Об ответственности, о приятии, о трех видах действий и... 2

Jan 26, 2021 12:48


Так вот, есть эти три категории действий. И ответственность за них будет выглядеть немного по-разному.

В первом случае, когда делаешь что-то совершенно не зная и не прогнозируя - это даже не эксперимент по проверке гипотезы, потому что гипотез нет. Это шаг в неизвестность. Это исследование мира с чистого листа, накопление опыта, выяснение существующих причинно-следственных связей.
Последствия могут быть любыми, приятными или нет, или одновременно приятными и нет. И ответственность здесь состоит в том, чтобы принять любые последствия.
А потом всегда происходит оценка этих последствий как негативных или позитивных. Сама происходит! Это автоматическая функция ментала, которую невозможно отключить.
Вступил в лужу - провалился по пояс. Это неприятно, фу. Ок, принято. Или наоборот - это было захватывающе и понравилось, вау. Ок, принято.

И нужно принять эту оценку тоже. Именно она способствует накоплению опыта и развитию прогностического аппарата.
А потом, после оценки, в ментале происходит процесс выявления закономерности. Если мне понравились последствия, я запомню, что надо делать, чтобы это повторить. Если не понравились - запомню, чтобы не повторять.
Сложнее - когда понравились и не понравились одновременно. Но для принятия ответственности это не так важно.
Вот этот процесс - здоровый, и несение ответственности происходит тоже автоматически.

Но если ответственность не берётся, то начинается сбой.
Как не берётся ответственность (на примере с лужей):

«Перекладыванием» на других:
- а че вы (окружающие) меня не предупредили, что не надо так делать?
- а че никто табличку не поставил, что тут глубоко?
- а почему мне раньше не рассказывали, что это так здорово, прыгать в лужи? Вы скрывали от меня источник удовольствия.

Саможалением или гневом, в случае если не понравилось:
- так и знал, что все плохо кончится
- больше никогда не притронусь к луже
- все лужи одинаковые, с виду маленькие, а на самом деле опасные, ненавижу их

Взять ответственность = принять то, что произойдёт.

Во втором случае, когда действуешь, опираясь на гипотезу - свои прогнозы или информацию от других источников - это по сути проверка. У тебя есть гипотеза, и ты ставишь эксперимент.

Тут ответственность будет состоять в том, чтобы принять, что гипотеза может не оправдаться.
Исходно принять.
Она может быть ошибочной целиком, может быть ошибочной частично, и может быть верной. Принять возможность всех трех вариантов. Принять желание действовать, или не действовать. Принять риск действия или бездействия. В общем, принять всё.

Здоровый ментал будет работать так же, как и в первом случае - столкнётся с последствиями, оценит их и уточнит свою гипотезу. Либо утвердится в ее правильности, либо будет искать дополнительные данные, и снова строить прогноз. И это все автоматически и ненапряжно. Работает само.

Избегание ответственности тут будет выглядеть как обвинение кого-либо (себя в том числе) в недостаточно верном прогнозе.
- а че меня не предупредили? шож вы сразу не сказали?
- это не мои прогнозы неверны, это мне кто-то помешал
- я такое говно, даже предсказать не могу ничего

- авось прокатит
- раз невозможно быть уверенным наверняка, значит нет смысла что-либо делать вообще

Вот все сожаления и обвинения - это способы ответственности избежать. Я бы вообще сказала, что вина, обвинение и сожаление - это попытки избежать ответственности. Потому что это попытка избежать приятия того, что есть.

Предпоследний последний пункт - это попытка избежать ответственности до совершения действия, это игнорирование своего собственного прогноза и надежда на «авось»/удачу/чудо, а по сути - на что-то или кого-то, что выступит в роли страховки.
Ответственность подразумевает, что страховки нет. И мыслить так, будто ее нет. Даже если она якобы есть (или ее обещали, или она предполагается).
Потому что в этом мире сломаться/исчезнуть/помереть/измениться может все что угодно в любую секунду.
И это тоже нужно принять.
Принять, что изменчивость это данность.

А последний пункт - это тоже попытка избежать приятия изменчивости. Типа если все так ненадежно, то и не буду пытаться. Тут ответственность в том же - принять, что все может навернуться, но все равно действовать. И после того как все навернулось, принять это, и без сожалений и обвинений подумать, как можно уменьшить вероятность ошибки.

В некотором смысле, ментал работает на то, чтобы постоянно компенсировать изменчивость мира. И он это делает достаточно хорошо, в любом случае.
Ему может мешать только избыточная важность «я» и вытекающие из этого неприятие и обвинения/вина. А уже неприятие и вина толкают к «перекладыванию» ответственности. Потому что вместе с ответственностью якобы и вина перекладывается.

В третьем случае, когда точно знаешь, сто раз делал, и ничуть не сомневаешься, есть два варианта последствий: либо будет все именно так, как было и раньше, либо на 101 раз все изменится.
И те, кто говорит, что неразумно делая одно и то же ожидать разного результата - правы только наполовину. Потому что изменчивость мира никто не отменял, и на 101 раз действие может привести к другому результату, потому что поменялись какие-то условия.

Но тут избегание отвественности может быть двух противоположных видов:
- сто раз так делал, и сейчас прокатит
- может быть хоть на 101 раз все изменится?

То есть в первом случае ответственность перекладывается на некую выведенную в прошлом закономерность, мозги почуют на лаврах и не хотят обновлять данные. В результате однажды все идет прахом.
Как будто эта самая найденная однажды закономерность будет оберегом в любом случае. А она не должна.
Тут нужно принять возможность, что любая закономерность имеет пределы. И однажды может не сработать. И почивать на лаврах прошлого успеха - плохая идея.

А во втором случае это попытка продавить своим неправильным прогнозом объективную ситуацию. Нежелание мириться с действительностью. Нежелание менять процесс мышления, и требование, чтобы реальность под него подстроилась.
Вообще... вот эти вот теории про то как мысли прогибают под сеья реальность (фильм «Секрет» и тд) - это таки избегание ответственности, а не взятие ее. Это перекладывание ответственности на мир, который якобы должен подстроиться.

Взять ответственность - это принять, что твои представления о реальности могут быть ошибочны. И что реальность первичнее представлений о ней. И если крокодил не ловится, не растёт кокос, то надо не тупо сильнее давить в одну точку, а делать или думать как-то иначе.

практика и ее последствия

Previous post Next post
Up