Скульптура веселого горняка (на куске породы с эвдиалитом) у здания музея в Кировске
14.07.2013. Весь день мы добирались до Кировска. Кто бы такое предрек, ни за что бы ему не поверил. Но так было…
Встали, правда, поздно - только в полдень. Но это потому, что всю ночь лил дождь, с утра было очень холодно и сыро, и вылезать из палатки никому не хотелось. После позднего завтрака, нагрузив плечи и руки (как я уже говорил, образцов было собрано порядочно), двинулись в путь.
Завтрак перед выходом
Планировали выйти к поселку Коашва, примерные координаты которого были взяты из Сети, кроме того, он был на навикомовской карте в навигаторе. От поселка до Кировска и Апатитов ходил рейсовый автобус. Идти до него (по карте!) было не так уж далеко.
Но время тянулось, а мы все шли и шли. Справа тянулись бесконечные отвалы карьеров, вся дорога была покрыта толстым слоем пыли и грязи. Выяснилось, что нам очень повезло с дождем, который за ночь так промочил дорогу, что никакой пыли в легкие нам не досталось (повторялась ситуация с отстойниками Карнусуртовского рудника, и мы уже начали верить, что природа к нам благоволит).
Но Коашвы все не было. Закрадывались смутные сомнения. Я начал сверяться по навигатору и обнаружил, что том месте, где навигатор упорно показывает поселок, в действительности находится огромный карьер, на дне которого самосвалы выглядят не крупнее спичечных коробков. У встреченных водителей мы спросили, правильно ли идем в сторону Коашвы, те подтвердили, что правильно. Правда, Светлане показалось, что один из них сказал, что осталось всего 15(!) км, но мы решили, что просто ослышались.
С навигатором в руке в поисках Коашвы
Как потом выяснилось, со слухом все было в порядке. Не в порядке было с картами и координатами. После того, как грунтовка под ногами уступила место бетонке, а поселком по-прежнему не пахло, вымотавшаяся семья потребовала у меня вызвать такси.
Первый звонок оказался неудачным, поскольку водитель, с которым диспетчер меня связала, заявил, что вообще не понимает, где мы находимся, и как до нас доехать. Водитель второй фирмы оказался более знающим, но объяснил, что территория карьеров - это закрытая зона, и пока мы не выйдем за шлагбаум, он нас забрать не сможет. Мы взвалили рюкзаки обратно на плечи, взяли покрепче сумки, и обреченно двинулись искать шлагбаум.
Поравнялись с ответвлением дороги на Ньорпахк, а конца пути все не было. По счастью, мимо нас в нужном направлении проезжал вахтовый «Урал» и бесплатно довез нас до Восточного рудника (как бы мы тащились эти километры сами, уж и не знаю). Оттуда до шлагбаума с КПП было около 1 км, их мы окрыленные, прошли даже быстрей, чем ожидали.
К нашей чести сказать, мы не просто брели по дороге, но и периодически заглядывали на отвалы, вдоль которых шли, поэтому вес сумок понемногу рос:
Флюорит
Мелкие эгириновые солнца в альбите
Я пошел быстрее на разведку, семья не спеша топала за мной в отдалении. Перед КПП меня тормознула охрана на «УАЗе», придрались, почему без пропуска на закрытой для посторонних территории карьеров? Прикинувшись обычным туристом, я объяснил, что со стороны долины Вуоннемйока никаких запрещающих знаков не висит, а то бы я ни-ни. Они побалдели и отстали.
К тому моменту, как семья поравнялась с нами, в глазах охраны я уже превратился из нарушителя в простого чудика. Попутно охранники сказали, что по тем координатам, которые были у меня, отмечена когда-то существовавшая старая Коашва, которую уже давно накрыли отвалы карьеров.
Коашва на генштабовской карте 1970-х годов
расположена на северо-западе от горы Горелый лес
Коашва на туристической карте Хибин (год не знаю)
расположена на юго-востоке от той же горы
От КПП снова вызвонили такси и наконец-то добрались до Кировска. Остановились в гостинице «Спорт». Нам достался блок с двумя двухместными номерами. В душе горячая вода была только вечером, когда возвращаются рабочие ОАО «Апатит» (они оказались основными жильцами). Поужинали в столовой гостиницы - не очень вкусно, но зато не дорого.
15.03.2013. Утром отправили домой посылки с камнями, вышли две очень увесистые, каждая по 17-18 кг. Девушка-приемщица ворочала их с большим трудом, но от предложенной помощи мужественно отказалась.
После обеда сыновья отправились в кино, а мы со Светланой - в музей. Музей располагался в новом двухэтажном здании, с лифтом и башней с часами. Музей был бесплатным для посещения. Все потому, что он от ОАО «Апатиты». А ОАО «Апатиты» в Кировске и не такое могут себе позволить.
БелАЗ из мрамора, в кузове которого лежат минералы Хибин
(разумеется, это небольшая модель из музея)
Вообще, «Апатиты» в Кировске - это всё. И музей это подчеркивает. Здесь и история освоения, и минералогия, и современное производство, и картины местных художников. Оформлен музей интересно, ходить и смотреть можно долго. Мы решили, что обязательно вернемся второй раз, но не сложилось…
Макет оборудования по переработке фосфатов
Очень понравились картины местной художницы, выполненные из каменной крошки с включением настоящих камней (мне - с красным цветком, Светлане - более спокойных цветов, северный пейзаж с палаткой). Если бы не предстоящие походы, взяли бы сразу, хотя цена и не маленькая.
После музея еще побродили по улицам. Город по расположению похож на Холмск - горизонтальных поверхностей почти нет, только или вверх, или вниз. В небе и на тротуарах рядом с голубями - множество чаек. К Дому культуры ведет такая длинная лестница, что сразу вспомнилась архитектура Ленинграда.
Почти Ленинград (лестница к Дому культуры)
Недалеко от гостиницы - озеро с фонтаном и скамейками для отдыха (местные называют его Верхним озером, а Большой Вудьявр - Нижним), рядом с озером - штаб-квартира «Апатитов» - самое высокое здание в городе, сразу ясно, кто здесь хозяин.
Набережная Верхнего озера
Возле Большого Вудьявра увидели интересное заброшенное здание. Оказалось, раньше был вокзал, еще в 90-е сюда ходили электрички. Вокзал уникален тем, что слишком большой для такого городка. Даже в Апатитах вокзал скромнее, чем в нашем Тогучине, а здесь была такая громада.
Попытались в гостинице выяснить, как можно добраться до долины Кунийока. Выяснилось, что таксисты туда не возят, так как дорога для обычных машин непроходима. Но заглянули в турцентр «Хибины для вас» и Геннадий - владелец центра - договорился о нашей заброске с хозяином базы «Куэльпорр». Также оговорили с ним возможность остановиться после возвращения не в гостинице, а на съемной квартире, что выходило гораздо дешевле.
16.07.2013. В полдень за нами приехал Дима - хозяин базы «Куэльпорр» на пикапе. Раскачиваясь, преодолевая броды и нагромождения камней, пикап провез нас через перевал Кукисвумчорр (если бы не сказали, что это перевал, мы бы не догадались - дорога и дорога) и подвез к базе.
На перевале Кукисвумчорр
База была совсем небольшая, но выглядела в любом случае солиднее, чем избушка спасателей, которая находилась совсем рядом. Видно в КСС деньги никто не вкладывает. Навстречу высыпали большие собаки, их тут три, не столько для охраны, сколько для антуража и развлечения. Две немного похожи на хаски, третий - рыжий, не понять какой породы. Он все время рычал, но нам сказали, что это он не ругается, а так разговаривает.
Переговорили с Димой, что после прохождения перевалов, дня через три, мы остановимся у них. Он показал нам комнату, которую мы могли бы занять. На первом этаже сразу при входе находится что-то вроде гостиной, или кают-компании с камином для трапезы, или дружеских посиделок. Возле каминной трубы - горка из местных камней, что-то положили хозяева, что-то подкладывают туристы.
Куэльпоррские указатели
Переход к следующей записи