, обведя им вокруг глаз. И когда их свёртки были готовы, они украсили себя ими в месте Мецатепек». Согласно тексту, действие происходит в 635 году. Однако в «Анналах…» далее написано, что в 804 году «Когда началось владычество чичимеков (в Куаутитлане), женщина Ицпапалотль сказала им: «Вы должны сделать Уактли своим правителем. Идите к Некуамейокану, и постройте дом с троном, дом из магуэя. И там Вы расстелите тронный мат, мат из магуэя. И затем Вы пойдёте на запад. И там вы должны стрелять. Также, как и на север, в пустынные земли, там вы должны стрелять, Также, как и на юг, там вы должны стрелять. Также, как и в земли садов, земли цветов, там вы должны стрелять. И когда вы завершите стрельбу, и возьмёте святых, синего, желтого, белого и красного, орла, ягуара, змею, и кролика, и т.д., вы должны поставить Тоцпана, Иуитля и Шиунеля охранять Шиутекутли, и т.д. И так вы должны сварить своих пленников. И когда Уактли будет отмечать четвертый день своего правления, вам понадобятся ваши пленники»». Далее указано, что жена Уактли Шуитлакуилошочицин, которая после смерти своего мужа стала правительницей, могла «заклинать демона Ицпапалотль».
Ицпапалотль. Кодекс Борджиа. Череп вместо головы. Красно-белый кремневый нож воткнут в нос. Драгие ножи оторачивают юбку и украшают одеяние. Лапы и когти ягуара.
После того, как она дала свои указания, Ицпапалотль съедает четыреста Мишкоа, за исключением Мишкоатля, Облачного Змея, который запрыгнул в дупло кактуса и - единственный остаётся в живых. Когда она устраивается на кактусе, он стреляет в Ицпапалотль, сжигает её тело и делает священный сверток с ее прахом. Мишкоатль, облачный змей, отдавая дань солнцу, использует свёрток с прахом богини как талисман. С ним он побеждает других воинов-женщин в этой области.
Как и в предыдущей легенде, богиня Ицпапалотль появляется вначале как главный герой, приказывая своим людям завоевать другие народы, живущие в южных сельскохозяйственных областях, вероятно имея в виду чинампы вокруг озера. Она также просит, чтобы они поднесли то, на что они будут охотиться, богу огня Шиутекутли. Таким образом, эта история представляет собой вариант предыдущей легенды. Здесь, богиня следует указаниям солнечного бога и приказывает принести ему жертвы. Однако далее сюжет изменяется, поскольку она становится антагонистом, который пожирает своих детей, за исключением уже известного нам Мимича. За это преступление, она должна быть убита.
Эта легенда представляет ту же самую тему покорения богини и появления солнечного культа, основанного на патриархате. Этот вариант поддерживается образом Шиутекутли, бога огня, помещенного в центре каменных плит под очагом, которые охраняют трое мужчин. В первоначальных мифах сотворения мира у других групп народов, таких как майя и Миштеки, три камня помещены в центр четырех сторон света, представляя собой основу земли и место общения с духовным миром. Таким образом, Шиутекутли приобретает статус бога создателя. Эта легенда, возможно, рассказывает об упадке матриархата, представляя женщин или как сексуальных объектов или ужасных матерей. По словам Хэдрика, мифы укрепляют политическую идеологию, "потому что боги создали этот политический строй в начале времен, попытки критиковать эту систему можно было бы всегда опровергнуть, ссылаясь на то, что сами боги учредили такое мироустройство».
Ицпапалотль представляла собой древнюю богиню земли Чичимеков, об этом говорится в одной из старых песен, приведенных в работе Саагуна. Тема храброго сына, который убивает жестокую мать (или сестру) появляется в обоих трудах. Поворот сюжета может указывать на религиозный синкретизм (замена богини земледелия с богом войны). Первоначальный миф о богине-воительнице, возможно, был изменен, и к нему были добавлены элементы, уменьшающие ее изначальную роль, что демонстрирует синкретизм между религией охотников и фермеров. Из древнего космического божества, Ицпапалотль стала позже для ацтеков дуалистичной богиней, предстающей то как соблазнительница или проститутка, то как Ужасная Мать, изображаемая в виде скелета в лезвиях с огромными зубами, сжимающими жертвенный нож. Обсидиановый нож, который она несла во рту, использовался мешиками, чтобы разрезать грудную клетку пленника и жертвовать все еще-бьющиеся сердце богу солнца Уицилопочтли. Она была также связана с орлом, который появился перед ацтеками-чичимеками во время их странствия. Кроме того, она представляет Сиуатетео и Цицимиме, женщин, которые умерли во время родов, которые возвращаются в последние дни 52-летнего цикла, чтобы съесть детей и людей на улицах. Другой олень в мифе представляет Чимальман, другую женщину-лучницу, побежденную и изнасилованную Мишкоатлем.
В этих двух легендах, сексуальный аппетит связан с людоедством. Ицпапалотль становится Ужасной Матерью, которая ест своих детей или соблазнительницей, которая пожирает своего любовника. Поэтому ее образ был связан с vagina dentata, женщиной, которая убивает своего любовника после совокупления с ним.
Мишкоатль. Кодекс Борджиа.
Идея того, что мужчина мог быть кастрирован или сожран после полового контакта с женщиной, - пример мужской фобии, представленной в мифах и легендах во многих культурах во всем мире. Одно из графических изображений этого разрушительного органа - рыба с острыми зубами или, в случае Жителей Центральной Америки, женщина с острыми зубами и ножами. Психолог-аналитик Эрих Нойманн считает, что имеется корреляция понятия vagina dentata с образом “Ужасной Матери”, которая может убивать своих детей. Понятие vagina dentata было связано с проблемами гомосексуализма, сексуальной репрессии, и гендерной дискриминации. Как упоминает Джингерик, мужской сексуальный страх передан в виде образа смертельно агрессивной богини Ицпапалотль. Ицпапалотль, “Ужасная Женщина”, которая должна быть уничтожена, является стереотипом, произведенным женоненавистнической идеологией. Таким образом, легенда о жестокости женского лидера была, вероятно, создана, чтобы утвердить передачу власти от женщин к мужчинам-воинам.
Новые религиозные концепции и ритуалы Чичимеков Тольтеков укрепили классовую и половую дифференцировку. Динамический подход к исследованию религии требует анализа исторических обстоятельств и языка, формирующих религиозные мифы и легенды. Критический метод анализа источников о роли женщин помогает нам понимать религиозные сюжеты как средства, пропаганды разделения социальных ролей. Чтобы облегчить преобразование местной религии, в новые мифы были включены элементы древних сюжетов.
Культ женского божества был связан с сельскохозяйственными обществами, где женщины и мужчины, казалось, были равны в правах. К позднему Классическому (600-900 г.) и Раннему постклассическому (900-1200 г.) периодам население сельскохозяйственных общин выросло, появились города - государства с нестабильной политической ситуацией, подверженные вторжениям захватчиков-чичимеков. При этом росла политическая власть милитаристских городов. Тлатоани, вожди-мужчины, руководили религиозными учреждениями и вооруженными силами. В Мексиканской Долине к двенадцатому столетию, лунная богиня Меситли и другие космические богини-воительницы, такие как Истакчальчиутликуэ и Ицпапалотль, стали изображаться в религиозных текстах как побежденные или порабощенные. Женское религиозное ядро сельскохозяйственных обществ оказывало почтение богиням, тогда как новые солнечно-ориентированные мифы показывали женщин в отрицательном свете, как ужасных матерей и соблазнительниц, убитых новыми вождями-мужчинами.