Юбка с черепом и скрещенными костями
Если юбки каменных статуй с черепом вместо головы, изображающих Сиуатетео когда-либо украшались, эти орнаменты уже давно стерлись. Однако, в кодексах Борджиа и Ватиканус 3773 (также известный, как Кодекс Ватиканус), созданных в миштеко-пуэблком стиле до завоевания имеется ряд из пяти женских фигур, одетых украшенные юбки, которые, как считается, изображают Сиуатетео. Хотя точное места изготовления кодексов Борджиа и Ватиканус 3773 не установлены, Пол отмечает множество тематических и иконографических параллелей между сценами в этих кодексах и изображениями на Алтарях A и B в Тицатлане. Возможно также, что одна или обе из этих рукописей были изготовлены в области, где основным языком был науатль, язык ацтеков.
В обоих кодексах - Борджиа и в Ватиканус 3773, пять Сиуатетео изображены с голыми грудями, одетыми только в одну юбку. В кодексе Ватиканус 3773 они также изображаются в мужском маштлатле (набедренной повязке). В кодексе Ватиканус 3773 (стр. 77) одна из этих пяти женщин носит юбку, украшенную, предположительно, скрещенными костями, частично скрытых снизу бахромой. Все пять Сиуатетео из кодекса Борджиа одеты в юбки с бахромой, украшенные костями, которые в двух случаях изображены скрещенными. Другая из женщин в кодексе Ватиканус 3773 9стр. 79) одета в особую юбку с панелью из подвесок, или складок, которая закреплена в талии поясом из костей с присоединенным черепом. Поэтому можно полагать, что, по крайней мере, часть Сиуатетео изображались в юбке, украшенной или черепом, или скрещенными костями.
![](http://www.omedb.ru/forum/uploads/post-571-0-27250900-1371062190.jpg)
Сиуатеотль. Кодекс Борджиа
Поэтому уместным кажется предположение Касо, чтобы художественное оформление платформ с изображением черепов и костей изображает юбку богини. Мнение Касо в значительной степени основывается на анализе фигур лежащих богинь в Кодексе Борджиа (стр. 32, 39,41). Хотя они и отличаются в деталях, все эти лежащие фигуры имеют тонкие тела, которые принимают форму длинной черной полосы, украшенной повторяющимися мотивами в виде человеческих сердец, жертвенных ножей, и - хотя они никогда не появляются вместе на одной и той же фигуре - черепов и скрещенных костей. Кроме того, в каждом случае, как отмечал Касо, передняя часть "туловища" обрамлена полосой из бахромы, имеющейся на многих платформах с черепами. Это - тот же самый край, который мы видим на юбках Сиуатетео в кодексах Борджиа и Ватиканус. В своих Primeros memormles, Саагун прямо заявляет, что юбки Сиуапипильтин (Сиуатетео) имеют бахрому.
![](http://www.omedb.ru/forum/uploads/post-571-0-65581100-1371062158.jpg)
"Лежащая богиня". Кодекс Борджиа. Стр. 44
Если Касо прав, художественное оформление платформ с черепами и скрещенными костями соответствуют орнаментам юбок Сиуакоатли и Сиуатетео. Это может объяснить неоднозначную форму прямоугольника, украшенного черепами и скрещенными костями, в Кодексе Тудела. В то время как, с обной стороны, этот объект, вероятно, представляет собой каменную платформу, с другой стороны, отсутствие перспективы в живописи позволяет нам считать его растянутым куском ткани, который испанцы, названные manta. Не объясняя, на чем основывается его мнение, Пол, считает, что украшенные прямоугольные панели, вставленные между черепами, сердцами, и скорпионами на бордюре Алтаря B в Тицатлане, одеялами. Предполагается, что эти панели, определенно, имеют отношение к юбкам Сиуатетео, поскольку ацтекские женщины делали свои юбки, обертывая manta вокруг нижней части тела и закрепляя их на талии. Анавальт отмечает, что комментатор к списку дани в, предположительно, доиспанском иллюстрированном манускрипте Matricula de tributes часто называет юбки словом “mantas”. Кроме того, она указывает, что страница 31r сходного с ним Кодекса Мендоса изображает юбку женщины и блузу, наложенную на пиктограмму manta. В доиспанские времена, особенно среди людей благородного происхождения, эти юбки были красиво украшены сотканными и вышитыми орнаментами, равно как и причудливыми бахромками по краям.
Множество ацтекских каменных рельефов, созданных до конкисты, изображают сверхъестественных существ женского пола с черепами и скрещенными костями на юбках. На двух из этих рельефах, черепа и скрещенные кости формируют вертикальную колонку в центре прямоугольной панели, ограниченной справа и слева вертикальными полосами, содержащими ацтекские символы Венеры и жертвенные ножи, представляющие собой ночное небо. Считается, что панель находится на одном уровне, и является платформой, которая поддерживает чудовищную фигуру с обнаженной грудью, с гротескным задранным вверх лицом, похожую на Цицимиме из кодекса Мальябеккиано и Тудела - с суставами с пастями монстров и когтистыми лапами.
Тлальтекутли. Например, рельеф Тлальтекутли из Теночтитлана поддерживает тезис о том, что каменные платформы с черепом и скрещенными костями представляли собой священную юбку женщины Цицимитль. На нем маленькая фигура, считающаяся богом Тескатлипокой, изображена появляющейся из круглой пиктограммы драгоценного нефрита, расположенной в середине большей фигуры. Так как ноги большей фигуры расставлены и согнуты, Х.Б. Николсон связывает позу с той, которую и сегодня принимают индейские женщины во время родов. Он предполагает, что рельеф изображает богиню-творца, рождающую Тескатлипоку. Это происходило в то время, когда мир был еще в темноте, потому что солнце ещё не было создано и приведено в движение.
![](http://www.omedb.ru/forum/uploads/post-571-0-80981300-1371062208.jpg)
Тлальтекутли слева. Сиуакоатль справа. Прорисовка рельефов.
На другом рельефе, изображающим то же самое существо, черепа и скрещенные кости появляются на том месте, где должна быть юбка. Так как спина фигуры повернута к зрителю, в этих изображениях мы видим заднюю часть юбки, скрепленную застежкой в форме черепа, которую также носят Цицимиме. Юбка женщины в данном рельефе выглядит, как платформа с черепами и скрещенными костями, которая её поддерживает. Касо, должно быть, имел виду именно этот рельеф, когда говорил о связи платформы с черепами с юбкой богини земли. В конце шестнадцатого столетия, Мендита написал, что “они [ацтеки] считали землю богиней, и рисовали ее, как разъяренную жабу со ртами во всех суставах, полными крови, говоря, что она глотает и ест все”. Подобное описание в Histoyre du Mechique называет этого земного монстра Атлатеутли, - неправильное написание слова Тлальтекутли, “Земной Бог” (или “Земная Хозяйка”), которое, как подтверждают другие источники, было ацтекским названием земли. Поскольку фигуры с огромными головами и вывернутыми конечностями напоминают жаб, изображение на этих рельефах идентифицируется как Тлальтекутли. Тлальтекутли, как уже говорилось, была создана давно, в начале времен, когда мир был все еще во тьме. Если орнамент из черепов и скрещенных костей относится к периоду тьмы в ранние дни творения, становится понятно, почему это изображение появляется на юбке изначальной земной богини. Тлальтекутли выступает, преимущественно, как прародительница, поскольку она рождает каждое утро солнце и обеспечивает существование растительности и воды, которые, в свою очередь, делают возможной жизнь человечества.
Сиуакоатль. Черепа и скрещенные кости также появляются на юбке женщины, изображенной на группе сходных рельефов, являющейся, предположительно, богиней Сиуакоатль. Как и в случае с Тлальтекутли, головы этих фигур повернуты назад, и их поднятые руки и ноги имеют когти. Как и у Тлальтекутли на каждом суставе у них находятся пасти монстров. Как Тлальтекутли и Цицимитль из кодекса Тудела, они носят скрепленную пряжкой-черепом, заднюю панель, окантованную раковинами, свисающую с задней части юбки. В то же время, на этих рельефах, лицо является человеческим и или частично, или полностью лишенным плоти. Тело почти всегда обращено спиной к зрителю. Подобно Цицимитли, изображенной в кодексах Мальябеккиано и Тудела, у этих существ длинный язык в форме жертвенного ножа свешивается поверх оскаленных зубов. На странице 27r Кодекса Тудела, в сцене, представляющей месяц Тититль, черепголовая богиня обозначенная в комментарии, как Тонан одета в подобную юбку, украшенную сеткой из грубо изображенных черепов и человеческих рук. Из комментария к подобному изображению в кодексе Мальябеккиано, мы узнаем, что это - богиня Сиуакоатль. Слова "Тона" или "Тонан", были формой обращения, означающей "мать", которую также использовали в отношении Сиуатетео.
Тексты песен на языке науатль, обращенных к Сиуакоатль подтверждают, что, имея власть и способность вызвать чрезмерную боль и смерть у избранных людей, она также была способна гарантировать успешные роды и здоровье младенца. В дополнение к ее способности обеспечивать рожающим женщинам легкие и успешные роды, Сиуакоатль, как покровительница акушерок, осуществляла контроль за множеством лекарств. Торквемада сообщает, что некоторые ацтеки поклонялись лекарственному растению, "которое они называют Пикиетль” (а испанцы называют его Табак), как телу “богини, которую они называют Сиуакоуатль”.
Конечно, Сиуакоатль считалась ответственной за материнскую смертность. Во время колониального периода считалось, что она "съела" младенца в колыбели (Саагун). Тем не менее, колониальные источники сообщают, что ацтекские акушерки использовали определенные лекарства для стимуляции сокращений матки во время трудных родов и стимуляции аборта. Паук, многоножки, и скорпион, изображенные на одном рельефе во взъерошенных волосах Сиуакоатли, служили помощниками в практике волшебных искусств в древней Мексике; мази и микстуры, сделанные из этих членистоногих использовались ацтекскими целителями и акушерками, чтобы вызывать видения, решать проблемы и лечить болезни, включая и болезни детей. Волосы богини, кроме того, изображены здесь как пучки дикой травы, называемой малиналли, которая, по данным Жанетт Петерсон, обладает лекарственными свойствами и используется при родах. Малиналли использовалась в колониальный, и, по-видимому, в доиспанский период, чтобы предотвратить развитие осложнений. Поэтому волосы Сиуакоатли, изображенные в виде малиналли, и их содержимое символизировали не только опасности, угрожающие беременным женщинам, но также и способность богини помочь им.
![](http://www.omedb.ru/forum/uploads/post-571-0-82478500-1371062180.jpg)
Голова Сиуакоатли. Прорисовка рельефа.
Звездная Юбка
Ситлалиникуэ. Ещё одно свидетельство того, что юбка с черепами и скрещенными костями свидетельствовала об обладании ее владельца творческими, целительными силами, а также связи его с и Цицимиме, появилось при изучении рельефа, вырезанного на плите из зеленого камня, найденной, в тайнике 15-ого столетия ниже платформы главного храма Ацтеков. На верхней поверхности плиты с переходом на боковые стенки выгравирована стоящая фигура женщины, одетой только в одну юбку. Хотя у неё нет когтей и чудовищных пастей в суставах, эта женщина имеет многие из характерных черт Сиуакоатль и других Цицимиме. Это - лицо без губ, обнаженные зубы, длинные волосы, поддерживающие гребень из жертвенных знамен, и, что наиболее важно, украшения юбки в виде черепов и скрещенных костей, находящихся выше полосы стилизованных звезд и символов Венеры с бордюром в виде бахромы внизу. Эта юбка, хотя и не имеет раковин, очень похожа на юбку Тлальтекутли и Сиуакоатли.
![](http://www.omedb.ru/forum/uploads/post-571-0-97422300-1371062173.jpg)
Ситлалиникуэ. Рельеф из Теночтитлана.
Альфредо Лопес Остин (1979) связал эту фигуру с ацтекским мифом, приведенным в Histoyre du Mechique, в котором изначальный культурный герой по имени Ээкатль отправляется на поиски женщины по имени Майяуэль, чтобы обрести опьяняющий напиток, теперь называемый пульке. Пульке делается из сока растения магуэй, которое в доиспанских мексиканских рукописях было персонифицировано, как богиня Майяуэль. В мифе, Ээкатль похищает Майяуэль, но пару начинает преследовать группа рассерженных богинь во главе с бабушкой Майяуэль. Имя бабушки, согласно этому источнику, - Цицимитль, а "богини", которые сопровождают ее, названы Цицимиме. Майяуэль и Ээкатль превращаются в дерево с двумя ветвями, чтобы ускользнуть от этих женщин, но Цицимиме отламливают ветвь, в которую превратилась молодая женщина, и поедают её. Как только злобные Цицимиме уходят, подавленный герой принимает свою первоначальную форму, соединяет кости своей подруги, и хоронит их. Из них он выращивает первое растение магуэй.
Лопес Остин утверждал, что рельеф на зеленом камне изображает Майяуэль, порождающую пульке. Он приходит к этому заключению, основываясь на том, что на груди большей фигуры находится меньшая, рядом с которой расположен знак дня 2 Кролик (Оме Точтли). Знак Два Кролик был календарным именем и днем рождения Патекатля, самого важного из Сенцонтоточтин “400 Кроликов”, которые были ацтекскими богами пульке. В качестве подтверждения своей версии, что изображенная женщина - это Майяуэль, Лопес Остин указывает на имеющее форму полумесяца носовое украшение у меньшей фигуры. В колониальных рукописях, например в кодексе Мальябеккиано, божество пульке имеет украшение в носу в виде полумесяца.
Однако Карл Таубе утверждал, что женщина, изображенная на плите из зелёного камня не Майяуэль а Цицимитль. Стоит отметить, что ни одно из известных описаний Майяуэль не содержит ни одной из иконографических черт, имеющихся на рельефе, и, в то же время, пугающее изображение Цицимитли в Кодексе Тудела, расположено в части рукописи, посвященной божеству пульке. Это, согласно Буне, является следствием того, что данные изображения имеют общий утраченный прототип. Таубе отмечает, что, в доиспанском искусстве, носовое украшение в форме полумесяца, как у маленькой фигурки на груди женщины, также появляется на некоторых изображениях Цицимиме. Он указывает на четыре спускающиеся пары в Кодексе Борджиа (стр. 49-52), которых он определяет как Цицимиме, отмечая, что их руки так же подняты и расставлены, как и у меньшей фигуры плите из зеленого камня. Стоит принять версию Таубе о том, что на плите изображена Цицимитль, но его идентификация фигуры как Сиуакоатли-Иламатекутли не может быть принята. В 1994 году в своей статье С.Ф. Клейн утверждала, что на основании иконографических данных, можно полагать, что изображение на плите из зеленого камня - устрашающая бабушка Майяуэль - Цицимитль.
Есть, однако, другое имя для этой космической прародительницы. В Кодексе Бурбоникус, на каждой из страниц части, предназначенной для предсказаний (страницы. 3-20), изображена в профиль сидящая фигура, осуществляющая контроль над тринадцатым днем тресены. Эта фигура изображена с головой скелета, взъерошенными волосами, и гребнем знамен на голове - характерными чертами Цицимиме в колониальные времена. На первых трех страницах она одета в красную юбку, с бордюром из раковин, что характерно для Цицимиме. На нескольких страницах Кодекса Бурбоникус, юбка богини украшена белыми точками, которые могут представлять собой звезды, как и на юбке женщины, изображенной на плите из зеленого камня. Согласно Касо и Селеру, эта фигура представляет собой древнюю ацтекскую богиню-творца по имени Ситлалинкуэ, “звезда ее юбка”, и поэтому можно предположить, что на рельефе, найденном у Великого Храма, изображена Ситлалинкуэ.
Ситлалиникуэ. Рисунки из кодекса Бурбоникус.
Как мать и бабушка богов и небесных тел, Ситлалиникуэ является первой архетипической Цицимитлью. Это помогает объяснить присутствие красной задней панели на юбке с бордюром, которую имеют так много фигур, являющихся доиспанским прообразом колониального изображения Цицимиме. Саагун говорит, что женщина, которая изображала богиню Сиаукоатль-Иламатекутли, носила поверх белой юбки, то, что он называет "юбку звезды" (атлалли икуэ), которая, как он говорит, имела бордюр из небольших раковин. Эта деталь одежды могла являться задней панелью с бордюром из раковин снизу или фартуком, который изображается вместе с юбкой из черепов и скрещенных костей на Цицимиме, Тлальтекутли, и Сиуакоатли. Как отмечает Кармен Агилера, соответствий между Ситлалиникуэ и Сиуакоатль так много, что кажется справедливым сказать, что эти двое богини были очень тесно связаны. В компиляциях семнадцатого века местных песен и заклинаний собранных Эрнандо Руисом де Аларкон, богиня Ситлакуэйех, "Владелица звездной юбки", призывается для помощи целителям, также, как и Сиуакоатль - на сто лет ранее. Независимо от того, кто носил его, задний фартук, передается в символической форме Ситлалиникуэ и становится атрибутом ее генеративных сил, проявленных, во время тьмы сотворения мира.
Из работ Руиса де Аларкон, а также других колониальных авторов мы знаем, что, как и Цицимиме, Ситлалиникуэ олицетворяла Млечный Путь. Она проживала на небе со своим мужским подобием, которое некоторые источники называют Ситлалатонак. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», Ситлалиникуэ и ее супруг (которого автор произведения не называет) были созданы парой изначальных творцов мира, чтобы служить хранителями небес. По данным колониальных источников, Ситлаликикуэ и ее супруг создали Солнце, Луну, планеты и звезды, многие из которых считались до завоевания божествами. По одной из версий, она ниспослала с неба 1600 детей, которые сразу же погибли. Этот миф рассказывается в «Истории мексиканцев по их рисункам» и Кодексе Теллериано-Ременсис на страницах 4v, 18v, согласно которым некоторые из самых ранних звездных божеств упали на землю, когда небеса рухнули. Это объясняет страх ацтеков, что некоторые звезды могут в один прекрасный день спускаются, что на этот раз приведет к концу мира.
Окончательное доказательство, что изображённая на зеленом камне богиня является Ситлалиникуэ - это ацтекская пиктограмма "камень", из которой появляется маленькая фигурка на груди. В некоторых свидетельствах о сотворении мира говорится, что некоторые из первых мужчин и женщин, которые населили землю, либо вышли из неё, были превращены в камень. В одной из версий прямо говорится, что Ситлалиникуэ родила камень или каменный нож, который ее другие дети, из ревности и страха, бросили на землю. Это было актом насилия. Камень, после раскола превратился в 1600 божеств, которые затем были отправлены в подземный мир, чтобы собрать кости предыдущих рас. Из этих костей были созданы современные люди. Точно так же Новорожденный сын Сиуакоатли, по данным некоторых источников, был каменным ножом, который богиня носила на спине. Этот сверток походит на тот, который несет мужское божество Мишкоатль, в котором содержится белый камень. Камень Мишкоатля был останками убитого изначального создания по имени Ицпапалотль, обсидиановой бабочки, тело которой разорвалось от потока цветных камней, когда рассерженный Мишкоатль поймал и сжег её. Хотя, как было показано, поздние колониальные источники говорят о том, что большинство Цицимиме были мужчинами, богиня Ицпапалотль однозначно идентифицируется как Цицимитль комментатором Кодекса Теллериано-Ременсис (л. 18v).
Фигура на рельефе из зеленого камня, обнаруженном в Великом Храме, вероятно, является изображением Ситлалиникуэ "Звезда - ее-юбка", первой Цицимитли, рождающей одного из своих 1600 детей, которые были богами пульке и, по крайней мере некоторые, из которых были Цицимиме. Ситлалиникуэ не имела власти уничтожить Землю и человечество, но и олицетворяла силы, которые поддерживают твердь и тем самым сохраняют хрупкое существование мира, которым наслаждается ныне существующая раса людей.
Змеиная юбка
Важностью юбки, которую носили женщины Цицимиме можно объяснить тот факт, что ацтеки возводили гигантские статуи Цицимиме в главном храме в столицы. Дюран утверждает в своей истории ацтеков, что правитель Ауицотль приказал вырезать из камня и установить в храме две большие статуи богов, называемых Цицимиме. Альварадо Тесосомок, говоря о тех же статуях, описывает их как "богов, знаков и планет". Он также упоминает более раннюю каменную статую, законченную во время правления Мотекусомы I, принадлежавшую к классу "Цицимиме илуикацицкике, ангелов воздуха [и] держателей неба" и "Петлакоцицкике, держателей тростниковой кциновки". Похожие скульптуры Цицимиме были размещены вокруг храма Уицилопочтли во время правления Тисока. Они изображали "богов воздуха, которые приносят дожди и воды, громы и молнии».
Бун предположил, что остатки некоторых из этих скульптур находятся сегодня в Национальном музее Антропологии в Мехико. Две цельных статуи находятся в экспозиции в ацтекском зале музея и два фрагмента, по крайней мере, одной, возможно, двух других статуй находятся в хранилище. Один из сохранившихся фрагментов представляет собой часть юбки из сплетенных змей, а другой представляет собой часть задней панели, отороченной раковинами "юбки звезды" вместе с частью юбки из змей. Тот факт, что имеются фрагменты нескольких статуй с юбкой из змей, может объясняться тем, что несколько правителей распоряжались изготавливать статуи Цицимиме.
Коатликуэ.
Юбки из переплетенных змей также являются характерными деталями двух наиболее сохранившихся и самых известных статуй, которые в настоящий момент можно увидеть в ацтекском зале музея. Достигающая в высоту восьми футов, впечатляющая статуя традиционно считается изображением ацтекской богини Коатликуэ, чье имя буквально переводится, как "Змея-её-юбка". Юбка богини, другими словами, говорит нам о том, как ее зовут. Змеи, которые образуют юбку, могут символизировать ее кишечник, так как одно из названий внутренностей в языке ацтеков было коатль - «змея» (Саагуна). Фигура также имеет задний фартук, окантованный раковинами, закрепленный человеческим черепом, а также ожерелье из человеческих сердец и рук, которое также имеется на других фигурах, относимых к Цицимиме.
Коатликуэ является самой известной на сегодняшний день богиней, так как она является матерью Уицилопочтли, о чем рассказывается во Флорентийском Кодексе Саагуна. Хотя логически следует, что, мать Уицилопочтли, как и он сам, должна быть одной из Цицимиме, нет данных о том, что Коатликуэ относится кэтой группе божеств. Причину, по которой статуя имеет такую одежду, можно найти в "Истории мексиканцев по их рисункам", где говорится о создании богов, земли и солнца. В этом тексте рассказывается, что, в то время, когда земля была еще во тьме, бог Тескатлипока, сын Ситлалиникуэ, создал 400 мужчин и 5 женщин “чтобы там были люди, которых могло есть солнце”. 400 мужчин, созданных Тескатлипокой умерли четыре года спустя, но пять внучек Ситлалиникуэ прожили еще двенадцать лет и умерли только в тот день, когда “было создано солнце”. В версии мифа о том, как солнце было приведено в движение, из «Leyenda de los soles», имена женщин из этой группы, которых в этом источнике всего две, включают в себя слово "юбка". Одну из этих обреченных богинь звали Йапалиикуэ, “ее юбка черная”, другую - Ночпалиикуэ “ее юбка красная”. "История мексиканцев по их рисункам", с другой стороны, называет одну из этих женщин Куатликуэ (“змея - ее юбка”), матерью Уицилопочтли.
Роль Коатликуэ, которая пожертвовала собой, чтобы привести солнце в движение, может объяснять причудливую форму головы статуи и конечностей Коатликуэ. Руки и ноги богини принимают форму гигантских змей, в то время как две змеи выступают из шеи и соединения носами, чтобы создать чудовищную голову. Как отмечает Хустино Фернандес, змеи, которые формируют голову статуи Коатликуэ, представляют собой потоки крови, указывая на то, что богиня была казнена. Змеи, которые формируют ее недостающие конечности, говорят о том, что она была также расчленена. Мы знаем, что обезглавливание было одним из излюбленных ацтеками методов принесения в жертву женщин до конкисты и что все принесенные в жертву женщины расчлененялись. Поэтому весьма возможно, что известная статуя Коатликуэ представляет богиню, как принесенную жертву, которая отдала жизнь, чтобы принести свет в мир. Это могло объяснить загадочную дату “12 Тростник”, которая стоит на статуе сверху сзади. Бун указывает, что эта дата появляется в Анналах Куаутитлана (как первый год второй солнечной эры). Согласно Анналам, солнце этой эры называлось “Солнцем Ягуара”, потому что, в день “4 Ягуар”, небо разрушилось, солнце прекратило двигаться, темнота спустилась на Землю, и “люди были съедены”. Если эта интерпретация правильна, коннотации статуи были бы двойственными, что контрастирует с исключительно отрицательным образом Цицимиме, в некоторых колониальных источниках.
Вторая полная статуя, которую Бун идентифицирует как Цицимитль, которая также находится в экспозиции Национального Музея Антропологии, носит юбку из человеческих сердец. Они напоминают сердца, которые украшают Алтарь в Тенайуке, который Касо связал с юбкой лежащей богини земли из Кодекса Борджиа на странице 45. В то время как юбка статуи могла означать, что имя этой женщины Йоллотликуэ, “сердце - ее юбка”, в имеющихся источниках не упоминается богиня с этим именем. Тем не менее, в "Истории мексиканцев по их рисункам" говорится, что у горы Коатебек (Коатепек - месть змей или Коатепетль - гора змей) около Тулы древние ацтекские мигранты “держали в большом почитании mantas пяти женщин, которых создал Tezcatlipoca, которые умерли в день когда, солнце было создано ..., и от этих mantas вышеупомянутые пять женщин воскресли, и блуждали по этой горе”. Эти mantas были, по-видимому, женскими юбками. Поэтому все статуи этой группы, могут изображать тех богинь, которые, давно пожертвовав собой во имя солнца, позже вновь появлялись как персонифицированные юбки.
Мы знаем, что одежда носимая, богами играла важную роль в ацтекских мифах и ритуалах. По крайней мере, в некоторых священных местах в период ранней в ацтекской истории хранились реальные предметы одежды, украшенные этими священными орнаментами - или эти юбки были обернуты вокруг священных связок как реликвии их первых владельцев. В своём произведении Мендиета говорит о попытках богов привести солнце в движение. Он сообщает, что “mantas” богов, которые дали принести себя в жертву, были обернуты вокруг связок палок и снабжены новыми сердцами из зелёного камня. И им были даны имена божеств, которых они представляли. Согласно Мендиета, Андрес де Олмос, как сообщается, нашел одну из этих священных связок (тлакимилолли), которая была обернута “многими mantas”.
Изготовление связок и вера в волшебные свойства древних предметов одежды все еще существуют в некоторых частях Месоамерики. E. Майкл Мендельсон сообщает, что майя Tz’utujil в Сантьяго Атитлан говорит о двенадцати “Marias”, или священных женщинах, которые почитают старый, распадающийся передник из ткани, украшенный лицами трех “девочек зерна”, который хранится на алтаре Кофрадии Сан-Хуан . Передник олицетворяет женщину из древних времен, говорят, что он поврежден и свернут, но при этом все еще сохраняет силу, которая “открывает дорожку для детей”, то есть, приносит их в этот мир. Как Сиуакоатль и Ситлалиникуэ, ей молятся акушерки, которые могут поместить ткань лицевой стороной вниз на живот беременной женщины, чтобы дать будущему ребенку благожелательное "лицо" одной из девочек зерна. Ей также подают прошения целители, ищущие средства лечения больных детей. Некоторые из информаторов Мендельсона сказали, что ткань олицетворяет “внутренности” (las tripos) старухи. Это не может не напоминать нам о присутствии внутренностей - змеевидных кишок, сердец, черепов и скрещенных костей - которые появляются на священных юбках женских Цицимиме.
Фактически, есть косвенное свидетельство того, что эти было орнаменты и цвета имели волшебные свойства. Диего Дюран, писавший во второй половине шестнадцатого столетия, говорит, что ацтекские женщины, которые, во время Тепеилуитля (Уэйпачтли), носили туники “украшенные сердцами и ладонями с растопыренными пальцами”, делали так, потому что “они молили о хорошем урожае своими руками и сердцами, так как урожай был на них”. Короткие юбки, окрашиваемые скрученными внутренностями, “олицетворяли или голод, или изобилие, которое возникнуть” , поэтому возможно, что сущность и силы богинь-создательниц были изображены в орнаментах на их юбках. Это объясняет, почему орнамент из черепов и скрещенных костей, диагностический признак Цицимиме, так тщательно копировался на очень многих ацтекских платформах алтарей.
Cecelia F. Klein THE DEVIL AND THE SKIRT. AN ICONOGRAPHIC INQUIRY INTO THE PREHISPANIC NATURE OF THE TZITZIMIME.
Перевод с англ. S-m
Часть 1 Часть 3